Контроль в области охраны окружающей среды
Экологический контроль - система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды.
Основные задачи экологического контроля заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды.
Экологический контроль включает несколько уровней:
- государственный;
- ведомственный;
- производственный;
- общественный.
Государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (правил, норм), экологическую безопасность и эффективность проведения работ по рациональному использованию и охране всеми пользователями природных ресурсов.
Функции государственного контроля возложены на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обладают широкими правами и полномочиями:
- Посещение в целях проверки объектов хозяйственной деятельности независимо от их формы собственности.
- Проверка соблюдения нормативов, государственных стандартов, других нормативных документов в области охраны окружающей среды, работы очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды.
- Проверка соблюдения экологических требований, норм и правил при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию производственных и других объектов.
- Проверка выполнения требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы и внесение предложения о ее проведении.
- Приостановление хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц в случае нарушении ими природоохранного законодательства.
Ведомственный контроль осуществляется республиканскими органами государственного управления и объединениями в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды.
Производственный контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставлять в органы исполнительной власти и местного самоуправления сведения об организации и проведении производственного контроля.
В целях контроля состояния окружающей среды на предприятии и в прилегающей защитной зоне проводятся следующие мероприятия:
- систематическое проведение инструментальных замеров воздуха рабочей зоны;
- лабораторный контроль выбросов вредных веществ в атмосферу;
- отбор проб и анализ атмосферного воздуха над складируемыми токсичными отходами;
- проведение инструментальных замеров сточных вод;
- проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий по управлению отходами производства;
- проведение инструментальных замеров по физическим факторам (шум, вибрация освещенность), лабораторный контроль и анализ и др.
Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, трудовые коллективы с целью проверки выполнения требований Закона «Об охране окружающей среды».
Экологическая экспертиза
Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Процедура обязательной экологической экспертизы введена практически во всех развитых и во многих развивающихся странах мира.
Объектами ГЭЭ являются:
· проекты генеральных планов развития территорий,
· проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, организаций и др. объектов хозяйственной деятельности;
· проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;
· проекты международных договоров;
· все виды градостроительной документации;
· проекты комплексных схем охраны природы, схемы охраны и использования природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и лесоустройства, материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные).
Цель ЭЭ - предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на ОС и связанных с ними социально-экономических и иных последствий.
Задачей экологической экспертизы является составление заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и целесообразности реализации проекта.
ГЭЭ проводится на основании Закона РБ «О государственной экологической экспертизе» (1993), +Дополн и изм. (2000г.)
Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Открытие финансирования работ по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного заключения экспертизы.
Проведение государственной экологической экспертизы возложено на органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в его системе функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы по государственной экологической экспертизе проектов.
Общественная ЭЭ осуществляется научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, проводящими государственную экологическую экспертизу.
Ежегодно специализированными экспертными подразделениями органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды Беларуси рассматривается около 4500 проектных материалов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной деятельности. Из общего количества рассмотренных экологической экспертизой документов приблизительно 30 % не проходят согласования из-за низкого качества экологического обоснования проектируемых объектов.