Понятие и сущность экономического механизма природопользования
Экономический механизм природопользования – совокупность методов управления природопользованием, призванных создавать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой.
Основными экономическими рычагами в организации охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются:
– экономическое стимулирование рационального природопользования;
– финансирование природоохранных мероприятий;
– льготное кредитование природоохранной деятельности;
– определение лимитов на пользование природными ресурсами;
– экономическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства и загрязнение окружающей среды.
На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование.
Инструменты ценового регулирования можно условно подразделить на:
· поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.),
· принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов);
· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
В период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов.
2. Методы экономического стимулирования рационального
природопользования и природоохранной деятельности
Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и ответственности. Экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных правил и норм санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, ведущие борьбу за сохранение природной среды.
Среди методов негативной мотивации наиболее существенны следующие меры воздействия:
– штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства;
– платежи за потребление природных ресурсов;
– платежи за загрязнение окружающей среды;
- возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям.
В настоящее время методы позитивной мотивации для природопользования представлены в виде следующих элементов:
а) представление в распоряжение предприятий части прибыли (в зависимости от величины рентабельности), фактически полученной от реализации товаров и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства;
Б) отдельные виды премирования работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Система платного природопользования в РБ
Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности.
Статьей 83 Закона РБ «Об охране ОС» (в редакции от 21.12.2007 г.) прописаны два вида природопользования – общее и специальное. Общее ПП является бесплатным, специальное – на платной основе, если иное не установлено законодательными актами.
Платежи за специальное природопользование взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы.
К налоговым платежам относят экологический и земельный налоги, к неналоговым – платежи за пользование объектами растительного и животного мира.
Плата за специальное природопользование не освобождает виновных от выполнения ими мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда, причиненного в результате незаконного использования, или иного вредного воздействия на природу.
Экологический налог
В соответствии с Законом РБ «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (в редакции от 26.12.2007 г.) экологический налог состоит из платежей за:
1) использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;
2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
3) сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
4) размещение отходов производства в пределах установленных лимитов;
5) перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
6) за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими эту деятельность;
Производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Это в том случае, если после утраты ими потребительских свойств образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие их сбора, обезвреживания и (или) использования.
8) за производство или импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % или более летучих органических соединений.
А также взымаются:
- сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ;
- сбор за проезд автомобильного транспорта иностранных государств (в зависимости от вида, характеристик и времени пребывания на территории РБ).
Плательщиками налога в соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» являются объединения, предприятия, организации и их филиалы, представительства и их отделения и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности. Плательщиками экологического налога также являются: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, подсобные хозяйства предприятий, организаций, межхозяйственные организации, рыбоводные предприятия и др.