Воздействие на животный и растительный мир
Реконструируемый участок проходит по залесенной территории, пересекая небольшие заболоченные места. Основной состав леса: сосна, ель, береза, осина.
В пределах изучаемого участка из представителей фауны встречаются лось, медведь, рысь, лиса, заяц. Пернатый мир представлен глухарем, тетеревом, рябчиком и др. птицами.
Проложение трассы автомобильной дороги произведено с максимальным использованием существующей полосы отвода и минимальным дополнительным отводом.
Рубка в придорожной полосе должна быть выполнена в установленном порядке.
Не допускается складирование и сжигание срезанного кустарника и выкорчеванных пней у границ леса и полосы отвода, что влечет создание благоприятных условий для развития и распределения болезней лесов, повреждения огнем деревьев и кустарниковой растительности, а также загрязнения атмосферного воздуха продуктами сгорания. Проектом предусматривается вывозка порубочных остатков, корней деревьев и кустарника в специально отведенные для этого места с последующей засыпкой вскрышными породами.
· Запрещается слив и заправка горюче-смазочных материалов, складирование активных химических веществ (солей, ядохимикатов), разведение костров, которые могут вызвать повреждения деревьев и их корневой системы.
· Для защиты стволов деревьев от механических повреждений, возможных при строительстве, рекомендуется применять специальные ограждения из старых шин, которые не должны соприкасаться со стволами деревьев.
Следует отметить, что прохождение автодороги через лесные массивы создает проблемы возможности заболачивания и осушения. Проектом предусмотрены отверстия водопропускных труб и уклоны с таким расчетом, чтобы обеспечить беспрепятственный сток воды, тем самым исключить подтопление и заболачивание.
Планировка территории, исключение мест застоя воды, своевременная уборка и захоронение порубочных остатков не дает условий для размножения комаров и клещей.
В целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними необходимо соблюдать Лесной кодекс. Ежегодно предусматривать мероприятия и составлять оперативные планы по борьбе с лесными пожарами.
Все вышеперечисленные мероприятия позволяет сохранить и не нарушить сложившиеся условия произрастания растений и обитания животных в данной местности.
Транспортные тоннели должны устраиваться в направлении наиболее интенсивных транспортных потоков и разделять транспортное и пешеходное движение на разных уровнях.
Гибель животных.Много зверей, в том числе и крупных, погибают под колесами автомобилей. Особенно это имеет место, когда автотрасса пересекает традиционные пути миграции животных. Так как подобные столкновения происходят ночью, в ряде густонаселенных стран вдоль дорог устанавливают специальные зеркала. Отражая свет фар, они создают перемещающиеся блики на темном фоне (например леса), которые отпугиваю зверей.
Физические излучения.Фактором ухудшения качества среды обитания городов стало шумовое воздействие железнодорожных и шоссейных магистралей, особенно с высокой густотой движения. Вдоль, например, автомагистралей, на которых частота движения составляет несколько тысяч транспортных единиц в час шумовое давление достигает 80-85 децибел (дБ), в то время как санитарной нормой являются 55 дБ. Поэтому вдоль наиболее оживленных магистралей для защиты населения устанавливают специальные щиты или устраивают придорожные лесополосы.
Отрицательное воздействие на людей и других живых организмов оказывают электромагнитные поля, возникающие вдоль магистральных линий электропередач, особенно высоковольтных. Установлено, что у людей возникает головная боль, возрастает утомляемость, слабеет оперативная память, повышается раздражимость, ухудшается деятельность сердечно-сосудистой системы. Многие птицы и насекомые вблизи таких линий теряют ориентацию в пространстве и, налетая на провода, гибнут. В целях защиты людей от опасного воздействия электромагнитного поля высоковольтных линий электропередач (ЛЭП) устанавливают вдоль них санитарно-защитные зоны (СЗЗ).
Загрязнение почв и водной среды горюче-смазочными материалами
На почву и в поверхностные водоёмы со сточными водами автотранспортного комплекса и от ливневой канализации поступают, в основном, нефтепродукты и взвешенные вещества. В поверхностных стоках с проезжей части автомобильных дорог содержатся, кроме взвешенных частиц и нефтепродуктов, тяжёлые металлы (свинец, кадмий и др.) и хлориды, которые в зимний период применяются для борьбы с гололёдом. В среднем годовой сброс хлоридов за пределы дорог со стоками и снегом составляет около 500 тыс. т. кроме того, в окружающую среду поступает ежегодно около 35 тыс. т сажевых частиц в результате истирания автомобильных шин на дорогах [12].
Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследством прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную неокислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.
Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков. Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в почве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона - 32 мг/кг. По некоторым данным содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.