Экономический эффект от проведения

Природоохранных мероприятий

Оценка экономического эффекта от природоохранных мероприятий определяется как сумма экологического и социального эффектов. При этом долгосрочная экономическая эффективность (Ээф) от предотвращенного ущерба определяется следующим образом:

Ээф = ∑ (УПР – С) / (С + Е × К) , (35)

где УПР – величина предотвращенного ущерба в течение года, руб.;

С – текущие затраты на проведение мероприятий в течение года, руб., тогда экологический эффект – Ээкол. = УПР – С – (Е × К);

Е – коэффициент эффективности капитальных вложений за период времени Т лет (Е = 1/Т), доли ед.;

К – капитальные вложения за Т лет, определившие эффект, руб.

Долгосрочная экономическая эффективность от снижения отрицательного воздействия на окружающую среду рассчитывается как:

Ээф = ∑ (Δ В – С) / (С + Е × К) , (36)

где Δ В – снижение показателя отрицательного воздействия на среду (например, предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере или в воде), руб., тогда экологический эффект – Ээкол. = ∆В – С – (Е × К).

Социальный эффект характеризуется следующими показателями:

– эффектом от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости из-за загрязнения среды:

ЭЧ.П. = ББ × ПЧ × (Р2 – Р1), (37)

где ББ – число работающих, отвлеченных от производства по болезни или уходу за больными, чел.;

ПЧ – чистая продукция на один человеко-день работы, шт.;

Р1 и Р2 – трудоемкость одного работающего до и после проведения мероприятия, чел.-дни;

– эффектом от сокращения выплат из фонда социального страхования в результате тех же причин:

ЭС = БЗ × ВП × (Р2 – Р1), (38)

где БЗ – число работающих, получающих пособия вследствие заболеваемости из-за загрязнения среды, чел.;

ВП – средний размер пособия, руб.;

– экономическими эффектами от улучшения использования трудовых ресурсов, материалов и оборудования (так называемым хозрасчетным эффектом):

ЭХ = (Л1 – Л2) + Ф × КР × (Т2 – Т1), (39)

где Л1 и Л2 – затраты на ремонт оборудования до и после проведения природоохранных мероприятий, руб.;

Ф – среднегодовая стоимость оборудования, руб.;

КР – коэффициент годовой рентабельности основных фондов, доли ед.;

Т1 и Т2 – продолжительность службы оборудования до и после проведения природоохранных мероприятий, лет.

Социальный эффект, образующийся вследствие увеличения занятости населения, определяется по формуле:

Эзан = Ч р.м. ×П б ×М, (40)

где Ч р.м. – количество новых рабочих мест по проекту, шт.;

П б – величина месячного пособия по безработице, руб.;

М – число месяцев выплаты пособия по безработице.

Определяется также демографический показатель социальной оценки освоения техногенных месторождений [20]:

Э дем = ∆ t ж × ν t × А пр × N, (41)

где ∆ t ж –увеличение продолжительности жизни населения, обусловленное улучшением экологической ситуации в регионе, лет;

ν t –коэффициент, учитывающий влияние техногенного объекта на экологическую ситуацию в регионе, доли ед.;

А пр – производительный потенциал жизнедеятельности человека в рассматриваемом регионе, руб./чел. год (валовый годовой продукт региона / численность работающих в сфере производства и услуг);

N – численность населения пенсионного возраста, работающего в сфере производства и услуг, чел.

Для оценки общего экономического эффекта от природоохранных мероприятий, величины достигнутых на изучаемой территории экологических и социальных эффектов суммируются.

Контрольные вопросы:

1. Почему неэффективны административно-командные методы рационализации природопользования?

2. В какой мере могут решить проблему рационализации природопользования высокие штрафы за загрязнения окружающей природной среды?

3. Что включают базовые институты рационализации природопользования?

4. Что включают новые экономические стимулы рационализации природопользования?

5. Какие показатели содержат кадастры природных ресурсов?

6. Для чего применяются кадастры природных ресурсов?

7. Почему к кадастрам природных ресурсов можно отнести Красные книги редких животных и растений?

8. Назовите источники природоохранных мероприятий.

9. Как формируются негосударственные экологические фонды?

10. Каким образом могут формироваться экологические фонды предприятий?

11. Какие принципы лежат в основе экологического страхования?

12. Для чего необходима платность природных ресурсов?

13. Какие правила применяются при комплексной оценке ущерба, наносимого окружающей природной среды?

14. Как рассчитывается нормативная цена участка земли?

15. По каким показателям оценивается экологический эффект от проведения природоохранных мероприятий?

16. По каким показателям оценивается социальный эффект от проведения природоохранных мероприятий?

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Экологическая паспортизация

Населенных мест

Величина и глубина техногенной нагрузки города на природную среду для разных регионов различна и обуславливается зонально-климатическими условиями, темпами урбанизации, формами организации хозяйств и расселения [7]. На данный период пока не разработана универсальная классификация городов, основанная на учете их воздействия на окружающую среду, а также не создана единая стандартизированная система оценки состояния окружающей природной среды городов. Наиболее сложным в такой оценке является установление «порогов» граничных условий, при которых состояние природных сред из нормального переходит в критическое.

Неравномерное распространение источников загрязнения в пределах городской территории приводит к тому, что уровень воздействия техногенной нагрузки на природные среды, биосферу, растительность и человека в различных функциональных зонах не одинаков. В случае нормального состояния природной среды не требуются дополнительные меры для создания оптимальных экологических условий.

При удовлетворительном состоянии – мероприятия по нормализации экологических условий не выходят за рамки обычной инженерной подготовки территории. При неудовлетворительном состоянии окружающей природной среды требуются специальные мероприятия, разрабатываемые для каждого конкретного случая, определяемые видом и интенсивностью техногенного воздействия.

Реальный ущерб, понесенный городским хозяйством, вследствие непринятия своевременных природоохранных мер или их недостаточность, соответствует величине необходимых затрат на защиту окружающей среды.

Экологическая паспортизация города, как показала практика, является настоятельном необходимостью и качественно новой ступенью оценки и обобщении информации о состоянии и по прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортизации документ «Экологический паспорт города» должен состоять из следующих разделов [7, 19, 21]:

− оценка современного состояния физико-химических параметров окружающей природной среды городской территории и оценка состояния здоровья горожан;

− изучение, прогноз и контроль за состоянием окружающей городской среды, изменяющейся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;

− оптимизация различных этапов городского хозяйствования: планирования, управления, строительства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.

Первый раздел экологического паспорта города включает оценку современного состояния всех параметров окружающей среды (атмосферы, гидросферы, геологической среды) и техносферы. Процесс выявления направленности изменения состоянии в окружающей среде и экологических последствий состоит из 3-х этапов.

1) создание специальных аналитических карт города, отражающих комплекс условий, факторов и компонентов природно-техногенной среды;

2) разработка на основе таких аналитических карт комплекта синтетических карт с последующим анализом всех данных по антропогенному воздействию;

3) выявление на основе анализа синтетических карт кризисных в экологическом отношении районов и интегральная (обобщающая) оценка города по степени опасности природных и техногенных условий для жизнедеятельности населения города.

Наши рекомендации