Типологии градостроительных объектов
В научной литературе можно найти многочисленные опыты типологии (кластеризации, таксономии) и классификации городов по их функциям, размерам, экономико-географическому положению и другим признакам и их сочетаниям. (См. например [Лаппо, Мерлен, Гранберг, Мерфи, Пивоваров ].) Классификации и типологии необходимы для углубленного анализа существенных особенностей данного города или данной системы городов с целью определения наиболее эффективной стратегии их развития. Этот анализ, таким образом, имеет как теоретическое, так и конструктивное значение.
Под классификацией обычно понимают выделение городов и их систем по одному или нескольким признакам, характеризующим их с одной или нескольких сторон. При этом, если разбиение на классы производится по некоторым граничным значениям, то отнесения города, имеющего характеристики, близкие к промежуточным границам, к тому или иному из смежных классов несколько условно. Типология — более высокий уровень обобщения, позволяющий более четко разбить города по типам (кластерам) дать комплексную, синтетическую характеристику городов, выделив главные факторы их различий. В «пространстве» этих факторов города одного типа расположены между собой существенно ближе, чем расстояния между «центрами группирования» городов одного типа. На основе выделения главных, «проблемных» для городов факторов можно типизировать стратегии развития городов и наметить наиболее обоснованную стратегию для конкретного города.
• Единая система расселения Земли.
• Национальная система расселения.
• Региональная и групповая система расселения.
• Город.
• Городской район.
• Жилая группа, квартал.
• Улица,бульвар, площадь, сквер.
• Двор.
Перцик [Перцик] рассматривает пять различных принципов типологизации:
1. Типология городов по их экономико-географическому положению позволяет определить общие черты их экономической структуры и направления дальнейшего развития исходя из потенциальных возможностей, которые характерны для района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от экономико - географического положения могут быть выделены различные типы городов, например:
а) города, расположенные в узлах пересечения транспортных путей, — Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород;
б) города, расположенные в крупных горнодобывающих районах, — Кемерово, Новокузнецк, Железногорск, Губкин;
в) города, расположенные в районах крупной обрабатывающей промышленности, — Ярославль, Иванове, Серпухов;
г) города, расположенные в районах интенсивного сельского хозяйства, — Краснодар, Ставрополь, Барнаул.
Общие задачи градостроительного проектирования по-особому проявляются и решаются в различных градостроительных условиях. В разных городах возникают свои проблемные планировочные ситуации. По специфике задач градостроительного проектирования можно выделить крупные группы городов с характерным сочетанием типичных градостроительных задач. Наиболее существенными признаками, определяющими градостроительную типологию городов, являются:
• народнохозяйственный профиль города,
• численность населения,
• время возникновения, существования и развития (старый или новый город).
• Города по своему народнохозяйственному профилю делятся на
• промышленные,
• портовые, курортные,
• города - железнодорожные узлы,
• научные центры и т. д.
Народнохозяйственный профиль города определяет состав его производственной базы, особенности взаимного размещения функциональных частей, в том числе характерные сочетания промышленных и жилых районов, разрывы между ними и характер транспортных связей, а также многие другие особенности планировочной организации. Связь между профилем города и его планировочной организацией определяет особое типологическое направление в градостроительном проектировании. Важно знать, что в нормативно-методической литературе по градостроительству есть ряд специальных требований и рекомендаций по проектированию промышленных городов, городов - научно-исследовательских и научно-производственных центров, городов-курортов и т. д., и использовать их в практической работе (в том числе в учебном проектировании) .
Типология городов по народнохозяйственным функциям выявляет их наиболее важные особенности и являются во многих случаях синтетическими.
На основании функциональной классификации города делятся на:
1) многофункциональные, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции. К числу таких городов принадлежат столицы республик в составе Российской Федерации, все краевые и областные центры и многие крупные города страны, в которых каждая из перечисленных функций имеет градообразующее значение. Города этого типа являются важными регионообразующими центрами, осуществляют широкие и разнообразные связи, отличаются сложной территориальной организацией;
2) города с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. По характеру преобладающих функций все города этого типа схематично можно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные. Типы промышленных городов очень разнообразны. Наибольшее распространение имеют города, в которых объединяются различные отрасли промышленности, образующие иногда законченные производственные циклы, а иногда слабо связанные друг с другом. Они возникают главным образом в развитых индустриальных районах с многоотраслевой структурой промышленности, растут очень быстро и отличаются сложной территориальной структурой.
Многие промышленные города имеют узкую производственную специализацию, например города-центры: металлургической промышленности, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Количество типов специализированных городов очень велико;
3) города с преобладанием других функций (кроме промышленных и транспортных) — главным образом небольшие поселения городского типа, выполняющие функции "местных центров", — административные организационные центры низовых районов;
4) города-курорты с их специфическими особенностями;
5) научные и научно-экспериментальные центры общероссийского значения.
По административно-политическому и культурному значению среди городов выделяются:
- центры федеральных округов;
- областные/краевые центры;
- районные центры;
- прочие города.
Основным типологическим признаком города является численность населения. Общепринято следующее деление городов на группы по численности (тыс. чел.):
Чем крупнее города и больше численность их населения, тем заметнее возрастает занимаемая ими территория, усложняется планировочная структура, меняются характер плана (он становится более расчлененным) и другие существенные градостроительные параметры. Малые города - это в основном города пешеходных сообщений, в средних и больших необходим транспорт для внутригородских сообщений (в основном безрельсовый). В крупнейших городах с населением свыше 1 млн. жителей вводится, как правило, кроме прочего скоростной внеуличный транспорт (метрополитен), оказывающий существенное влияние на формирование структуры города.