Молодежная субкультура: моральные проблемы
В конце XX столетия наглядно проявилась пестрота моральных воззрений, ценностей и идеалов, проявления которых хорошо известны, достаточно подробно описаны и особых неожиданностей не приносят. Но есть вместе с тем и открытые проблемы, касающиеся группы людей, моральные нормы и ориентиры которых изучены слабо и оцениваются весьма неточно. Речь идет о так называемой молодежной субкультуре, которая уже давно представляет собой довольно мощный и значимый пласт морального сознания и поведения и к которой мы, «взрослые», традиционно относимся несколько свысока, покровительственно-пренебрежительно.
Сам термин «субкультура» существует для того, чтобы выделить в системе материальных и духовных ценностей — то есть в общей, «большой» культуре — устойчивые совокупности моральных норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (сленга) и художественного творчества (как правило, любительского), характерные для отдельных групп со специфическим образом жизни, которые осознают и, как правило, культивируют свою обособленность. Определяющий признак субкультуры — не количество приверженцев, а установка па создание собствен-ных ценностей, отличающихся и отличающих «своих» от «чужих» по внешним, формальным признакам: по покрою штанов, прическе, «фенеч-кам», любимой музыке.
И хоть зарождается молодежная субкультура как самостоятельный феномен еще в конце 1940-х годов (с появлением битниче-ства), но ее легализация и культивирование на Западе ведет отсчет со студенческой революции 1968 года, главным лозунгом которой была борьба за права молодежи. На ее гребне оказались некоторые
культурные-феномены и даже целый вид музыкального искусст-I ва — рок-музыка, которые формировались и распространялись по преимуществу в молодежной среде.
А ведь именно в молодежной среде закладываются и формируются основы того отношения к жизни и к другим людям, которое впоследствии определит лицо мира. Поэтому целесообразно специ-
| |
ально остановиться на рассмотрении моральных норм и ценностей, характеризующих поведение и отношение молодежи к миру и друг к другу во второй половине XX века. Известно, что каждое поколение стремится к самоидентификации, стараясь придумать термин, определяющий его (поколения) суть, чтобы как-то выделиться из ряда предшественников и последователей. В XX веке это стремление приобрело характер эпидемии: «потерянное поколение» (о судьбах этих молодых людей, переживших первую мировую войну, писали Э.-М. Ремарк, Р. Олдингтон, Э. Хемингуэй), «сердитые молодые люди» (об их пессимизме, отчаянии, потере идеологических и нравственных ориентиров читайте в книгах Дж. Уэйна «Спеши вниз», Дж. Осборна «Оглянись во гневе», Дж. Апдайка «Кролик, беги» и др.), «разбитое поколение» — «битники», «дети цветов» — хиппи, диско-поколение, поколение X, поколение «пепси»...
Битники занимают в этом ряду несколько особое положение. Ален Гинсберг — один из идеологов движения, выразивший в своем творчестве всю силу его нонконформизма, так объяснял «разбитость» своего поколения (термин, предложенный Джеком Керуаком — «отцом-основателем», «королем битников»): «Поколение битников существует благодаря невиданным и противоречивым изломам души. Все бесконечно, безгранично; вечность — собака, сидящая у ног... Ничто не означает ничего...Человек не существует, он — Божье создание, бессмысленное создание в этом круговороте бессмысленностей».
Культовой фигурой битников стал хипстер — новый человек, символизирующий чуждость битников всему американскому укладу жизни (Хол-ден Колфилд, герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»), чувствующий, что ты — не такой, как все, не так одет, не то говоришь, не так живешь: ты изгой и пария. И как реакция — отсутствие каких бы то ни было табу в поведении, реализация естественной природной энергии. Жизнь — игра, ничто не заслуживает серьезного отношения. «Давай приколемся», — писал Тед Джоанс, и в этой фразе — суть образа мышления и нравов битников.
416 ___________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Сплав дзен-буддизма, христианства и экзистенциализма, идеи Камю и поэтики У. Уитмена — все это создало удивительное явление, оказавшее огромное влияние на развитие молодежной субкультуры во второй половине XX века. Рок-культура, движение хиппи и, конечно же, появление ансамбля «The Beatles», достаточно определенно связанного с «битниками», знаменовали приход нового поколения, новой культуры.
Своеобразным протестом против бессмысленности существования и жестокости мира с его войнами и насилием стало движение хиппи, породившее свою культуру и мораль для целого поколения молодых людей 1960-70-х годов. Эта особая молодежная субкультура сформировалась на волне сексуальной и психоделической «революций», на волне «рок-культуры».
Рок-культура породила сразу несколько феноменов: язык (сленг), стиль одежды, рок-периодику, рок-концерты и «тусовки» и т.п. Стало ясно, что рок — это не только искусство, не только стиль музыки, но и стиль жизни и система ценностей. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм — наркотики — музыка. И все-таки прежде всего рок — это искусство, и именно поэтому песни Джонна Леннона и Джима Мрррисона интересны довольно большому числу «нормальных» людей, а не только наркоманам и «пансексуалистам».
Хиппи были первым массовым молодежным движением, поставившим под сомнение господствовавшие ценности протестантской этики: они отказались от идеи Труда, Работы как Божественного Завета (а ведь именно на этом строилась американская этика преуспеяния). Вслед за Э. Фроммом главными моральными ценностями они провозгласили индивидуальную Свободу и Любовь во всех ее проявлениях: как истинный способ взаимопонимания, как силу, дающую человеку возможность обретения собственного Я, как единственное спасение в этом ужасном мире.
Иллюзии хиппи не оправдались, и к 1970-м годам стало ясно, что их романтическая социальная философия непрактична и не может стать всеобщим объединяющим моральным принципом. И дело было не только в противодействии им властей, родителей и обывателей. Дети-«цветы» были не способны и не готовы к позитивной деятельности и переменам. В конечном счете многие из них обратились к различным гуру, другие вернулись к привычному американскому образу жизни и участию в кон-
______ Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ 4П
курентной борьбе, и лишь немногие старые — «олдовые» хиппи остались верны былым идеалам.
В начале 1970-х на смену коммунам хиппи пришли яппи — молодые городские профессионалы, ориентированные на Успех, верившие только в себя, свою Американскую Мечту и старый добрый американский индивидуализм. Тимоти Лири, один из великих психоделических гуру, говорил о них, называя их «Я-поколение»: «Они политически и психологически независимы. Они не идентифицируют себя ни с компанией, ни с союзом, ни с тайной партией. Они не зависят от организационной принадлежности. Они знамениты своей нелояльностью к общественным институтам».
- Возникнув в 1970-е годы, моральные ориентиры яппи сохраняют свое значение и по сей день, определяя поведение и ценности общения ставших сегодня сорокалетними профессионалов в мировой политике и экономике (своеобразным примером здесь могут служить Б. Клинтон и Т. Блейер, А. Чубайс и Е. Гайдар, другие «молодые реформаторы»).
Одновременно с яппи, словно предчувствуя деградацию бунтарского духа хиппи, в 1970-е на авансцену вышли панки. Сердитые, грязные и злые дети рабочих кварталов, они были полной противоположностью миролюбивым, пассивно медитирующим хиппи — выходцам из среднего класса. На смену марихуане и ЛСД пришел героин и амфетамины и, перекрывая «All you need is love» хиппи, зазвучала полная ярости музыка «Sex pistols».
Основатель группы и идеолог панков Малькольм Макларен преобразовал романтический лозунг 1960-х «Будьте реалистами, требуйте невозможного» в лозунг «Неудача — лучший успех». Требования панков были невыполнимы, действия разрушительны, музыка нарочито непрофессиональна, а их взаимоотношения и общение носили демонстративно эпатирующий характер. Это было движение аутсайдеров, желавших оставаться таковыми.
1990-е годы стали эпохой «поколения икс» — миксеров» или, как они себя иногда называют, «детей демографического спада».
По их мнению, старшее поколение — «бумеры» (поколение эпохи «бума»), успевшее смолоду погулять, насладиться свободной от страха перед СПИДом любовью, теперь заполнило все ниши общества и «заедает» жизнь собственным детям и младшим братьям. Впервые термин
418 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы ирешения
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 419
«Generation X» был введен канадским писателем Дугласом Коуплен-дом, который стал его «крестным отцом», описав поколение X в одноименном романе.
Считается, что «иксеры» появились на Западе еще в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Они нигде не работают, любят компьютеры и Интернет, природу, конструкторы «Лего», цветные джинсы «Diesel», группу «Нирвана» и рекламу типа «Имидж — ничто, жажда — все». Их также называют слакерами или «пофигистами», поскольку их жизненный и моральный принцип — отсутствие всякого интереса к карьере и жизненным перспективам (они довольствуются работой, не требующей высокой квалификации); демонстративный отказ от бытового комфорта; в интимных отношениях — «серийная моногамия» (цепь постоянных, но коротких связей как альтернатива и устойчивому браку, и «свободной любви»); в жизненных целях — сочетание иронии по отношению к обществу с беспомощностью перед ним, полное отсутствие протеста, сочетающееся с неприятием всяких ценностей. Все это звучит в песне уже ушедшего из жизни лидера «Нирваны» Курта Кобейна: «Я ненавижу себя и хочу умереть».
Иксеры во многом являются продолжателями хиппи: в ожидании скорого конца света, в горделивом инфантилизме (детских чертах поведения), в антикорпоративном духе. «Generation X» — вообще явление, существующее «после»: после хиппи, после яппи, после панков. Они не успели стать хиппи или панками и сразу превратились в экс-хиппи, экс-панков, экс-яппи. Однако у них не было ни созидательной энергии хиппи (переустроить мир на новых началах), ни разрушительной энергии панков. Распространенные в молодежной среде 1960-70-х годов формы самовыражения — «Sex, drugs, rock-and-roll» — у иксеров значительно изменились. Секс приобрел эпитет «безопасный», наркотики иксеры употребляют мягкие, рок все более тяготеет к электронному варианту. Зато вновь вошли в моду поп-арт и телевидение с его рекламами и ток-шоу.
Сложнее дать объективную характеристику (если таковая возможна) отечественным аналогам поколения X. Во-первых, пытаться охарактеризовать как единое целое ту или иную возрастную группу, наверное, вообще некорректно: в одно поколение входят обычно люди самых разных ориентации и ценностей. Во-вторых, совершенно разные условия жизни и, соответственно, заботы и проблемы не могли не наложить свой отпечаток на поведение, стиль жизни и
стиль общения сверстников «там» и «здесь». И все же попытаемся
провести некоторые параллели.
В нашей стране ситуация, похожая на французские и американские 1960-е, приходится на конец 1970-х — начало 1980-х годов. Специфически «молодежного» в нашей культурной оппозиции было немного. Репертуар рок-звезд наших 1980-х был куда более «почвенным» и традиционным, чем у западного «хиппи-рока». Б. Гребенщиков пел русские романсы и песни А. Вертинского, Ю. Шевчук и А. Башлачев не скрывали того, что их учитель — В. Высоцкий. Проблемы сексуальной свободы, наркотиков, внешнего вида (какие носить штаны и прически) занимают в русском роке ничтожно малое место рядом с тем, что действительно важно, но недля отдельного поколения — по выражению Б. Гребенщикова, «поколения дворников и ночных сторожей», а, пожалуй, для всего нашего .общества в целом.
Питерские, московские, свердловские художники, музыканты и просто тусовщики, работавшие лифтерами, кочегарами, сторожами, были начисто лишены каких-либо амбиций и надежд па переустройство мира. Они были готовы вечно оставаться андеграундом, считая, что простая жизнь дороже денег и карьеры. Так существовали «Аквариум», «ДДТ», «Митьки» и другие творческие группы. (Кстати, об их нравах и стиле их жизни в начале 1990-х на студии «Лспфильм» спят удивительный художественно-документальный фильм «Город»). Но мир все-таки переустроился, деньги появились, карьера стала делаться, а жизнь нашего андеграунда как иксеров соответственно кончилась.
Интересно, что долгое время поколение X— и «упас», и «у них» — как бы не замечалось: были другие проблемы. Когда же Д. Коуплепд обозначил это поколение «двадцатилетпих-с-хвости-ком», оказалось, что эпоха уже переменилась, двадцатилетним стало за тридцать, а на смену иксерам пришли рейверы. Во многом эта перемена была аналогична смене хиппи на панков. Рейв, как и панк, пришел из рабочих кварталов Англии. Только вместо «травки» вошли в обиход «экстази» и сильные наркотики.
Стимуляторы и музыка «техно» привнесли в жизнь младших братьев иксеров острые ощущения, которых тем не хватало. У любимого писателя рейверов Ирвина Уэлша «все жахают по вене», гибнут под машинами, занимаются сексом с трупами и отрезают руки бензопилой. Рейверы, выработавшие особый код общения, закрытый для непосвященных, со своими моральными (а часто и аморальными) ценностями, «прикола-
420 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 421
ми», жаргоном, есть и у нас. Однако все это напоминает, скорее, детскую игру — с возрастом пройдет. Конечно, это только предположение и взгляд, так сказать, со стороны — со стороны другого, старшего поколения.
Сегодня существуют различные специфические тенденции изменения морального сознания современной молодежи. Одна из них — возникновение и развитие на фоне и в рамках уже рассмотренных движений и направлений молодежной субкультуры так называемой культуры хип-хоп. Причем отметим сразу же, что выявить какие-либо специфические моральные установки поведения и общения здесь очень сложно, ибо приверженцы хип-хопа не манифестируют своих этических воззрений, а их образ жизни демонстрирует подчеркнутое безразличие к проблемам морали. Однако это проявление и выражение тех нравственных ценностей и идеалов, которыми живет определенная часть современной молодежи.
Хип-хоп как стиль музыки впервые зазвучал в середине 1970-х годов на улицах Нью-Йорка. Однако когда мы говорим о хип-хопе в начале его развития, то подразумевается рэп — новая, абсолютно революционная музыка, которая и стала истоком новой культуры. Ее исполнители — люди, выросшие в городах и впитавшие всю противоречивую атмосферу урбанизации. Они ставили перед обществом вопрос, куда катится этот мир. Рэп был хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира. Стало ясно, что хип-хоп — это не просто очередное увлечение городской молодежи, но серьезное музыкальное движение. Однако музыка в стиле «хип-хоп» • оставалась андеграундиой до середины 1980-х годов, когда она начала постепенно подниматься на первые строчки хит-парадов. В начале 1990-х рэп-музыка начинает коммерциализироваться, что приводит к ее разделению на два стиля: собственно рэп и настоящий хип-хоп — музыка с ломаными битами, но без вокала, с часто используемыми инструментальными наигрышами.
В нашей стране хип-хоп был в основном недоступен и неизвестен - рядовому Слушателю, пока в 1998 г. в Москве не открылись школы для би-боев (брейктанцоров). После этого стали устраиваться фестивали хип-хоп, и московская молодежь всё больше и больше начала втягиваться в мир хип-хопа.
Хип-хоп родился как противовес насилию, наркотикам, всякой грязи. Хип-хоп изначально — это позитивная культура. Человек
пытается уйти от обыденности жизни, которая подавляет в нем всякое желание развиваться. А хип-хоп дает ему шанс выразить себя в творчестве.
«Подросток ничего не умеет, но он желает как-то выделиться из толпы.
Пожалуйста, граффити, ты рисуешь, ты оставляешь свои мессиджи. Брей-
кданс, ты танцуешь, ты самовыражаешься в танце», — говорят сегодня
«отцы» хип-хопа.
Сегодня уже нельзя говорить о хип-хопе только как о стиле музыке или о стиле одежды. Хип-хоп — это стиль жизни многих молодых людей нового поколения, людей, предпочитающих электро, рэп и другие музыкальные направления, танцующих би-боинг на улице, рисующих граффити, тусующихся в ночных клубах, катающихся на роликовых коньках и сноубордах.
Существуют и другие тенденции изменений морального созна- . ния и поведения нашей более «продвинутой», взрослой молодежи. Довольно точно их выражает Виктор Пелевин — автор романа «Generation П» (возможно, это отечественный аналог коуплендовс-кого «Поколения X»).
Герои В. Пелевина, как и его читатели, как правило, энергичные, молодые, амбициозные, вполне свободные люди, активно ищущие себя в новых общественных координатах. Их волнуют Интернет, дзен, наркотики, самоидентификация. Это новые, «компьютерно-интернетные» люди — современный молодежный авангард. Каковы же их моральные ценности и ориентиры?
Их отношения с миром и другими складываются непросто. Жизнь воспринимается ими как досадная обуза. Не страдание, а скука, пустота, стремление к смерти заполняют все их существование. Отсюда и другие черты «поколения П»: полное неприятие реальности, неуправляемая неприязнь к своему времени. «Поколению П» не нравится ни-че-го: всюду царят уродство и безобразие, кажется, что больше вообще не осталось интересных и хороших людей, есть только ублюдки, ошметки, шушера. Поэтому ненависть становится лейтмотивом отношения ко всему и всем.
Это может быть, к примеру, ненависть к отцам. «Отцы» — люди конченые; с ними не о чем говорить; их опыту, их прошлому, их моральным ценностям место на свалке.
422 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 423
Этот негативизм носит анархический характер. В нем — стремление к полной идеологической независимости, ибо идеи закрепощают, а держаться за них — значит попасть в рабство, взять на себя ненужные обязательства. Это инфантильное стремление к свободе «от». Роман Пелевина — своеобразная заявка на выражение поколенческого кредо, на создание «культового» романа, выражающего миросозерцание современных молодых людей, их моральный облик, их стиль, способ жизни и общения. С кредо героев Пелевина можно соглашаться или не соглашаться. В конце концов, самим молодым виднее.
К концу XX века в мире скопилось столько фикций и лжи, что молодым людям трудно найти что-либо подлинное в океане пустых банальностей и идеологем. О том, что эти идеологемы могут быть весьма опасны, свидетельствуют и другие тенденции проявления молодежного сознания и поисков некоторой частью молодых людей моральных ценностей и Ориентиров. Вот некоторые из них.
«Россия — страна арийцев! Хватит, поиздевались над нами всякие жиды и большевики. Мы, арийцы, здесь хозяева. И мы будем хозяевами. Когда мы придем к власти — мы всех выстроим вдоль стен и всем скажем: «Жиды и комиссары — шаг вперед!» И всех жидов и коммуняк — из пулемета. Потом скажем: «Узкоглазые и черножопые — шаг вперед!» И всех узкоглазых и черножопых — на рудники и на лесоповал. Пусть работают... Да здравствует Тысячелетний Великий Рейх Арийской Нации!..» Это фрагмент выступления одного из лидеров нового российского молодежного движения, именующего себя «скинхеды» (или «скины») — бритоголовые.
Скины — это молодые люди с бритыми головами, в черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации или нашивками в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть «Heil Hitler!») или букв WP («White Power»). Последний «писк» скин-моды — украшать ремень якобы декоративной цепью, которая делает этот импровизированный кастет более опасным. Вот такие «моральные ценности».
Скинхеды появились у нас в начале 1990-х годов. В 1992-м в Москве их было всего около десятка. Вели они себя тихо и в основном просто тусовались в центре города. Это было чисто подростковое обезьянничание: наши первые,скины старательно подражали западным скинхедам,
о которых они узнали из советских СМИ. Однако в начале 1994-го скинхеды вдруг стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. К концу 1999 года в России насчитывалось уже свыше двадцати тысяч скинхедов. Процентов на восемьдесят — это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные. Большинство из них объединены в маленькие банды, не являющиеся политическими организаци-. ями. Однако в Москве существуют и две политизированные скинхедские организации: «Скинлегион» и «Blood & Honor — Русский филиал». Появил'ись скинхеды и в Беларуси.
У бритоголовых есть собственная пресса: журнал «Белое сопротивление», сайт в Интернете «Русские бритоголовые». Бурно развивается и музыкальная скин-культура (скин-группы «Штурм», «Белые бульдоги», «Вандал», «Дивизион», «Крэк», панк-ой!-группа «Террор»). Тексты песен скин-групп чрезвычайно агрессивны и, как правило, довольно примитивны.
Скинхедов относят к новому асоциальному поколению, отрицающему существование любых норм общественной морали. Для этих молодых людей характерен полный разрыв с нравственными традициями, с моральными ценностями и установками. Они напоминают стадо биологических особей — аморальных, эгоцентричных, неспособных к коммуникации, примитивных в своих запросах, жадных, озлобленных, тупых и все более неграмотных. Отсюда их агрессивный национализм, ибо давно доказано, что источником ненависти к иным народам — ксенофобии — является необразованность, невоспитанность и бескультурье.
Подобные процессы молодежного сознания — агрессивность, нетерпимость к «иному», — безусловно, играют на руку праворадикальным и фашистским партиям и организациям, часть из которых смотрит на скинов как на свой резерв и «социальную базу». Так, с бритоголовыми активно работает Русский национальный союз (РНС), Русское Национальное Единство (РНЕ), Национал-большевистская партия писателя Эдуарда Лимонова (НБП) и др.
Впрочем, неофашистские и расистские наклонности были у скинов изначально. Любимое времяпрепровождение для них — напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего^студента или «лицо кавказской национальности». Но если раньше скины избивали африканцев и азиатов «абстрактно» — за цвет кожи и за то, что те «заражают нас СПИДом» и «торгуют наркотика-
424______________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы
425
ми», то теперь любой рядовой скин готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об «угнетенной жидами русской (белорусской) нации», «мировом сионистском заговоре» и «грядущем возрождении Великой России (Беларуси)».
И скинхеды, и «Generation П» принадлежат одному времени и пространству, они наши современники. Разница между ними не только в том, что одни идеологизированы до опасной черты, до уровня фанатизма, а другие отказываются от всякой идеологии. Различны, прежде всего, их моральные ценности и ориентиры. «Интернетно-компьютер-ные» мальчики и девочки строят свои отношения с миром на основе последовательного индивидуализма, доходящего до изоляционизма. Выстраивается система моральных отношений «Я-Они», в которой любые агенты «Они» игнорируются, а иногда и попросту отторгаются.
У бритоголовых явственно прослеживается иная тенденция: принцип стаи. Они изначально «кучковались» по территориальному и социально-имущественному признакам и были нацелены на противостояние «чужим»: от жителей соседнего двора до «инородцев». Здесь другая система моральных отношений: «Мы-Они», противостояние более опасное, ибо общение идет по принципу «стенка-на стенку» и ориентировано на массово-отрицающее (а иногда и уничтожающее) взаимодействие.
К счастью, ни одна, ни другая тенденция не являются в современной молодежной среде тотальными, но чтобы они не превратились в доминирующие факторы, необходимо научиться распознавать их и вырабатывать к ним соответствующее отношение.
Вопросы и задания
1. Аристотель выделяет три вида дружбы: утилитарую, гедонистическую и совершенную. Какой смысл заключен в этих понятиях?
2. О. де Бальзак утверждал: «Дружбу делает неразрывной и прелесть
ее удваивает чувство, которого недостает любви: «........................ ». Как думаете
Вы — чего недостает любви, но есть в дружбе?
3. Древние говорили: «Друзья воруют время». Современные утверждения еще жестче: «Друзья — это хронофаги». Согласны ли Вы с этим?
4. Известно изречение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Прокомментируйте его.
5. Отвергает или подтверждает Ваш собственный жизненный опыт следующее утверждение 3. Фрейда: «Ненависть является не только неожи-
данно постоянным спутником любви, не только часто предшествует последней в человеческих отношениях, но... в известных случаях ненависть также превращается в любовь, а любовь — в ненависть»?
6. Как Вы считаете, представляет ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные издержки видите Вы в этом?
7. Сформулируйте Ваше отношение к направлениям современной молодежной субкультуры (хип-хоп, скинхеды и др.).
Глава 17. Этика и этикет
Этикет — это разум для тех, кто его не имеет.
Вольтер
Хорошие манеры важнее добродетели.
О. Уайльд
Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий л со времен позднего Средневековья именуются этикетом. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формы, «технику» общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикой и этикетом.
В чем-то они могут совпадать: говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и с точки зрения морали, однако вежливого обхождения от нас требует именно этикет. Этика рассматривает проблему в более широком плане и не касается «мелочей», например, кто с кем должен здороваться первым.
Вместе с тем каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение на-ших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего отражают стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами, способствуя утверждению более нравственного поведения.
Поэтому учиться хорошим манерам.нриходится каждому из нас: стажеру в управленческом аппарате, которому надо уметь вести себя в деловых кругах; врачу, которому необходимо правильно обращаться с боль-