Ситуация с тбо в россии

В России забыта перерабатывающая промышленность, слабо ведется работа по подготовке и воспитанию населения по раздельному сбору отходов, не организована система сбора вторичных ресурсов, не оборудованы в населенных пунктах места для сбора вторичных ресурсов (металл), не везде налажена система вывоза образующихся отходов, слабый контроль над их образованием. Это влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, негативное воздействие на здоровье человека.

Очевидно, что ни одна технология сама по себе проблемы ТБО не решит. И МСЗ (мусоросжигающие заводы) и полигоны ТБО являются источниками выбросов полихроматических углеводородов, диоксинов и других опасных веществ. Эффективность технологий можно рассматривать лишь в общей цепочке жизненного цикла отходов. Проекты МСЗ, на борьбу с которыми общественные экологические организации потратили много сил, в нынешней экономической ситуации еще долго могут так и оставаться проектами.

Захоронение на полигонах продолжает оставаться необходимым для отходов, не поддающихся вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ. Современные «санитарные» полигоны, отвечающие экологическим требованиям, мало напоминают знакомые нам свалки: они представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, оборудованные системами борьбы с загрязнениями воды и воздуха, использующие образующийся в процессе гниения мусора метан для производства тепла и электроэнергии.

Несмотря на отдельные успехи, в большинстве городов отсутствует современные системы обращения с твердыми бытовыми отходами. До сих пор властями рассматриваются экономически нерентабельные и экологически вредные проекты строительства полигонов или мусоросжигательных заводов:

Москва:

В Москве ежегодно образуется около 3,7 млн. тонн твердых бытовых отходов, в том числе 2,6 млн. тонн - в жилом секторе. До 92% твердых бытовых отходов по-прежнему не перерабатываются, а вывозятся в Московскую область на полигоны, число которых достигло ~ 300, из них 126 являются несанкционированными свалками.

Оставшиеся 8% мусора, в основном сжигаются на специальных заводах и только около 50 тыс. тонн используется как вторсырье. Планируется сооружение еще серии мусоросжигательных заводов. В год на каждом заводе будет сжигаться до 300 тыс. т отходов и вырабатываться 12 МВт электроэнергии. Стоимость завода ~170 млн. Ђ. Стоимость 1 МВт установленной мощности, таким образом, превысит 14 млн.Ђ, что примерно в 20 раз превышает существующие нормы для энергоустановок.

Екатеринбург:

Твердые бытовые отходы в объёме 650 тыс. тонн в год размещаются на двух полигонах. Всего в Свердловской области находится 740 полигонов ТБО. Из них только 50 построено по утвержденным проектам, всего 92 имеют техническое оснащение.

Из-за переполненности полигонов власти обсуждают несколько альтернативных проектов создания городской системы обращения с отходами, включая строительство мусоросжигательного завода.

Вопрос о целесообразности сжигании ТБО остается открытым т.к. из-за высокой влажности местного мусора его калорийность невысока — всего 1000-1500 ккал/кг, а до 70-80% стоимости завода составляют расходы на очистку дымовых газов.

Новосибирск:

Основной полигон, принимающий отходы из 9 районов Новосибирска, сможет работать еще максимум 5 лет, до закрытия ещё двух свалок осталось и того меньше - 2 года. Чтобы решить эту проблему, планируется создать сеть из 10-15 предприятий по переработке мусора. Для создания первого такого завода выделен земельный участок и разработан бизнес-проект.

Как промежуточный вариант рассматривается проект строительства станций по прессованию бытовых отходов. Впоследствии прессованные брикеты мусора могут быть утилизированы на мусоросжигающих заводах. Эффект же предполагается получать уже сегодня - за счёт компактного складирования, сокращения затрат на транспортировку и большей экологической безопасности.

Ростов-на Дону:

Годовой объем городского мусора составляет 400 тыс. тонн. Для его утилизации введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс общей производительностью 40 тыс.тонн в год, подготовлен к пуску мусоросортировочный комплекс производительностью 240 тыс. т в год и планируется создание еще одного аналогичного комплекса.

Комплексы позволяют сортировать мусор и прессовать в брикеты, как утильные продукты, так и неутилизируемый остаток, который большегрузными машинами будет вывозится на полигон площадью в 50 га. Там брикеты складируют в штабеля и засыпают грунтом. После таких операций прекращается процесс разложения отходов и не выделяется горючий биогаз.

В городе реализована интегрированная система управления доставкой, приемом и размещением отходов на мусороперерабатывающих комплексах и полигонах ТБО. Отходы принимаются и оплачиваются по фактическому весу путём взвешивания автомобилей в движении на электронных весах. При этом город оплачивает только те отходы, которые доставлены и экологически безопасно захоронены на полигоне ТБО.

Приведенные в разделе 5.1 данные по обращению с ТБО крупных городов России позволяют сделать следующие выводы:

  • Нынешнее состояние систем обращения с твердыми бытовыми отходами в России можно квалифицировать как кризисное.
  • По-прежнему преобладает складирование отходов на необорудованных свалках, представляющих угрозу санитарному и экологическому благополучию территорий.
  • Продолжается эксплуатация старых и строительство новых экологически вредных и экономически абсурдных мусоросжигательных заводов.
  • Вместе с тем, в России начинает развиваться сортировка и комплексная переработка мусора, которые формируют рынок вторичного сырья.
  • Наибольшие экономические перспективы представляет освоение рынка макулатуры и отходов пластмасс.

Полигоны еще длительное время останутся в России основным способом переработки ТБО. Основная задача - обустройство существующих полигонов, продление их жизни, уменьшение их вредного воздействия.

Наши рекомендации