Конституционные основы экологического права
Для развития экологического права Конституция имеет важное значение, так как она имеет ведущее место в вопросах собственности на природные ресурсы и уделяет внимание охране прав экологических и интересов лиц.
При анализе Конституции можно выделить две группы норм: общего и специально (чисто экологического) характера.
К общим нормам относятся, прежде всего, статья 1, где говорится, что РФ является федеративным демократическим правовым государством. Особенно актуально то, что «правовым» государством – значит, обеспечивается господство права и тем самым обеспечивается высокий уровень экологического правопорядка в стране.
Но эта статья весьма декларативна.
В соответствии со статьёй 7 Конституции РФ, РФ – это социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. А достойная жизнь человека включает в себя не только материальное обеспечение, но и природный компонент, таковая достойная жизнь возможна только в благоприятной окружающей среде.
К числу общих норм следует отнести статью 10 Конституций, где закрепляется принцип разделения властей. Это важный принцип ввиду того, что путём закрепления этого принципа каждая из ветвей власти сдерживается друг другом и законодательная вырабатывает законы по экологическому праву, исполнительная – исполняет, судебная – защищает, разбирается…
Специальные (чисто экологические) положения Конституции.
К числу специальных норм следует отнести статью 9 Конституции: земля и другие природные ресурсы используется и охраняется в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой части закрепляется экологическая функция государства.
Также статья 9 устанавливает многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы – они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Конституция 1993 года закрепила множество форм собственности на природные ресурсы, тем самым предусмотрев путь развития рыночной экономики (а раньше только в государственной собственности были природные ресурсы).
Отношения собственности регулируются также статьёй 36 Конституций, закрепляющей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы.
Предоставляя свободу собственников природных ресурсов, их права некоторым образом ограничиваются: собственникими ими свободно распоряжаются, если это не нарушает интересам других собственников и если это не наносит ущерба окружающей среде (часть 2 статьи 36).
Пункт 3 статьи 41 говорит об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Исходя из содержания статьи 2 (человек, его права и свободы – как высшая ценность) в статье 42 закрепляются экологические права граждан (право на благоприятную окружающую среду, на получение достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением).
Статья 2 – признание, соблюдение и защита прав граждан является обязанностью государства.
Наряду с экологическими правами Конституция содержит статью 58 – в ней закрепляются обязанности граждан. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Это относится ко всем – сказано «каждый», и граждане, и не граждане, и к тем относится, кто использует и негативно влияет на природу.
Статья 71 и 72 Конституции – в них определяются предметы исключительного ведения и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
К примеру – исключительное ведение: регулирование и защита прав человека и гражданина, в том числе и экологические права; федеральная государственная собственность – в том числе и прав на природные ресурсы; ядерная энергетика, производство ядовитых веществ…
К совместном ведению: вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природоресурсное законодательство…
Статья 76 Конституции определяет круг полномочий по данному вопросу: субъектов РФ имеют право разрабатывать свои законодательные акты в сфере охраны окружающей среды.
Наряду с Конституцией РФ к основным источникам относятся также федеративные договоры, которые были подписаны 31 марта 1992 года и которые разграничивают полномочия между РФ и субъектами РФ. Они отражены также в переходных положениях Конституции.
Международные конвенции и прочее является особым источником права. Особенно это актуальны для нас те договоры, в которых мы участвуем. Но в то же время следует относить и общепризнанные принципы и нормы международного права, которые не ратифицированы РФ, но в силу их признания мировым сообществом они являются источником отечественного права.
К тому же во многих федеральных законах написано: «если в международных законах написано иное – то действуют нормы международного договора».