Улица как тип городского пространства

У́ЛИЦА- В населённых пунктах: пространство между двумя рядами домов для прохода и проезда.

Улицы классифицируются по их функциональному назначению[1] .

Городские улицы

· Магистральная улица общегородского значения;

· Магистральная улица районного значения;

· Основная улица

· Улица местного значения:

· Межквартальная улица;

· Внутриквартальная улица;

· Жилая улица;

· Трамвайно-пешеходная улица;

· Пешеходная улица;

· Велосипедная дорожка

· Тупик

Поселковые и сельские улицы

· Главные улицы;

· Жилые улицы;

· Проезды.

Каждая улица имеет свой поперечный профиль. Его вид зависит от категории улицы, значения города (населённого пункта), в котором она расположена, размера города (населённого пункта), количестванаселения, рельефа территории, климатических и гидрогеологических условий, характера застройки, видов, размеров и направления городского движения, способа отвода дождевых и поверхностных вод, наличия и размещения подземных сооружений, наличия линий электропередач и связи, и многих других факторов.

Типы улиц

Названия улиц и их типы весьма условны. Кроме того, с развитием населённого пункта и новостройками меняется внешний вид улиц. Переулок, например, может перестать быть переулком, но название может не меняться. На некоторых улицах может быть запрещён проезд автомобилей и мотоциклов, на других — движение разрешено лишь в одну сторону.

Типы улиц
Тип Сокр. Пояснение
Аллея   Улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями, часто в парке или саду.
Бульвар бул., б-р Широкая улица со скамейками, газонами и аллеями, предназначенными для пешеходного движения и кратковременного отдыха, проезжая часть занимает гораздо меньше ширины, чем газоно-пешеходная зона (например, Цветной бульвар).
Вал   Улица, возникшая на месте вала — старинной земляной насыпи.
Взвоз   В некоторых городах России улица с наклонным профилем, служащая въездом на возвышенность. Почти то же, что съезд или спуск, но не ведёт к берегу реки.
Въезд    
Дорога дор. Любой путь сообщения, как правило, выходит или исторически выходил за пределы городской черты. (МКАД не является улицей)
Заезд    
Кольцо   Улица, имеющая форму круга.
Линия (линнея)   Название улиц в некоторых городах России, Латвии, Финляндии и Украины. Наиболее известны линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Луч   Название улиц в некоторых населённых пунктах, например Улица 2-й Луч
Магистраль маг. Главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.
Набережная наб. Улица вдоль реки или другого крупного водоёма (например, Пушкинская набережная)
Переулок пер. Небольшая улица между двумя крупными улицами (например, Черниговский переулок) или между улицей и другим переулком (например, Кривоколенный переулок), или между двумя переулками (например, Сверчков переулок).
Перспектива(першпектива)   Название проспектов в Санкт-Петербурге XVIII века.
Площадь пл. Открытое пространство, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями, как правило находится на перекрёстке улиц.
Проезд пр., пр-д Обычно небольшая улица, соединяющая две более крупные улицы, то же, что переулок.
Проспект просп., пр-кт Прямая, длинная и широкая улица в городе, обычно осаженная зеленью (например, Невский проспект).
Проулок   Небольшая и узкая улица, соединяющая две крупные, небольшой и узкий переулок.
Разъезд    
Ряд   В исторических городах улица с расположенными на ней лавками или мастерскими одной специализации (например, Охотный ряд, Ново-кузнечный ряд)
Спуск   Улица, имеющая наклонный рельеф.
Съезд   Улица, имеющая наклонный рельеф, и ведущая к берегу или мосту. То же, что спуск.
Территория   Территория под местным самоуправлением СНТ, КП, ДСК и т. п.
Тракт   Тип дороги, как правило, выходит или исторически выходил за пределы городской черты.
Тупик туп. Исторически — улица, не имеющая сквозного проезда. В настоящее время, после реконструкции городов, есть и исключения, есть тупики со сквозным проездом по типу переулков (например, Шведский тупик, Сретенский тупик)
Улица ул. Стандартное название.
Шоссе ш. Магистральная улица, направленная на выезд из города (например, Варшавское шоссе), либо сохранившийся в городской черте участок старинной внегородской дороги (например, Старокалужское шоссе). В начале XX века — любая асфальтированная дорога.

Помимо улиц можно выделить уличные образования. К ним относят следующие типы: парк (сад, бор), сквер, мост, просека (просек), дорожка, станция, роща.

Кроме того, в системах наименования элементов дорожной инфраструктуры вне зоны распространения русского языка встречаются наименования, не имеющие точных аналогов в русской системе. Например, авеню (в англо- и франкоязычных странах) или авенида (в испано- и португалоязычных) — это широкая улица, обычно обсаженная деревьями (русские аналоги — аллея и проспект).

Планирование улиц России

Планированием и проектированием, реконструкцией улиц, а также созданием уличной сети занимаются архитектурно-планировочные мастерские. Улицы, площади, перекрёстки и все сооружения на них намечаются при составлении генеральных планов населённых мест (как новых, так и реконструируемых).

Каждая улица имеет красные линии, определяющие ширину улицы и размещение на ней зданий и сооружений.

Сокращение «пр.» в Москве и большинстве других российских городов означает проезд, а в Санкт-Петербурге, Карелии, Мурманской области, Казани и Новосибирске — проспект.

Некоторые необязательные правила существования улиц, часто встречающиеся в городах:

· улицы имеют начало и конец;

· одна сторона улицы — нечётная, другая — чётная (в большинстве случаев левая сторона улицы — нечётная, правая — чётная, но, например, в Санкт-Петербурге — наоборот).

Особенности новых классификаций городских улиц и дорог(по лекциям Бабенко)

За десятилетний период в российских городах уровень автомобилизации превысил расчетные показатели, предусмотреные действующим «СНиП2.07.01–89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В связи с этим важным является сопоставительный анализ классификаций городских улиц и дорог нашей страны и стран с высоким уровнем автомобилизации.

В целом идеи создания комфортных условий движения пешеходов, обеспечения приоритета общественного транспорта, ландшафтного проектирования улиц поддерживаются многим профессиональными и общественными организациями [3,4,6,7,9-14].

В градостроительных публикациях наряду с терминами «устойчивое развитие, устойчивая среда» стали часто использоваться такие термины как liveable neighborhood, liveable communities (в буквальном смысле - удобное для жизни окружение), liveable streets (удобные для жизни улицы) и т.д
Комфортная Среда (Liveable Nighborhoods) объявлена градо-строительной политикой Комиссией планирования штата Запад-ная Австралия (Western Australian Planning Commission), ее кон-цепция (февраль 2001г.) потребовала создания новой классификации улиц и разработки специального руководства по проектированию.
Следует остановиться на методических документах Мировой Дорожной Ассоциации (PIARC). В 1995 г. PIARC провел специализированный ХХ Мировой Дорожный Конгресс (XX World Road Congress), посвященный исключительно проблемам транспортной планировки городов.

Методические документы PIARC последних лет (разработчик - Комитет по городским территориям С10) и труды ХХ Конгресса выделяют следующие важнейшие направления в проектировании транспортных систем городов [10-14]:
- Снижение интенсивности движения автомобилей в центрах городов;
- Приоритет общественного пассажирского транспорта и автомобилей, использующимися несколькими пассажирами (HOV – high occupancy vehicles);
- Политика в области организации паркования;
взаимодействие между УДС и городской средой.

Специалисты профильного комитета С10 значительно расширили понимание функций городских улиц и дорог, к числу которых отнесли транспортныефункции:
функции транзита – пропуск потоков между разными районами города (внутригородской транзит) и внешних транзитных потоков;
- функции обеспечения доступности – транспортное обслуживание городских районов (движение в районы и из них);
- функции формирования городской среды – формирование городского ландшафта, условия размещения застройки, ориентация;
- социальные функции – условия проживания и работы, совершения покупок, отдыха, передвижений пешком и т.д.;
- экологические функции – городской микроклимат, воздушная циркуляция и качество воздуха, состояние фауны и флоры, рекреация;
-· экономические функции – влияние на экономическую ситуацию в городе.
С учетом допустимых сочетаний перечисленных функций была рекомендована классификация городских улиц и дорог, (табл. 2). Отметим, что приводится точный перевод таблиц оригинала [12,13] в которых используется термин дороги. Поскольку отличительным признаком улиц является обслуживание прилегающих территорий и застройки (Access), далее по тексту II – VI категории дорог следует считать улицами.
Специалисты комитета PIARC подчеркивали [12,13], что, по их мнению, принципиально важно упростить классификацию городских улиц и дорог, чтобы избежать их разделение на многие категории. При этом высказывалась идея необходимости “визуальной иерархии” элементов УДС. Технический и архитектурный дизайн, благоустройство улиц должны давать водителю необходимую информацию для ориентации (т.е. для выбора маршрутов движения) и о скоростном режиме движения (табл. 2).

улица как тип городского пространства - student2.ru

улица как тип городского пространства - student2.ru

Рассматриваемая классификация содержит ряд принципиально новых положений:
· обслуживание транзитного движения автомобильного транспорта возлагается только на городские скоростные дороги (дороги I категории);
· усиливается дифференциация по скорости движения, соответственно I, II и III категории дорог 70-90, 40-60 и 10-30 км/ч; при этом подчеркивается, что разрешаемая скорость движения на дорогах II категории, как правило, не должна превышать 50 км/ч.
Последние два десятилетия внимание специалистов, особенно европейских, привлекали главные магистральные улицы (major arterials) и связанные с ними вопросы архитектурного и градостроительного проектирования, безопасности и организации движения.

Для таких улиц, сочетающих значительные транспортные и пешеходные потоки, концентрацию офисов и деловых учреждений, разнообразных по назначению объектов массового тяготения наиболее сложной проблемой является достижение баланса функций.
В этой связи профильным комитетом по городским территориям PIARC был дополнительно предложен особый вид улиц – городские бульвары [12,13].

Идея бульваров базируется на концепции “пропускной способности окружающей” среды, сформулированной в 60-е годы. В общем контексте пропускная способность окружающей среды определена как максимальное количество людей (посетителей и жителей), которое может находиться в рассматриваемом месте без нарушения его функций и условий проживания. Применительно к магистральным улицам она получила несколько иное определение [12,13]. В данном случае пропускная способность окружающей среды рассматривается как возможность реализации функций (условия движения, условия проживания и работы, качество городской среды, качество технических проектных решений и т.д.) при ограничении нагрузок на окружающую среду в виде негативного воздействия транспорта (ДТП, загрязнение, шум).

В результате такого подхода возникла концепция, содержащая следующие основные положения[12,13]:
· бульвар – магистральная улица, обслуживающая значительные транспортные потоки (до 100000 авт./сутки), но имеющая незначительную разрешенную скорость движения;
· в отличие от городских дорог бульвар интегрирован в городскую среду, является ее частью и должен иметь многофункциональное назначение (т.е. допускает совмещение транспортных, социальных, экологических, культурных и других функций);
· проектные решения и благоустройство бульвара должны гарантировать баланс транспортных и экологических функций.
Бульвары включены в состав и некоторых североамериканских классификаций [1]. Так Американский Институт Архитекторов (AIA) рассматривает бульвары в качестве улицы, обслуживающих поездки на дальние расстояния с умеренной скоростью движения, при этом разрешается паркование, устраиваются тротуары и зеленые насаждения. Бульвар как категория улиц введен и в классификациях провинции Онтарио (Канада) и городе Портленд (штат Орегон).

В целом зарубежные классификации улиц и дорог отличается от той классификации, которая существует с рядом изменений на протяжении несколько десятилетий в нашей стране (от СНиП II-К2-62 до СНиП 2.07.01-89). Прежде всего, следует отметить усилившееся разделение по скорости движение дорог и улиц, при этом, как правило, улицы имеют меньшую расчетную скорость, чем скорость, предусматриваемая российскими нормативными документами. Предложения PIARC концепция городских бульваров учитывает распространенный в реальной практике класс многофункциональных улиц и поэтому представляет интерес для применения в условиях реконструкции УДС(улично-дорожная сеть) крупных городов.

Кроме того, можно отметить общую черту всех новых предлагаемых классификаций, в них отчетливо прослеживается внимание к улицам как элементу городской среды, стремление интегрировать их в эту среду, растущие требования к качеству благоустройства и дизайна уличного пространства. Эту тенденцию можно объяснить определенным пресыщением чисто техническими решениями, поскольку в экономически развитых странах уже сложилась мощная инфраструктура городских дорог, возникает интерес к “традиционным” улицам.

Рекорды

Самым распространенным названием центральной улицы города или деревни в Советском Союзе было, конечно, название «улица Ленина». На втором месте – улицы Революции и какой-нибудь годовщины Октября.

Самая старая улица в мире находится в Египте: это дорога в Гизу – самая старая мощеная дорога. Возраст 12-километровой дороги – более 4600 лет. Эта дорога, как считается, использовалась для транспортировки каменных блоков, использующихся при строительстве и отделке пирамид.

Самая короткая улица в мире – это Эбензейр Плейс (Ebenezer Place) . Ее длина – 206 сантиметров. Однако, на ней есть здания, а именно – здание по адресу Эбензер Плейс, 1, построенное в 1883 году.

Самая длинная улица в мире – это Пан-Американское шоссе (The Pan-American Highway) Длина шоссе – 48 тысяч километров и оно соединяет между собой города Северной и Южной Америк, пересекая США, Канаду, Мексику, Перу, Аргентину и Сальвадор.

Самая длинная деревенская улица в мире имеет длину 13 км. Это Коммунистическая улица в деревне Бичура в Республике Бурятия.

Самая узкая улица в мире – это Парламентская улица (Parliament Street) в городе Эксетер (Exeter), Англия. В самом узком месте ширина ее едва достигает 64 сантиметров. Улица была построена в XIV веке.

Самая широкая улица в мире – это Улица 9 Июля (9 de Julio Avenue) в Аргентине, которая названа так в честь дня независимости государства. Она имеет по шесть полос движения в обоих направлениях и занимает по ширине целый квартал.

Самая крутая улица в мире находится в городе Дьюндин (Dunedin) в Новой Зеландии. Угол ее уклона составляет 35 градусов! Верхняя часть улицы сделана из камня, иначе в жаркую погоду часть покрытия, расположенная сверху, просто стекала или съезжала бы вниз.

Самая кривая улица в мире – это Ломбардная улица (Lombard Street) в Сан-Франциско. На самом заковыристом участке улица имеет 8 поворотов, движение на ней одностороннее и существует суровый штраф за парковку в ее пределах.

Самый сложный в мире перекресток был построен в английском городе Свиндон (Swindon) в 1972 году. Помимо основного кольцевого разворота он включает в себя еще 5 дополнительных. При этом, по центральному кольцу можно разворачиваться только против часовой стрелки, а на дополнительных – наоборот.

Во всей Великобритании существует одна-единственная улица, где можно двигаться по правой стороне, в отличие от всей остальной страны, где движение, как известно, левосторонне. Так произошло исторически, связано с тем, что конным повозкам легче было высаживать пассажиров именно на правую сторону. Разрешение на правостороннее движение на этой улице закреплено специальным законом Великобритании

Наши рекомендации