Специфическое воздействие психологических релизеров
Важное понятие - Психологический релизер — специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.
В одних случаях его воздействие способствует формированию положительного, в других — отрицательного отношения к природным объектам.
Психологические релизеры разнообразны по своему характеру и могут оказывать воздействие по трем каналам формирования отношения: перцептивному, когнитивному и практическому.
В рамках перцептивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием так называемых естественных психологических релизеров: визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых, поведенческих.
Результатом воздействия их на те или иные органы чувств является ощущение, связанное с положительными или отрицательными эмоциями. Ощущения не только несут информацию о количественных и качественных характеристиках поступающих на внешние рецепторы раздражителей, но и всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным тоном, сигнализирующим человеку о значении этих раздражителей для его жизнедеятельности.
Положительный эмоциональный тон побуждает человека к сохранению воздействия раздражения, отрицательный — к его прерыванию.
Положительные ощущения способствуют дальнейшему формированию положительного отношения, отрицательные «блокируют» его (похожесть на младенца – круглая голова с большими глазами, пушистость – приятные тактильные ощущения…)
В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров — социальных психологических и экологических фактов.
Социальные психологические релизеры — определенные слова или словосочетания, значения которых изначально несут в себе эмоциональную оценку: положительную или отрицательную. Результат воздействия - определенная эмоциональная реакция (трудолюбивый ежик, несчастный заяц… - в сказках).
Экологические факты — также вербальная информация экологического характера о природном объекте (инфо о поведении, семейных взаимоотношений волков – положительноно оценивается)
В результате к природному объекту формируется интерес, т.е. устойчивое положительное отношение, выраженное в стремлении искать о нем новую информацию, развернуть познавательную деятельность с ним.
Интерес к природному объекту делает человека чувствительнее к воздействию релизеров как самого когнитивного канала, так и перцептивного, а также может способствовать возникновению стремления к непосредственному, специально организованному практическому взаимодействию с этим природным объектом, и тогда отношение к нему может продолжать формироваться уже по практическому каналу.
Важно для дошкольников!!!
Психологическими релизерами в рамках практического капала выступают ответные проявления природного объекта.
Относительно активности человека они могут быть самыми различными: съесть предлагаемый корм, искупаться в ванночке с водой, поселиться в сооруженном для них домике, «наконец-то» зацвести на подоконнике или на грядке, вывести потомство в искусственных условиях... Когда человек о ком-то заботится, он получает наибольшее удовлетворение именно от благодарности за эту заботу.
От перцептивного канала к практическому возрастает степень осознанности человеком процесса формирования субъективного отношения к природе. Если в рамках перцептивного канала воздействие релизеров происходит в основном на бессознательном уровне, то в когнитивном канале формирование отношения связано уже с процессами мышления, ведущую роль начинает играть сознательная регуляция личностью своей деятельности: постановка целей, определение стратегий, выбор технологий и т.д.
Эмоционально-положительное отношение к природным объектам формируется в рамках непрагматической деятельности.
Необходимо помнить, что:
поскольку субъективное отношение формируется (и реализуется) в деятельности, то оно имеет прямую связь с характером последней: если человек был включен в основном в прагматическую деятельность с объектами природы, то у него будет формироваться соответствующее прагматическое отношение к ней; если он был включен в непрагматическое взаимодействие — непрагматическое субъективное отношение.
Например, к морской свинке, которая содержится в квартире для удовольствия ребенка, т. е. с непрагматическими целями, постепенно складывается отношение непрагматической модальности. А к морской свинке, предназначенной для скармливания удаву в зоопарке, — только прагматической: человек взаимодействует с ней лишь для получения «полезного продукта» — корма удаву; удав же может быть «любимцем», контакты с которым носят непрагматический характер.
К комнатной собачке формируется отношение непрагматической модальности, а к сторожевому псу во дворе на цепи — скорее всего, прагматической: ведь целью взаимодействия с комнатной собакой является собственно общение, а со сторожевой — получение определенной пользы: охраны имущества. Интересно, что профессиональные дрессировщики цирковых собак часто заводят себе еще и специальную собаку «для души», которую ничему не обучают, а только возят ее повсюду с собой на гастроли в качестве компаньона», для общения.
И наоборот: если будет формироваться положительное отношение к природному объекту, то это способствует непрагматическому взаимодействию с ним, если в и отрицательное — прагматической.
2. Возможность или невозможность возникновения субъектификаиии природного объекта.
Это зависит, как минимум, от следующих факторов.
Во-первых, это характер деятельности с природным объектом, в которую включен человек: деятельность прагматического характера препятствует субъектификации, деятельность непрагматического характера, наоборот, способствует.
Во-вторых, характер стимулов, связанных с природным объектом, которые получает человек (психологических релизеров). Далеко не все психологические релизеры являются релизерами субъектификации. В них должна быть потенциально заложена возможность установления сравнительного параллелизма между природным объектом и человеком: приятный шум леса, являясь аудиальным релизером, способствующим формированию положительного отношения к этому биоценозу, никак не влияет на возможность его субъектификации, а вот пение соловья позволяет установить определенный параллелизм с пением человека и поэтому может быть аудиальным релизером субъектификации. Поведенческие релизеры, действующие также в рамках перцептивного канала, наоборот, как правило, являются не только релизерами, определяющими «знак» формирующегося отношения, но и релизерами субъектификации, поскольку одним из механизмов их обработки является установление параллелизма с человеком.
Релизерами субъектификации могут быть и некоторые социальные психологические релизеры, действующие в рамках когнитивного канала: «могучий дуб» — просто положительный релизер, а вот «мудрый дуб» — еще и релизер субъектификации, поскольку «мудрость» — это собственно человеческое качество.
Экологические факты, оказывающие воздействие на систему представлений личности о мире в «количественном отношении» («самый большой» и т. п.), как правило, не являются релизерами субъектификации, например, информация о том, что гепард развивает скорость, равную скорости автомобиля, практически не играет никакой роли в возникновении субъектификации этого животного. А вот экологические факты, оказывающие воздействие в «качественном отношении» («похож на меня (на людей)»), всегда являются релизерами субъектификации, поскольку они потому и могут вообще выполнять функцию психологических релизеров, что заключенная в них экологическая информация позволяет установить параллелизм с человеком.
В рамках практического канала, в принципе, все типы «ответов» способны выступать в качестве факторов, обусловливающих возникновение субъектификации, поскольку человек может открыть природный объект как субъекта совместной с ним деятельности и общения только благодаря тому, что природный объект проявляет встречную активность, выражающуюся в виде различных ответных проявлений.
В-третьих,возможность возникновения субъектификации определяется степенью индивидуализированности природного объекта, в деятельность с которым включен человек.
Проблема индивидуализированности природного объекта имеет два аспекта. С одной стороны, субъектификация значительно легче возникает по отношению к одному конкретному природному объекту, чем к их группе. Например, в аквариуме живет сом и «стайка рыбок барбусов». В этом случае «стайка барбусов» воспринимается как единое целое, в сущности, как один природный объект, поэтому субъектификация каждой отдельной рыбки практически невозможна. А вот в отношении сома она вполне может возникнуть, поскольку он единственный и неповторимый в этом аквариуме. (Показательно, что владелец, как правило, кормит отдельно сома и «стайку барбусов».)
Сдругой стороны, субъектификация значительно легче возникает по отношению к природному объекту, который чем-то выделяется среди себе подобных (принцип «белой вороны»). Если в этой стайке в аквариуме живет один барбус, у которого, например, оторван плавник, то он будет так или иначе субъективно выделяться владельцем из остальных, в результате чего может возникнуть его субъектификация. (В этом случае владелец будет кормить отдельно «стайку барбусов» и этого конкретного барбуса.)
Важнейшее значение в создании индивидуализированности природного объекта, определяющей возможность его субъектификации, имеет присвоение ему имени(очень часто человеческого). Присвоение кому-либо имени — это акт обособления данного объекта, персонального выделения его из ряда других аналогичных, придания ему уникальности и неповторимости — одного из важнейших признаков субъекта.
В муниципальном зоопарке г. Даугавпилса в специальном вольере находились две морские свинки. На пояснительном стенде имелась такая надпись: «Я морская свинка. Меня зовут Цуцулис1. Меня можно брать на руки, гладить, кормить, но нельзя обижать».
Практически все посетители зоопарка, а особенно дети, обращались к его сотрудникам с вопросом: «Л кто из них Цуцулис?». Получив ответ, они с восторгом начинали ласкать «Цуцулиса»; вторая свинка не вызывала абсолютно никакого интереса. Когда работники зоопарка специально «делали Цуиулисом» вторую свинку, бывший «Цуцулис» оставался одиноко сидеть в вольере, пока восторги посетителей изливались на «новоиспеченного Цуцулиса».
Точно также поросятам, которых выращивают «на мясо», обычно не присваивают имен. Об имени для поросенка чаще всего вспоминают, когда его показывают детям, тогда он превращается в «самостоятельно» действующего субьекта, выступает как партнер по взаимодействию с ребенком, — на это время он становится Хрюшей или Пятачком.
В-четвертых, возможность возникновения субъектификации определяется тем, насколько деятельность с природным объектом, в которую включен человек, способствует возникновению явлений эмпатии и идентификации по отношению к природному объекту.
Наиболее часто явления эмпатии и идентификации по отношению к природному объекту (как правило, это животное, хотя в отдельных случаях может быть и растение) возникают в следующих ситуациях:
1) когда природный объект находится в положении, которое человек оценивает как относительно более плохое, чем его собственное (голодает, замерзает, лишен свободы и т. д.);
2) когда он находится в неблагоприятном положении, в которое человек и сам может попасть (сбит транспортом, болеет, состарился и т. д.);
3) когда он активно сигнализи рует о своем бедственном положении (кричит от боли, у него текут слезы и т. д.).