Первичные формы отношения человека к природе
Особенности отношения человека к природе определяются родовой сущностью человека, его сложнейшей био-психо-социалъной природой. Это отношение в принципе представляет собой некоторую целостность, основой формирования которой является конкретная предметно-практическая деятельность, тесно связанная со всеми сферами деятельности духовной, в том числе с осмыслением человеком своего предназначения и места в мире, а значит, и в окружающей его природной среде.
На уровне первобытного мифологического мышления в таких его формах, как магия и анимизм, природа воспринималась как живое существо, она.одушевлялась и одухотворялась. Представление природы в образе Бога (или множества богов) было доминирующим в мифах различных культур Запада и Востока. Это был период, когда природа в принципе не могла противопоставляться человеку, для этого не было объективных оснований. Весь мир, включая человека, воспринимался целостно, как единый организм: хотя и неявно, преобладала ценностная установка на гармоничное взаимодействие с природным окружением.
276 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
При этом в первобытном мировосприятии различные природные силы обретали демонический, роковой колорит. Общество ограничивало действия человека частоколом запретов, табу, чтобы «не обидеть» неосторожным поступком душу дерева, реки или зверя. Люди старались добиться «расположения» природных сил, искупить вызванные человеческими действиями нарушения естественного порядка. Некоторые этнографы утверждают, что первобытные племена никогда не убивали больше животных, чем им нужно было для пропитания. Нарушители этого закона строго осуждались. Таким образом, тотемизм выполнял своеобразную регулятивную функцию в гармонизации отношений человека с природой в первобытном обществе. Здесь мы имеем дело по существу с «тотемистической моралью» (Ю.И. Семенов), обеспечивающей растворение человека в природе.
Собственно теоретическое, рефлексивное отношение к природе формируется в эпоху античности. Причем в культуре Древней Греции раннего периода господствующей была установка жить сообразно природе. Природа выступала как эталон гармонии, порядка, поэтому жить в согласии с ее закономерностями считалось высшей мудростью, а система запретов, регулирующих поведение человека в отношениях с ней, играла в жизни античного общества определяющую роль. При этом господство над природой расценивалось как гордыня, как притязание на то, чтобы «самому стать как боги», — притязание, которое неизбежно, как считали греки, должно было обрушить на человека всякого рода беды.
Ситуация изменилась, однако, в результате греческого просвещения: природа все больше начинает оцениваться как предмет утилитарного использования, основные усилия направляются на поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классический период античной культуры стало формироваться новое отношение к природе, в основу которого легли знаменитые слова философа Протагора: «Мера всех вещей — человек». Если руководствоваться этим тезисом, все в природе должно оправдывать свое существование соответствием целям человека.
Еще более определенно это отношение к природе и человеку выразил Аристотель: «...растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека... Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое для людей».
Глава 13. Экологическая этика 277
Аристотель, впрочем, признавал, что в животных «нет дурной первоосновы», что им присущи радость, печаль, разные ощущения, и даже (в простейших формах) способности к мышлению. Но удел животных в основном страдания, а не счастье. Они не способны быть счастливыми, так как «счастье — это деятельность души согласно добродетели», и «только человек способен к восприятию таких вещей, как добро и зло, справедливость и несправедливость»... Поэтому Аристотель не вводит животных в сферу нравственной ответственности человека.
Однако уже Плутарх и позднее Порфирий признавали, что животные не во всем чужды природе человека и в какой-то мере причастны к его разуму. Следовательно, рассуждали они, необходимо осудить охоту и мясоедение как занятия, особенно вредные для человека, стремящегося к совершенству. Духовное развитие человека должно идти по пути распространения справедливого отношения сначала на животных, а затем и на растения — таковы основные этапы развития человека, направленного на достижение Божественного достоинства.
В стоицизме отрицается уже и способность животных к страданию, так как они не чувствуют, а «как бы чувствуют». Поэтому стоическая философия не считала необходимыми нравственно-экологические ограничения утилитарного отношения к природе. Цицерон, испытавший немалое влияние стоиков, писал: «Все в этом мире, чем пользуются люди, именно для них создано и уготовано». Сами стоики не усматривали в этой позиции негативного отношения к природе, а считали ее естественным антропоцентризмом, как бы предусмотренным ею самой: согласно Цицерону, именно природа «предписала и человеку считать, что нет ничего красивее человека».
В позднеантичную эпоху эти антропоцентристские воззрения стали основными мотивами практической деятельности. Уже римляне рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.
Философ А.Ф. Лосев пишет, что «римское чувство жизни» начинается с некоего инстинкта всемирного господства, коренящегося в глубине римского духа. «Это «чувство жизни» немыслимо без «чувства власти», без империи. Оно легко соединилось с постоянной тенденцией все организовывать и упорядочивать, все приводить в систему и подчинять рассудку». В отношении к живой природе подобная форма господства была полностью свободна от «чувства нравственного закона», что и прояви-
278 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 13. Экологическая этика _________ 279
лось в широко распространенной тогда в Риме практике гладиаторских боев и травли зверей ради зрелищного сладострастия.
И все же нельзя сводить отношения человека к природе в античную эпоху лишь к «деспотической форме господства», предполагающей, что вся природа существует только для человека и удовлетворения его потребностей, как считают некоторые авторы. У тех же стоиков учение о природе рассматривалось с точки зрения этики: для многих из них «жить по природе» было идеалом, означающим «жить мудро» и «жить нравственно». Таким образом, связь человека с природой в античном мире не была однозначной. Отношение к природе, ее понимание менялось, но в целом античность была ориентирована на человека, вписанного в космос и не противопоставленного ему.
В средние века отношение человека к природе определялось иудейско-христианской традицией, изложенной в Библии, согласно которой, во-первых, дух человека противопоставлялся его телесности, а во-вторых, Бог «санкционировал» господство человека над всеми живыми существами: «И благословил их Бог, глаголя: расти-теся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею».
Существует мнение (американский историк религии Л. Уайт), что именно иудейско-христианская традиция способствовала окончательному преодолению-в обыденном сознании языческого обожествления природы. Язычника останавливала боязнь духов, защищавших все живые существа и неодушевленные предметы. Только освобожденную от духов природу стало возможно изучать с помощью научных методов и затем применять эти знания в технике для дальнейшего увеличения власти человека над природой.
Интересно, что русский философ Н. Бердяев приходит к тому же выводу: «Человек не мог научно познавать природу и технически овладеть ею, пока природа представлялась ему населенной демонами и духами, от которых зависела его жизнь... Христианство освободило человека... от этой подавленности демоническими стихийными силами и этим духовно подготовило возможность... овладения природой и подчинения ее человеку».
Христианское отношение к природе было как бы переходным этапом от ее языческого обожествления к господству над ней. С од-
ной стороны, христианство освободило человека от религиозно обусловленной боязни природы и дало ему основания полагать, что природа отдана в его распоряжение Богом, с другой стороны, в христианстве не отвергалось положение, что все сотворенное Богом совершенно и прекрасно и сама природная гармония должна сдерживать ее преобразование.
Правда, по канонам средневековой теологии, природные вещи должны были подчиняться человеку, а сам человек — Богу. Делая человека центром мироздания, христианство ставит животных на самую низшую ступень вселенской иерархии тварей. Но все же животные причислялись к «божьей пастве» и даже могли подвергаться отлучению от церкви. Это считалось для них, как и для людей, самым тяжелым наказанием. На этом, например, основывались судебные процессы против домашних и диких животных, проводившиеся в средневековой Европе по обвинению их в причастности к колдовским обрядам.
Однако постепенно в христианской традиции все более укреплялось не библейское представление о том, что у животных, и у человека «одно дыхание» или «одна душа» и общая земная участь, а высокомерное учение стоиков, исключавших животных из «сообщества разумных существ». Например, Августин, признававший внутреннюю ценность «нечеловеческой твари», считал в то же время, что «не имея разумной души, зверь не связан с нами общностью природы». Так утверждалось «стоически-христианское высокомерие» по отношению к живым существам — «нелюдям»-, положившее начало так называемой «традиции управления» в западноевропейской культуре.