Формирование экологической культуры учащихся

через содержание предмета «Окружающий мир»

Бардадимова Н.В.

МОУ «Гимназия №1»

(г. Воскресенск, Московская область)

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболотский.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этом возрасте преобладает эмоционально - чувственный способ освоения окружающего мира; формируются качества личности, которые определяют сущность в будущем. В этом возрасте происходит формирование наглядно - образной картины мира и нравственно - экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и самому себе. Яркость и чёткость эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком.

Одна из задач курса «Окружающий мир» по системе Л.В. Занковаи является: развитие исторического мышления, формирование экологической грамотности,обучение безопасному поведению в природе и обществе.

Возникновение экологических проблем связано с определённым этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реальное существование зависимости, с одной стороны человека от природы, с другой природы от человека.

Экологический материал содержится в следующих темах:

1класс

Природа живая и неживая.

Природа и человек.

Мы - часть окружающего мира.

Охрана окружающей среды.

2 класс

Что такое экология.

Взаимодействие сил в природе.

Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии.

Круговорот «отравленной» воды.

3 класс

Охрана почв.

Природные зоны суши Земли.

Природные сообщества: луг, поле, озеро, болото, лес.

Охрана растений и животных.

4 класс

Человек познаёт самого себя.

«Чёрная» смерть. Победа над эпидемиями.

Человек и природа.

Дыхание человека.
Знакомство с экологическими знаниями является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. У учащихся формируются следующие понятия: экология, эколог, экологические связи, экологическая безопасность, экологическая катастрофа.

Одним из способов формирования у младших школьников мотивации к обучению экологии является использование игровых форм обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. К игровой деятельности можно отнести весь комплекс «игр по правилам».

Для закрепления темы «Природа живая и неживая» целесообразно провести прогулку на пришкольный участок.

Цель: выяснить с детьми, что такое живая и неживая природа, формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы. Подчеркнуть, что человек - это часть природы. Поговорить о личной гигиене, об ответственности не только за своё здоровье, но и за благополучие окружающих растений и животных.

Перед прогулкой следует рассказать о значении зелёных насаждений. Выяснить, где живут животные пришкольного участка, какие у них дома. Почему они живут здесь. Как распространяются семена некоторых растений (одуванчики, рябина и т.д.). Какие птицы улетают, а какие остаются. Побеседовать о необходимости заботиться о зимующих птицах. Обратить внимание детей на сезонные изменения в природе.

Такие прогулки можно обыграть, раздать роли детям.

Командир - умеет построить отряд, сдать рапорт, отвечает за общий порядок в группе.

Эколог - может рассказать о правилах поведения на пришкольном участке, о значении зелёных насаждений.

Штурман - знает обязанности направляющего, и выполняют их; с учителем разрабатывает схему маршрута.

Знаток медицины - отвечает за медицинскую сумку, может рассказать, почему необходимо мыть руки, овощи, фрукты, о режиме дня.

Знатоки природы - ведут наблюдения за погодой в течение всей прогулки.

Знатоки птиц - наблюдают и называют увиденную птицу и коротко о ней рассказывают.

Знатоки природы - определяют по внешнему виду дерево и коротко о нём рассказывают.

Задания подбираются по следующему алгоритму:

• Найди

• Рассмотри

• Сравни (сходства и различия)

• Сделай вывод

• Зарисуй в тетрадь
Например:

1 Найдите дерево и кустарник.

2 Рассмотрите внимательно их.

3 Сравните их: сколько стволов, какие они по высоте, форме, какие у них листья.

4 Что вы можете рассказать о дереве и кустарнике. Как они называются?

5 Зарисуйте их в тетрадь.

Такие задания развивают у учащихся наблюдательность.

В завершение работы идёт обсуждение, в ходе которого делается вывод, что в природе всё взаимосвязано. Выпадение хоть одного компонента ведёт к нарушению «в слаженном оркестре» природы.

При изучении темы «Охрана окружающей среды» формируется понятие «окружающая среда»

Без чего невозможна жизнь на земле?
Можно составить кроссворд по вопросам.

- Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце)

- Что в руках не удержишь,

- Что в решете не унесёшь? (вода)

- Смесь газов. (воздух)

- Плодородный слой земли, на которой растут растения, (почва)

- Что называется окружающей средой?

Процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира расширяется и углубляется до выяснения причинно - следственных связей и взаимосвязей во взаимоотношениях людей с социо - природной средой.

Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. Природа сама пытается бороться с загрязнением. Но не всегда у неё это получается. Выходит, человеку надо отказаться от книг, т.к. они сделаны из древесины, от еды, одежды. Но это не возможно. Может быть, будем искать другой выход? Природе надо помочь. А как? Дети предлагают свои решения этой проблемы. В ходе дискуссии переходим к проблеме утилизации отходов.

На втором году обучения предлагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определённый объём информации по экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приёмами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоёме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Перед учащимися ставится проблема: Люди хотят поострить новый город. Что они должны предусмотреть, чтобы им было удобно жить, но при этом не нанести ущерба природе?

Чтобы решить эту проблему, нужны знания о природе и знания о человеке. Этим занимается наука, которая называется экология.

Но не всегда человек разумно относится к природе. Потребление природных ресурсов без отдачи приводит к экологической катастрофе.

Экологическая катастрофа – это критическое состояние окружающей среды, вызванное загрязнением и неразумным использованием.

Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии. Для формирования понятия экологические связи предлагаю такие задания

• Назовите 4 царства природы.

• Составьте цепи питания.

• Укажите, что относится к растениям, а что к животным
Это предварительная работа.

- Какие объекты изображены?

- Какой объект лишний?

-А могут ли живые организмы существовать без неживой природы? Почему?

На основе расширяющихся и углубляющихся знаний у детей, формируется восприятие мира, как единого целого, как системы, в которой в которой взаимодействуют все объекты, осознаётся роль человека, как сына природы. Дети учатся выражать своё отношение к изучаемой природной системе.

- Выходит, что в природе существуют экологические связи? Идёт работа по схеме.

В третьем классе образовательное пространство ещё более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах, как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов.

Для закрепления темы «Природные сообщества» учащимся предлагается такое задание:

- Какое природное сообщество отражает данные этой диаграммы?

- Составьте диаграмму, используя эти же данные, которая отражает а) лесное сообщество; б) болото.

Чтобы детям объяснить более доступно о сети питании, можно провести игру, которая даёт наглядное представление о том, что сеть питания образуется из многочисленных цепей питания. Ими связаны между собой растения и животные.

Оборудование: картинки с изображением растений, животных растительноядных, плотоядных, организмов-разлагателей; клубок верёвки и несколько отрезков верёвки (5 м)

Все играющие делятся на 5 групп в соответствии с видами живых организмов. Каждая группа получает карточки и составляет цепь питания, держа в руках верёвки (один конец у растений, другой у организма-разлагателя; растительноядные и плотоядные между ними). Затем все дети встают в круг. Какое-нибудь «растение» даёт клубок растительноядному, тот плотоядному, затем разлагателю. А он даёт клубок растению другой группы. И так до тех пор, пока не образуется сеть, связывающая всех игроков. Все игроки держатся за верёвку. Учитель предлагает всем «растениям» отпустить верёвку (растения погибли), цепь разрушилась. Можно обсудить с детьми, что произойдёт с остальными членами сообщества.

Изучение темы «Природные зоны» основывается на уже полученных знаниях о климате и почве. На нашей планете разнообразный климат и структура почв тоже разная. В соответствии с климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются животные. Такие территории получили название природные зоны.

А как же в природных зонах связаны между собой природные компоненты?

Работа по схеме.

- Что служит в связях причинами, а что следствием?

- Во многих жарких пустынях встречаются занесённые песком города. Раскопки показывают, что
здесь была богатая растительность. Какие причины привести к её гибели?

- Рассмотрите карту природных зон. Сделайте вывод.

- Были ли природные зоны на безжизненной Земле? Обоснуйте свой ответ.

Экологическая дискуссия.

Цель: установить взаимосвязь между природой и человеком; выяснить: человек хозяин или сын природы.

Работа идёт группах. Дети рассказывают о том, как природа влияет на человека и человек на природу, какие условия создаёт человек для природы, а какие природа. Всегда ли получается гармония?

Учащиеся спорят, доказывают, отстаивают свою точку зрения. Такая форма работы учит детей мыслить, рассуждать, делать умозаключения, общаться.

В 4-ом классе учащиеся знакомятся с анатомией человека. Раскрывается смысл экологического закона «Всё попадает в живой организм». Подчёркивается зависимость состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы. На примере судьбы «трубок дневного света» можно раскрыть экологический закон. Эти лампы выбрасываются на свалку. Где они разбиваются и ртуть, которая содержится в лампах, просачивается в почву, попадает в грунтовые воды, а затем в речку. В речке ртуть оседает на дно. Здесь её перерабатывают бактерии. Переработанная бактериями ртуть растворяется в воде и съедается рыбами. Рыбами питаются водоплавающие птицы, люди. Таким образом, ртуть попадает в организм и вызывает различные болезни.

Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. Они договариваются о мерах по её сохранению: «Конвенция по ограничению торговли редкими исчезающими видами диких растений и животных».

• Всемирный фонд дикой природы, выделяются средства на охрану редких видов животных и растений и на проведение исследований по их сохранению.

• Активно работает международная организация «Гринпис», которая борется за чистоту окружающей среды.

• Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который в 1963 году учредил Международную Красную книгу. В России она появилась в 1974 году.

• В разных уголках мира образованы заповедники и национальные парки.

С Международными организациями учащиеся знакомятся обзорно, а по заповедникам России предлагается проектная деятельность. Форма работы - групповая.

1 группа готовит материал об Астраханском заповеднике. Это научная лаборатория, в которой изучают проблемы разведения ценных осетровых рыб.

2 группа рассказывает об Ильменском минералогическом заповеднике. Это Уральская кладовая: самоцветы, драгоценные камни в естественных условиях.

3 группа собирает сведения о Кандалакшском заповеднике (Полярный круг). На неприступныхкаменных утёсах гнездятся многочисленные птицы.

4 группа готовит материал о Приокско-Терасском заповеднике (г. Серпухов). Там можно встретить все природные сообщества.

5 группа рассказывает о Лосином острове, который находится в Москве. Этот заповедник охраняется со времён Ивана Грозного.

Защита проектов проводится в виде научной конференции. Дети оформляют стенгазеты, собирают фотографии, открытки, картинки, книги. Подбирается музыка: звуки природы, голоса птиц, животных.

Такая форма работы направлена на то, чтобы ребята самостоятельно добывали знания, работали с дополнительной литературой, развивали творческие способности.

Показателями сформированности экологической культуры у младших .школьников являются: доброжелательный интерес к окружающей и социальной среде, попытки анализировать
явления с позиции приобретённых экологических знаний. Ощущение красоты, восприятие цвета, звука, формы, стремление овладеть навыками художественного творчества.

Попытка управлять своим чувством, преодолевать себя (болезнь, усталость, плохое настроение).

Владение гигиеническими умениями и навыками.

Проявление активности в детских экологических акциях.

Стремление заботиться о растениях, животных, а также помогать окружающим людям.

Осознанное выполнение нравственно-эстетических норм и правил в природе и социальной среде.

Наши рекомендации