Глава 3. Пути решения экологических проблем

Экологические проблемы явились одной из причин резкого роста заболеваемости населения региона специфическими болезнями, вызванными ухудшением экологической обстановки. В первую очередь это заболевания эндокринной системы, органов дыхания. У взрослого населения распространена язвенная болезнь. растет число злокачественных новообразований. Увеличивается количество профессиональных заболеваний шахтеров и металлургов. Ухудшения здоровья населения Донбасса осложняет социальную, психологическую и экономическую обстановку в регионе.

Острота экологических проблем настолько велика, что при сохранении имеющихся тенденций через 10-15 лет такие города, как Макеевка, Алчевск могут стать непригодными для проживания человека.

Для решения экологических проблем необходимо разработать национальную программу по защите окружающей среды с учетом региональных особенностей. Программа должна предусматривать совершенствование технологий минимизации отходов и их повторное использование, расширение производства товаров из вторичного сырья (например, производство лакокрасочных продукций из отходов коксохимических предприятий). Законодательно следует ввести применение штрафных санкций, размер которых за причиненный ущерб превысил бы затраты предприятий на строительство и реконструкцию очистных отходов.

Участие Украины в международной деятельности по охране окружающей среды

Проблема охраны окружающей среды в настоящее время не является проблемой только одной отдельно взятой страны или региона. Это проблема мирового масштаба, для решения которой необходимы усилия всего мирового сообщества в целом. Большинство стран Западной Европы и США ежегодно тратят миллионы долларов на различные природоохранные мероприятия. По всему миру создаются различные негосударственные фонды, движения, научно-исследовательские лаборатории и объединения стран, целью которых является оценка экологического состояния и охрана окружающей среды. Наибольшее распространение в мире получило движение «зеленых», многие члены которого работают на добровольных началах.

Осознание важности проблем защиты окружающей среды в мировых масштабах отображается в международных соглашениях о защите окружающей среды, подписанные многими странами мира. Ежегодно проводятся международные природоохранные конференции и семинары.

Однако, наиболее продуктивными для Украины являются соглашения, выполняемые в рамках СНГ. Например, договоренности о проведении совместных мероприятий по охране окружающей среды отображены в «Решении о выполнении плана действий по развитию Содружества Независимых государств». Были подписаны также «Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в сфере экологии и защиты окружающей среды», «Соглашение о сотрудничестве в сфере экологического мониторинга». В данных документах обозначены основные принципы и правила сотрудничества стран-участниц в экологической сфере.

Важность данного сотрудничества определяется тем, что в связи с близким географическим положением экологические проблемы одной из стран СНГ могут повлиять на экологическое состояние другой.

Усиление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды

Статья 50 Конституции Украины обеспечивает право каждого человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и возмещение ущерба при нарушении этого права. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что обеспечение безопасного для жизни состояния окружающей среды, наряду с экономическим и социальными программами, является одним из стратегических направлений деятельности правительства.

Однако, работа государственных органов по защите окружающей среды оставляет желать лучшего. Финансирование экологических проектов и государственных программ осуществляется по остаточному принципу.

Кроме этого, штрафы за загрязнение окружающей среды очень малы, по сравнению со стоимостью необходимых мероприятий по восстановлению их последствий. Но и они не всегда доходят по назначению. Суммы штрафов направляются в столицу, и, после перераспределения, к адресатам доходят, в лучшем случае 30 %.

Именно поэтому необходим кардинальный пересмотр существующей системы государственной охраны окружающей среды и системы штрафных санкций за нарушение экологических норм.

Возможно, ситуация в будущем изменится в лучшую сторону. Так на 2005 год запланировано финансирование природоохранных мероприятий за счет экологических фондов на сумму 70 миллионов гривен, а также за счет предприятия. Это на 15% больше запланированной суммы на природоохранную деятельность на этот год (2004).

Заключение

Превращение Донбасса в один из крупнейших промышленных центров не только Украины, но и бывшего СССР, было обусловлено историческими, социально-экономическими и природно-ресурсными условиями. Богатые залежи каменного угля, железной руды и других полезных ископаемых определили профиль предприятий Донбасса. Бурное развитие черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения и химической промышленности началось в 18 в. Российской империей, нуждавшейся в новой ресурсной базе, с открытия богатых залежей высококачественного каменного угля. Развитие Донбасса продолжилось в годы сталинских «пятилеток», когда под лозунги: «догоним и перегоним» на территории Донбасса было построено более 800 предприятий. Высокая концентрация промышленности, развитая инфраструктура и транспортная сеть (автомобильные, железные дороги, трубопроводы), наивысшая в Украине плотность населения (большей частью занятая в промышленном производстве) являются определяющими причинами превращения региона в зону экологического бедствия.

Отрасли промышленности, расположенные в Донбассе относятся к категории высокоопасных для экологического состояния региона. Исследования показывают, что заражены все природные ресурсы: воздушные, водные, почвенные. Негативное воздействие экологическое загрязнение оказало на растительный и животный мир: сократились, или практически исчезли, популяции многих видов растений и животных. Сильное влияние загрязнение оказывает на население Донбасса: многократно увеличилась смертность, вырос процент раковых и других заболеваний, как у детей, так и у взрослых.

Следствием экологического загрязнения стали также почвы и источники питьевой воды, что оказывает влияние на сельское хозяйство и животноводство. Большой проблемой не только Украины, но и всего мирового сообщества являются бытовые и промышленные отходы. В Донбассе это проблема стоит особенно остро.

Главным богатством каждой страны является ее население. В Конституции Украины – главном законе государства провозглашается право каждого человека на экологически безопасные условия жизни. Поэтому одной из основных задач органов исполнительной и законодательной власти является обеспечение достойных условий существования. Однако, когда об этом идет речь, многие часто забывают об экологических проблемах. Это вызвано объективными причинами. В условиях «хронического» дефицита бюджета на решение экологических проблем просто не хватает средств. Это является одной из основных причин кризисного состояния экологии Донбасса.Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть всю экологическую политику государства. Также нужно использовать опыт стран Западной Европы в области защиты окружающей среды (переработка отходов и т.д.) и применять новейшие достижения науки и промышленности. И, наконец, самое главное, помочь людям осознать всю глубину возможных последствий экологической ситуации.

Список использованной литературы

1. Донбасс - век 18-й /В. И. Подов-Луганск: Свит, 1998г;

2. Социально-экономическая география Украины/Под ред. Шаблия.
Львов : Свит,1995;

3. География Донецкой области: Конспект тем.- Донецк: ЦПА, 2002.-192 с.

4. Состояние окружающей среды в Донбассе/Н. Яковенко/1998г.;

5. Антоненко Н.В./Экология.- К.: Просвита, 2001.- 236 с.;

6. Проблемы ликвидации угледобывающих предприятий /Д. Герасимчук/Экономика Украины, июнь, 2000 г., стр. 8-13

7. Донбасс- кузница экологических кадров/ А.М. Грищенко/Экологическая газета «Наш край», №18, 2004г. стр.2.;

8. Природные энергоносители экономика Укр./Н. Жиколяк/ Уголь Украины, декабрь, 2002г., стр. 7-12;

9. Близнюк А./Экологическая безопасность, реальность и перспективы / Экономика Украины, март, 2004г., стр. 11-12;

10. Шапоренко О. И./ Земельные отношения и почвоохранная политика в Украине/Экологический вестник/ №.7, стр.24-26;

11. Шутенко А. А./Практический опыт построения системы экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом/ Экономика Украины/ февраль, 2003г., стр. 9-13;

12. Амома А. И./ Методические подходы к созданию центра экологического мониторинга окружающей среды/Наш край/№3, 2003г.;стр.8-11;

13. Стоян А. В./ Экология духа в социальной и экономической сфере: взаимосвязь проблем преподавания и реализации/Донбасс-2020:охрана окружающей среды и экологическая безопасность/июнь 2003г.; стр.30-41;

14. Бурлаков П./Донецкий областной совет /пути решения экологических проблем/окт. 2004г., стр. 21-34;

15. Карагодов И./Управление отходами на уровне региона: Состояние, тенденции и перспективы/Наш край/№8, 1998г.;стр.37-40;

16. Барановский В./Территориальная модель исследования устойчивого экологического развития Украины /Наш край/№1, 2000г.; стр.15-19;

17. Министерство иностранных дел Украины. Соглашение стран СНГ о взаимодействии в сфере экологии и защиты окружающей среды до 2005 года;

Приложение 1

Наши рекомендации