Основные положения Федерального закона. «Об отходах производства и потребления»
«Об отходах производства и потребления»
В 1998 году был принят федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В течение 2004-2008 годов в Закон вносились изменения, связанные, главным образом, с уточнением полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в области обращения с отходами.
Закон включает в себя восемь глав:
Глава I. Общие положения.
Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
Глава III. Общие требования к обращению с отходами.
Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами.
Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами.
Глава VI. Контроль в области обращения с отходами.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Глава VIII. Заключительные положения.
В главе 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» даны определения основных понятий, в том числе: отходы и опасные отходы; обращение, размещение, хранение, использование, обезвреживание отходов; лимит образования отходов; норматив образования отходов; паспорт опасных отходов. Указано, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Сформулированы основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Определено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Глава 2 посвящена полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
В главе 3 рассмотрены общие требования обращения с отходами. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации. Также эта глава включает в себя следующие статьи, содержащие требования в области обращения с отходами:
- при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;
- к объектам размещения отходов;
- к обращению с отходами на территориях городских и других поселений;
- к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению;
- к обращению с опасными отходами;
- к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами;
- к транспортированию опасных отходов;
- к трансграничному перемещению отходов.
В главе 4 рассмотрены вопросы нормирования, государственного учета и отчетности в области обращения с отходами. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Глава 5 посвящена экономическому регулированию в области обращения с отходами. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:
- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
- платность размещения отходов;
- экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
В главе 6 рассмотрены вопросы контроля в области обращения с отходами. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области обращения с отходами. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава 7 рассматривает вопросы ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.