Улица как тип городского пространства
У́ЛИЦА- В населённых пунктах: пространство между двумя рядами домов для прохода и проезда.
Улицы классифицируются по их функциональному назначению[1] .
Городские улицы
· Магистральная улица общегородского значения;
· Магистральная улица районного значения;
· Основная улица
· Улица местного значения:
· Межквартальная улица;
· Внутриквартальная улица;
· Жилая улица;
· Трамвайно-пешеходная улица;
· Пешеходная улица;
· Велосипедная дорожка
· Тупик
Поселковые и сельские улицы
· Главные улицы;
· Жилые улицы;
· Проезды.
Каждая улица имеет свой поперечный профиль. Его вид зависит от категории улицы, значения города (населённого пункта), в котором она расположена, размера города (населённого пункта), количестванаселения, рельефа территории, климатических и гидрогеологических условий, характера застройки, видов, размеров и направления городского движения, способа отвода дождевых и поверхностных вод, наличия и размещения подземных сооружений, наличия линий электропередач и связи, и многих других факторов.
Типы улиц
Названия улиц и их типы весьма условны. Кроме того, с развитием населённого пункта и новостройками меняется внешний вид улиц. Переулок, например, может перестать быть переулком, но название может не меняться. На некоторых улицах может быть запрещён проезд автомобилей и мотоциклов, на других — движение разрешено лишь в одну сторону.
Типы улиц | ||
Тип | Сокр. | Пояснение |
Аллея | Улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями, часто в парке или саду. | |
Бульвар | бул., б-р | Широкая улица со скамейками, газонами и аллеями, предназначенными для пешеходного движения и кратковременного отдыха, проезжая часть занимает гораздо меньше ширины, чем газоно-пешеходная зона (например, Цветной бульвар). |
Вал | Улица, возникшая на месте вала — старинной земляной насыпи. | |
Взвоз | В некоторых городах России улица с наклонным профилем, служащая въездом на возвышенность. Почти то же, что съезд или спуск, но не ведёт к берегу реки. | |
Въезд | ||
Дорога | дор. | Любой путь сообщения, как правило, выходит или исторически выходил за пределы городской черты. (МКАД не является улицей) |
Заезд | ||
Кольцо | Улица, имеющая форму круга. | |
Линия (линнея) | Название улиц в некоторых городах России, Латвии, Финляндии и Украины. Наиболее известны линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. | |
Луч | Название улиц в некоторых населённых пунктах, например Улица 2-й Луч | |
Магистраль | маг. | Главная широкая улица с интенсивным транспортным движением. |
Набережная | наб. | Улица вдоль реки или другого крупного водоёма (например, Пушкинская набережная) |
Переулок | пер. | Небольшая улица между двумя крупными улицами (например, Черниговский переулок) или между улицей и другим переулком (например, Кривоколенный переулок), или между двумя переулками (например, Сверчков переулок). |
Перспектива(першпектива) | Название проспектов в Санкт-Петербурге XVIII века. | |
Площадь | пл. | Открытое пространство, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями, как правило находится на перекрёстке улиц. |
Проезд | пр., пр-д | Обычно небольшая улица, соединяющая две более крупные улицы, то же, что переулок. |
Проспект | просп., пр-кт | Прямая, длинная и широкая улица в городе, обычно осаженная зеленью (например, Невский проспект). |
Проулок | Небольшая и узкая улица, соединяющая две крупные, небольшой и узкий переулок. | |
Разъезд | ||
Ряд | В исторических городах улица с расположенными на ней лавками или мастерскими одной специализации (например, Охотный ряд, Ново-кузнечный ряд) | |
Спуск | Улица, имеющая наклонный рельеф. | |
Съезд | Улица, имеющая наклонный рельеф, и ведущая к берегу или мосту. То же, что спуск. | |
Территория | Территория под местным самоуправлением СНТ, КП, ДСК и т. п. | |
Тракт | Тип дороги, как правило, выходит или исторически выходил за пределы городской черты. | |
Тупик | туп. | Исторически — улица, не имеющая сквозного проезда. В настоящее время, после реконструкции городов, есть и исключения, есть тупики со сквозным проездом по типу переулков (например, Шведский тупик, Сретенский тупик) |
Улица | ул. | Стандартное название. |
Шоссе | ш. | Магистральная улица, направленная на выезд из города (например, Варшавское шоссе), либо сохранившийся в городской черте участок старинной внегородской дороги (например, Старокалужское шоссе). В начале XX века — любая асфальтированная дорога. |
Помимо улиц можно выделить уличные образования. К ним относят следующие типы: парк (сад, бор), сквер, мост, просека (просек), дорожка, станция, роща.
Кроме того, в системах наименования элементов дорожной инфраструктуры вне зоны распространения русского языка встречаются наименования, не имеющие точных аналогов в русской системе. Например, авеню (в англо- и франкоязычных странах) или авенида (в испано- и португалоязычных) — это широкая улица, обычно обсаженная деревьями (русские аналоги — аллея и проспект).
Планирование улиц России
Планированием и проектированием, реконструкцией улиц, а также созданием уличной сети занимаются архитектурно-планировочные мастерские. Улицы, площади, перекрёстки и все сооружения на них намечаются при составлении генеральных планов населённых мест (как новых, так и реконструируемых).
Каждая улица имеет красные линии, определяющие ширину улицы и размещение на ней зданий и сооружений.
Сокращение «пр.» в Москве и большинстве других российских городов означает проезд, а в Санкт-Петербурге, Карелии, Мурманской области, Казани и Новосибирске — проспект.
Некоторые необязательные правила существования улиц, часто встречающиеся в городах:
· улицы имеют начало и конец;
· одна сторона улицы — нечётная, другая — чётная (в большинстве случаев левая сторона улицы — нечётная, правая — чётная, но, например, в Санкт-Петербурге — наоборот).
Особенности новых классификаций городских улиц и дорог(по лекциям Бабенко)
За десятилетний период в российских городах уровень автомобилизации превысил расчетные показатели, предусмотреные действующим «СНиП2.07.01–89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В связи с этим важным является сопоставительный анализ классификаций городских улиц и дорог нашей страны и стран с высоким уровнем автомобилизации.
В целом идеи создания комфортных условий движения пешеходов, обеспечения приоритета общественного транспорта, ландшафтного проектирования улиц поддерживаются многим профессиональными и общественными организациями [3,4,6,7,9-14].
В градостроительных публикациях наряду с терминами «устойчивое развитие, устойчивая среда» стали часто использоваться такие термины как liveable neighborhood, liveable communities (в буквальном смысле - удобное для жизни окружение), liveable streets (удобные для жизни улицы) и т.д
Комфортная Среда (Liveable Nighborhoods) объявлена градо-строительной политикой Комиссией планирования штата Запад-ная Австралия (Western Australian Planning Commission), ее кон-цепция (февраль 2001г.) потребовала создания новой классификации улиц и разработки специального руководства по проектированию.
Следует остановиться на методических документах Мировой Дорожной Ассоциации (PIARC). В 1995 г. PIARC провел специализированный ХХ Мировой Дорожный Конгресс (XX World Road Congress), посвященный исключительно проблемам транспортной планировки городов.
Методические документы PIARC последних лет (разработчик - Комитет по городским территориям С10) и труды ХХ Конгресса выделяют следующие важнейшие направления в проектировании транспортных систем городов [10-14]:
- Снижение интенсивности движения автомобилей в центрах городов;
- Приоритет общественного пассажирского транспорта и автомобилей, использующимися несколькими пассажирами (HOV – high occupancy vehicles);
- Политика в области организации паркования;
взаимодействие между УДС и городской средой.
Специалисты профильного комитета С10 значительно расширили понимание функций городских улиц и дорог, к числу которых отнесли транспортныефункции:
функции транзита – пропуск потоков между разными районами города (внутригородской транзит) и внешних транзитных потоков;
- функции обеспечения доступности – транспортное обслуживание городских районов (движение в районы и из них);
- функции формирования городской среды – формирование городского ландшафта, условия размещения застройки, ориентация;
- социальные функции – условия проживания и работы, совершения покупок, отдыха, передвижений пешком и т.д.;
- экологические функции – городской микроклимат, воздушная циркуляция и качество воздуха, состояние фауны и флоры, рекреация;
-· экономические функции – влияние на экономическую ситуацию в городе.
С учетом допустимых сочетаний перечисленных функций была рекомендована классификация городских улиц и дорог, (табл. 2). Отметим, что приводится точный перевод таблиц оригинала [12,13] в которых используется термин дороги. Поскольку отличительным признаком улиц является обслуживание прилегающих территорий и застройки (Access), далее по тексту II – VI категории дорог следует считать улицами.
Специалисты комитета PIARC подчеркивали [12,13], что, по их мнению, принципиально важно упростить классификацию городских улиц и дорог, чтобы избежать их разделение на многие категории. При этом высказывалась идея необходимости “визуальной иерархии” элементов УДС. Технический и архитектурный дизайн, благоустройство улиц должны давать водителю необходимую информацию для ориентации (т.е. для выбора маршрутов движения) и о скоростном режиме движения (табл. 2).
Рассматриваемая классификация содержит ряд принципиально новых положений:
· обслуживание транзитного движения автомобильного транспорта возлагается только на городские скоростные дороги (дороги I категории);
· усиливается дифференциация по скорости движения, соответственно I, II и III категории дорог 70-90, 40-60 и 10-30 км/ч; при этом подчеркивается, что разрешаемая скорость движения на дорогах II категории, как правило, не должна превышать 50 км/ч.
Последние два десятилетия внимание специалистов, особенно европейских, привлекали главные магистральные улицы (major arterials) и связанные с ними вопросы архитектурного и градостроительного проектирования, безопасности и организации движения.
Для таких улиц, сочетающих значительные транспортные и пешеходные потоки, концентрацию офисов и деловых учреждений, разнообразных по назначению объектов массового тяготения наиболее сложной проблемой является достижение баланса функций.
В этой связи профильным комитетом по городским территориям PIARC был дополнительно предложен особый вид улиц – городские бульвары [12,13].
Идея бульваров базируется на концепции “пропускной способности окружающей” среды, сформулированной в 60-е годы. В общем контексте пропускная способность окружающей среды определена как максимальное количество людей (посетителей и жителей), которое может находиться в рассматриваемом месте без нарушения его функций и условий проживания. Применительно к магистральным улицам она получила несколько иное определение [12,13]. В данном случае пропускная способность окружающей среды рассматривается как возможность реализации функций (условия движения, условия проживания и работы, качество городской среды, качество технических проектных решений и т.д.) при ограничении нагрузок на окружающую среду в виде негативного воздействия транспорта (ДТП, загрязнение, шум).
В результате такого подхода возникла концепция, содержащая следующие основные положения[12,13]:
· бульвар – магистральная улица, обслуживающая значительные транспортные потоки (до 100000 авт./сутки), но имеющая незначительную разрешенную скорость движения;
· в отличие от городских дорог бульвар интегрирован в городскую среду, является ее частью и должен иметь многофункциональное назначение (т.е. допускает совмещение транспортных, социальных, экологических, культурных и других функций);
· проектные решения и благоустройство бульвара должны гарантировать баланс транспортных и экологических функций.
Бульвары включены в состав и некоторых североамериканских классификаций [1]. Так Американский Институт Архитекторов (AIA) рассматривает бульвары в качестве улицы, обслуживающих поездки на дальние расстояния с умеренной скоростью движения, при этом разрешается паркование, устраиваются тротуары и зеленые насаждения. Бульвар как категория улиц введен и в классификациях провинции Онтарио (Канада) и городе Портленд (штат Орегон).
В целом зарубежные классификации улиц и дорог отличается от той классификации, которая существует с рядом изменений на протяжении несколько десятилетий в нашей стране (от СНиП II-К2-62 до СНиП 2.07.01-89). Прежде всего, следует отметить усилившееся разделение по скорости движение дорог и улиц, при этом, как правило, улицы имеют меньшую расчетную скорость, чем скорость, предусматриваемая российскими нормативными документами. Предложения PIARC концепция городских бульваров учитывает распространенный в реальной практике класс многофункциональных улиц и поэтому представляет интерес для применения в условиях реконструкции УДС(улично-дорожная сеть) крупных городов.
Кроме того, можно отметить общую черту всех новых предлагаемых классификаций, в них отчетливо прослеживается внимание к улицам как элементу городской среды, стремление интегрировать их в эту среду, растущие требования к качеству благоустройства и дизайна уличного пространства. Эту тенденцию можно объяснить определенным пресыщением чисто техническими решениями, поскольку в экономически развитых странах уже сложилась мощная инфраструктура городских дорог, возникает интерес к “традиционным” улицам.
|
Самым распространенным названием центральной улицы города или деревни в Советском Союзе было, конечно, название «улица Ленина». На втором месте – улицы Революции и какой-нибудь годовщины Октября.
Самая старая улица в мире находится в Египте: это дорога в Гизу – самая старая мощеная дорога. Возраст 12-километровой дороги – более 4600 лет. Эта дорога, как считается, использовалась для транспортировки каменных блоков, использующихся при строительстве и отделке пирамид.
Самая короткая улица в мире – это Эбензейр Плейс (Ebenezer Place) . Ее длина – 206 сантиметров. Однако, на ней есть здания, а именно – здание по адресу Эбензер Плейс, 1, построенное в 1883 году.
Самая длинная улица в мире – это Пан-Американское шоссе (The Pan-American Highway) Длина шоссе – 48 тысяч километров и оно соединяет между собой города Северной и Южной Америк, пересекая США, Канаду, Мексику, Перу, Аргентину и Сальвадор.
Самая длинная деревенская улица в мире имеет длину 13 км. Это Коммунистическая улица в деревне Бичура в Республике Бурятия.
Самая узкая улица в мире – это Парламентская улица (Parliament Street) в городе Эксетер (Exeter), Англия. В самом узком месте ширина ее едва достигает 64 сантиметров. Улица была построена в XIV веке.
Самая широкая улица в мире – это Улица 9 Июля (9 de Julio Avenue) в Аргентине, которая названа так в честь дня независимости государства. Она имеет по шесть полос движения в обоих направлениях и занимает по ширине целый квартал.
Самая крутая улица в мире находится в городе Дьюндин (Dunedin) в Новой Зеландии. Угол ее уклона составляет 35 градусов! Верхняя часть улицы сделана из камня, иначе в жаркую погоду часть покрытия, расположенная сверху, просто стекала или съезжала бы вниз.
Самая кривая улица в мире – это Ломбардная улица (Lombard Street) в Сан-Франциско. На самом заковыристом участке улица имеет 8 поворотов, движение на ней одностороннее и существует суровый штраф за парковку в ее пределах.
Самый сложный в мире перекресток был построен в английском городе Свиндон (Swindon) в 1972 году. Помимо основного кольцевого разворота он включает в себя еще 5 дополнительных. При этом, по центральному кольцу можно разворачиваться только против часовой стрелки, а на дополнительных – наоборот.
Во всей Великобритании существует одна-единственная улица, где можно двигаться по правой стороне, в отличие от всей остальной страны, где движение, как известно, левосторонне. Так произошло исторически, связано с тем, что конным повозкам легче было высаживать пассажиров именно на правую сторону. Разрешение на правостороннее движение на этой улице закреплено специальным законом Великобритании