Билет 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Концепции современного естествознания
1. Понятие науки. Классификация наук.
2. Естественно-научная и гуманитарная культуры.
3. Научная картина мира.
4. Методы эмпирического уровня познания. Понятие факта.
5. Методы теоретического познания. Гипотеза и теория.
7. Основные этапы развития естествознания.
8. Понятие натурфилософии. Основные достижения античного естествознания.
9. Первая универсальная физико-космологическая картина мира (Аристотель).
15. Закон Всемирного тяготения. Принцип дальнодействия.
18. Пространство и время в классической механике и теории относительности. .
23. Энтропия, вероятность, информация. Их взаимосвязь.
24. Детерминизм. Виды детерминизма.
26. Виды взаимодействий в природе.
31. Понятие живого. Структурные уровни живого.
32. Принципы теории эволюции Ч. Дарвина.
35. Основные концепции антропогенеза.
36. Основные черты биосферы как системы.
38. Экология как наука. Сущность экологических проблем.
42. Квантовая механика и строение атома.
45. Строение Солнечной системы. Солнечно-земные связи.
46. Строение звезд.
47. Эволюция звезд.
48. Теория расширяющейся Вселенной. Большой взрыв.
49. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
50. Антропный принцип в космологии .
Билет 1. Понятие науки. Классификация наук.
Наука является одной из форм духовного освоения действительности.
Специфика науки:
Наука-это форма профессиональной деятельности, целью которой является создание объективного знания о действительности.
Науки классифицируются по разным основаниям:
1) Классификация по предмету
Выделяют:
· Естественные
· Гуманитарные
· Социальные
· Технические
2) Классификация по целям
· Фундаментальные (Познание законов мироздания, «устройство» мира)
· Прикладные (Применяют достижения естественных наук для решения конкретных технологических и технических проблем)
Наука характеризуется двумя чертами:
· Наука-это деятельность, это институт (т.е. научная деятельность осуществляется в социально-организованных формах)
· Наука-это знание (то, что содержится в книгах, монографиях, и т.д.)
Наука как деятельность характеризуется след. чертами:
· Профессиональная деятельность осуществляется в рамках определенных институтов;
· Стремится к объективному знанию действительности;
· Стремится к раскрытию сущности явлений, обычно в виде законов;
· Основная цель и ценности – истина;
· Наука стремится к самопознанию, т.е к осмыслению методов, границ и т.д.
Наука как знание характеризуется:
· Рациональностью; т.е. наука стремится к обоснованности, доказательности. Главной формой обоснования научного знания явл. эксперимент;
· Стремление к системности, сист. организации знаний. Выражается в том, что наука стоит теории (высшая форма орг. знания);
· Наука создает свой язык. (математизированный язык)
Билет 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Естественнонаучный и гуманитарный типы культуры.
Человек обладает знанием об окружающей вселенной о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:
· Естествознание основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром гуманитарного знания является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки - материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя изучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.
· в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истина здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.
· Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.
· На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание.
Таким образом можно утверждать закономерно выделения естественно научной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой .