Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками
Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Учитывая особенности передвижных источников загрязнения, для них дополнительно применяются два вида базовых нормативов платы, которые по существу являются основными:
1) базовые нормативы платы установлены в зависимости от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин, сжиженный газ, керосин) и его состава (марки);
2) базовые нормативы платы установлены в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (например, автомобили, тепловозы) и сжигаемого топлива.
Размер платы зависит от количества и качества использованного топлива и удельной платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании 1 т топлива (Yi) Величина Y определяется по следующей формуле:
,
где Yl – удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны l-ого вида топлива, руб.; l – вид топлива; i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3... n); – базовый норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов; руб.; – масса i-ого загрязняющего вещества, содержащегося в отработанных газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода-изготовителя, при использовании 1 тонны l-ого вида топлива (по данным НИАТа Минтранса России).
В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.
Удельная плата (УП) для различных видов топлива составляет следующие величины (руб./т или руб./тыс.м3):
Бензин этилированный АИ-93 | |
Бензин этилированный А-76, 72 | |
Бензин неэтилированный АИ-93 | |
Бензин неэтилированный А-76, 72 | |
Дизельное топливо | |
Сжиженный газ | |
Сжатый природный газ | 0,9 |
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле:
,
где – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, руб.; l – вид топлива (l = 1,2, r); Yl – удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании трех тонн l-ого вида топлива, руб.; Т – количество l-ого вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, т.
При отсутствии данных и количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по типам транспортных средств из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85% обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т. д.).
Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:
,
где Птранс – плата за превышение допустимых выбросов от передвижных источников, руб.; j – тип транспортного средства ( j = 1,2,3... n); – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-ого типа транспортного средства, руб.; dj – доля транспортных средств j-ого типа, не соответствующих стандартам, определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.
При использовании для обезвреживания отработанных газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо – 0,05, для остальных транспортных средств – 0,10.
При проведении других мероприятий по снижению токсичности отработанных газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.
Пример.
Вид и марка топлива | Единица измерения | Удельная плата, руб. | Использовано Топлива | Сумма, руб. |
1. Бензин А-76 | т | 0,011 | 34,08 × 0,011 | 0,37 |
2. Бензин АИ-92 | т | 0,01 | 14,64 × 0,01 | 0,15 |
3. Дизельное топливо | т | 0,021 | 16,994 × 0,021 | 0,36 |
Итого | 0,37+0,15+0,36 = = 0,88 руб. | |||
Итого с КЭС = 2,28 | 2руб. | |||
Итого с учетом КИН =62 | 124руб. |