№ п/п | Задания для обследования детей подготовительной группы | Направление диагностики | Оборудование (диагностический инструментарий) | Критерии оценки действий ребенка и фиксация результата |
| «Графический диктант» | педагогическая | Листочек в клетку, карандаш. | При анализе результатов выполнения задания необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и вдругом случае можно ориентироваться на такие критерии,как: 1) высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки; 2) средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует диктуемому; 3) уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует; 4) низкий уровень. Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому. |
| «Узор» (Л.И. Цеханская) | психологическая | Геометрические фигурки,расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников,нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся точно подтреугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 вряду, кружков — 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются "полоской". | При оценке результатов правильными считаются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки начисляют за лишние соединения, не предусмотренные диктантом, и за "разрывы", или пропуски "зон соединения" между правильными соединениями. |
| «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова) | психологическая | Индивидуальная беседа с ребенком. | Описание задания: ученик должен ответить на вопросы: 1. Тебе нравится в школе? 2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? 3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь? 4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься? 5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться? 6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить. 7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал». Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б. А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника, Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни. 1. Да – А., не знаю, нет – Б. 2. А – называет школьные предметы, уроки; Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.) 3. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях; Б – нет ответа или неадекватное объяснение; 4. А – нет; Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда) 5. А – школа А, Б – школа Б 6. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.) Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?) 7. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки. Критерии оценивания: 1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания. 2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. 3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988). Уровни оценивания: 0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее. 1. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. 2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами. 3. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. 0 уровень – обязательно вопрос 1, 4 - Б, в целом преобладание ответов типа Б. 1 уровень - обязательно 1, 4 - А, 2, 5, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А. 2 уровень – 1, 4, 7 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают. 3 уровень – 1, 2, 4, 5, 6, 7 – А. |
| «Домик» (И.В.Дубровина и др.) | психологическая | Лист бумаги, карандаш, образец с домиком. | Обработка результатов, получаемых по методике «Домик», проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются: а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем, если этот элемент неверно изображен во всех деталях рисунка, например неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки и в правой, и в левой частях, то ставится 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе; б) замена одного элемента другим (1 балл); в) отсутствие элемента (1 балл); г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1. балл). Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Проведенные нами эксперименты с детьми от 5 лет 7 месяцев до 6 лет 7 месяцев показали, что ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание «Домик» без ошибок и получает 0 баллов. Ребенок со средним развитием произвольного внимания допускает в среднем 1—2 ошибки и соответственно получает 1—2 балла. Дети, получающие больше 4 баллов, характеризуются слабым развитием произвольного внимания. |
| Тест словаря (Ю.Гильбух) | психологическая | 5 карточек, на каждой по 10 слов. | За каждое слово выставляется оценка, а потом находится общая сумма. Максимальная общая сумма может быть 20 баллов. - 0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребенок отказывается его объяснить или дает неправильное объяснение) - 1 балл – если ребенок понимает слово, но может объяснить его только с помощью жестов или рисунка. - 1,5 балла - если ребенок описывает предмет. - 2 балла – если ребенок дает описание близкое научному. |
| Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию | | Индивидуальная работа с каждым ребенком. | Названные вами слова или цифры ребенок должен повторить в том же порядке. Инструкция: «Я назову тебе слова (цифры), ты их постарайся запомнить, а потом мне их в том же порядке повторишь». Вы называете три слова (цифры). После повторения учеником называете четыре слова (цифры)... и т.д. до семи слов (цифр): 2,7,4 4,7,1 9,6,1,8 3,0,6,2 4,7,2,5,9 1,4,9,6,0 6,0,7,5,9,2 3,8, 1,5,7,2 1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7 Это является контрольный столбец: если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки из 1-го столбца, задание по ней повторяются из этого (2-го) столбца. При воспроизведении слов (цифр) выполнение задания оценивается следующим образом: -строка из 7 знаков - в 10 баллов («отлично»); строка из 6 знаков - в 9 баллов («очень хорошо»); -строка из 5 знаков - в 7 баллов («хорошо»); -строка из 4 знаков - в 4 балла («удовлетворительно»); - строка из 3 знаков - в I балл («неудовлетворительно»). |
| Методика А.Р.Лурия по определению состояния кратковременной памяти | | 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. | При воспроизведении слов (цифр) выполнение задания оценивается следующим образом: - строка из 7 знаков - в 10 баллов («отлично»); строка из 6 знаков - в 9 баллов («очень хорошо»); - строка из 5 знаков - в 7 баллов («хорошо»); -строка из 4 знаков - в 4 балла («удовлетворительно»); - строка из 3 знаков - в I балл («неудовлетворительно»). |
| Методика по определению концентрации и распределения внимания | | Лист бумаги 10*10. В клетках помещают в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр. | При определении концентрации ребенок должен ставить на заданную фигуру крестик. При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить. Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-ти балльной системе. Снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обращается внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание. |
| Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать | | 5 карточек, изображающих: мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи. | 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа; за каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла. |
| Методика по определению мыслительных способностей. | | 10 комплектов (по 5 рисунков): -4 рисунка зверей; один птицы; -4 рисунка мебели- один бытовой техники: -4 рисунка наземного транспорта- один воздушного; - 4 рисунка овощей – один с изображением любого фрукта; - 4 рисунка одежды – один рисунок обуви; - 4 рисунка птиц – один насекомого; - 4 рисунка учебных принадлежностей – один рисунок детской игрушки; - 4 рисунка с изображением продуктов питания – один с чем то несъедобным; - 4 рисунка с изображением разных деревьев – один с изображением любого цветка. | Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл. |
| | | | | |