Типы экономического механизма природопользования

Важнейший вопрос для экологизации экономики, перехода к устойчивому типу развития – вопрос о механизмах реализации эколого-ориентированного развития. Здесь приоритетное зна­чение имеет формирование эффективного экономического меха­низма природопользования. Рассмотрим с макроэкономических позиций место этого механизма в общей системе экономического механизма всей экономики. Затем выделим перспективные направ­ления формирования собственно механизма природопользования. В рамках такого подхода можно выделить два типа эко­номических механизмов и инструментов в зависимости от степе­ни секторального и отраслевого охвата:

· механизмы и инструменты, действующие в рамках всей экономики, ее секторов и отраслей – макроуровень;

· более специальные механизмы и инструменты, непос­редственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, т.е. собственно эко­номический механизм природопользования.

В современных условиях разработка эффективной концеп­ции экономического механизма природопользования возможна при выполнении следующих принципов:

1. Эффективная концепция рационализации природопользо­вания и охраны окружающей среды и соответствующий экономи­ческий механизм природопользования в секторах/комплексах мо­гут быть разработаны и реализованы только после разработки кон­цепции развития самих секторов/комплексов и всей экономики.

2. Экономический механизм природопользования должен быть органической частью «глобального» экономического меха­низма, он не может быть локальным и охватывать только природо-эксплуатирующие комплексы и отрасли. Данный механизм дол­жен быть согласован с другими экономическими механизмами, действующими на последующих (после «природных») этапах природно-продуктовой вертикали, соединяющей первичные природ­ные ресурсы с конечной продукцией. Тем самым экономический механизм природопользования (в узком смысле) должен стать частью общего механизма, регулирующего функционирование отдельных производств в природно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты.

3. Экономический механизм природопользования в секторах/ комплексах должен формироваться на межсекторальной, межотрас­левой и межрегиональной основе. Этот принцип можно проиллюст­рировать на примере взаимозависимого характера развития агропро­мышленного и топливно-энергетического комплексов при альтерна­тивных вариантах решения экологических проблем . В этих случаях эффективный экономический механизм природопользова­ния может быть создан только на основе комплексного подхода.

Для разработки экономического механизма природополь­зования в секторах/комплексах принципиальной является поста­новка вопроса о целях развития этих секторов и всей экономики. В зависимости от ответа на этот вопрос и необходимо разрабаты­вать концепцию экономического механизма природопользования. Нельзя формировать данный механизм сам по себе, в отрыве от идущих основных экономических процессов.

Большое значение имеет и экологический характер целей секторов/комплексов. Они могут быть экологически сбалансиро­ванными (устойчивыми), приемлемыми с позиций адаптации цели к природным механизмам, а могут быть и экологически дестабилизирующими, природоемкими (техногенными). Просты­ми примерами здесь может служить выбор экстенсивного или ин­тенсивного типа развития сектора. В первом случае экономичес­кий механизм природопользования имеет слабо ограничивающий характер, вводящий траекторию развития в довольно широкие экологические рамки. В случае экологически приемлемых целей секторов экономический механизм природопользования может иметь стимулирующий характер, адаптирующий развитие комп­лексов к природным закономерностям, минимизирующих эко­логические издержки.

В самом общем виде можно выделить три типа экономи­ческих механизмов природопользования:

1) Компенсирующий (мягкий, «догоняющий») механизм – либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического раз­вития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен в основном на ликви­дацию негативных экологических последствий, а не на причины возникновения экологических деформаций, слабо влияя на тем­пы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природо­пользования свойственен техногенному типу развития экономики. Подобный механизм сейчас формируется в странах СНГ.

2) Стимулирующий развитие экологосбалансированных и при­родоохранных производств и видов деятельности. Основу функци­онирования такого механизма природопользования составляют ры­ночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.

3) Жесткий, «подавляющий». Этот механизм использует ад­министративные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически по­давляет, прессингует развитие определенных отраслей и комп­лексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости.

В реальной действительности эти типы механизмов приро­допользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их соче­тание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Например, в ближайшем будущем с позиций экологизации экономического развития целесообразно сочетание стимулирующего и жесткого механизмов. Для аграрного сектора это будет уже упоминавшееся стимулирование развития биологи­ческого сельского хозяйства в сочетании с экономическими инст­рументами, свойственными жесткому механизму природопользо­вания и направленными на «подавление» техногенного типа сель­ского хозяйства (минимизация использования пестицидов, тяже­лой техники, сокращение обрабатываемых площадей и пр.).

Рассмотрим проблему влияния выбора цели развития сек­торов/комплексов на формирование экономического механиз­ма природопользования на примере топливно-энергетического комплекса. На современном этапе фундаментальным для него является вопрос о путях его дальнейшего развития. Здесь можно выделить две возможные концепции развития ТЭК и всей эко­номики: на рост энергопроизводства или на энергосбережение. От сделанного выбора и зависит экономический меха­низм природопользования в этом комплексе. Переход к энерго­сбережению и глубокой структурной перестройке экономики в этом направлении требует своего механизма реализации и соот­ветственно механизма природопользования. Это налоговые, кре­дитные ограничения на разработку новых месторождений, со­здание благоприятного климата для развития энергосберегаю­щих производств, большие штрафы за загрязнение природной среды и несоблюдение стандартов разработки месторождений, создание надежных систем противоаварийной защиты и пр.

В случае ориентации на экстенсивный рост топливно-энерге­тического комплекса экономический механизм должен формиро­ваться с учетом низкой стоимости земель, отчуждаемых при добыче полезных ископаемых, низкой платы за использование недр, льготного режима для создания новых электростанций.

Очевидно, что аналогичная ситуация сложилась и в других секторах. Так, в агропромышленном комплексе принципиальным является вопрос об уровне производства сельскохозяйственной про­дукции. Если предположить, что это производство достаточно, а дефицит продовольствия обусловлен отсталостью инфраструкту­ры и перерабатывающей промышленности, то концепция эконо­мического механизма природопользования будет следующей: ог­раничение на вовлечение новых земель в аграрный оборот путем установления высокой цены земли, больших налогов на дополни­тельное освоение земель; значительные штрафы за нерациональ­ное использование земли, стимулирование вывода деградировав­ших угодий на консервацию, экономические и административ­ные ограничения на применение антиэкологических средств про­изводства (пестициды, тяжелая сельскохозяйственная техника) и т.д., т.е. речь идет о стабилизации и сокращении природного бази­са сельского хозяйства, улучшении его охраны. Это предполагает создание благоприятного рыночного климата для развития объек­тов инфраструктуры и перерабатывающей промышленности.

Если концепция развития агропромышленного комплекса базируется на постулате о дефиците сельскохозяйственной про­дукции, то тем самым экономический механизм природопользо­вания должен быть достаточно «мягким» и не препятствовать вов­лечению новых земельных и водных ресурсов в сельскохозяйствен­ный оборот, дополнительному использованию химических средств производства и т.д. В России проводимая сейчас аграрная поли­тика и земельная реформа направлены на природоёмкий вари­ант развития агропромышленного комплекса.

Проблемы определения концепции развития стоят и перед лесным комплексом. Если учесть, что затраты древесины в экономике на производство конечного продукта в 4–6 раз выше по сравнению с развитыми странами, то очевидно, что экономический механизм в природопользовании должен быть ори­ентирован на стабилизацию и сокращение заготовок древесины (высокая гашенная плата, большие налоги на расширение лесо­секи, ограничение территорий лесозаготовок).

Важны и особенности формирования эконо­мического механизма природопользования. Как уже отмечалось, в районах основной добычи природных ресурсов чрезвычайно слабо развита обрабатывающая промышленность, что приводит к огромным потерям ресурсов. Оче­видно, что экономический механизм в этих регионах должен быть направлен на ограничение масштабов природопользования, дол­жен лимитировать вовлечение новых природных ресурсов в хозяй­ственный оборот.

Принципиальный вопрос при разработке экономи­ческого механизма природопользования можно сформулировать следующим образом: ориентация на рационализацию природо­пользования и охрану окружающей среды при расширении мас­штабов использования природных ресурсов в экономике (тип ком­пенсирующего экономического механизма с мягкими ограниче­ниями) или ориентация на стабилизацию и сокращение масш­табов природопользования (жесткий и стимулирующий типы механизмов). Данная дилемма может и не быть сформулирована в столь явном виде, она может быть следствием выбора экономи­ческих или социальных целей вне экологического контекста.

Из сказанного выше логично вытекает второй сформули­рованный принцип – невозможность создания локального эко­номического механизма природопользования, действующего толь­ко на первых этапах природно-продуктовой вертикали (цепоч­ки) в отрыве от механизмов, регулирующих процессы дальней­шей переработки природного вещества и получения готового продукта. Нужна единая логика в формировании экономического механизма для всей природно-продуктовой вертикали, соединя­ющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией или услугами, получаемыми на основе этих ресурсов.

Механизм природопользования (в узком смыс­ле) должен стать частью общего механизма, регулирующего функ­ционирование отдельных производств в природно-продуктовой вер­тикали и должен быть ориентированным на конечные результаты.

С учетом возможной сопряженности механизмов приро­допользования для различных комплексов появляются возмож­ности комбинирования этих типов. Например, формирующийся экономический механизм природопользования в топливно-энер­гетическом комплексе сейчас можно охарактеризовать как мяг­кий. Между тем, учет реалий развития агропромышленного ком­плекса позволяет сделать этот механизм гораздо более жестким, подавляющим.

В настоящее время возможно значительное уменьшение эко­логической нагрузки в регионах, где добываются энергетические ресурсы, путем изменения экспортной политики. С пози­ций снижения экологической нагрузки и увеличения экономичес­кой выгоды гораздо эффективнее ликвидировать потери продовольствия, чем расширять добычу топливно-энергетических ресурсов для вынужденного экспорта в целях стабилизации внутреннего рынка продовольствия. Такая добыча требует всевозрастающих затрат, и приводит к тяжелым экологическим деформациям.

Необходимо предусмотреть существенное изменение общих экономических механизмов как в отдельных комплексах, так и между ними. В частности, с помощью рыночных инструментов, государственного регулирования и поддержки возможна опреде­ленная стабилизация развития топливно-энергетического комп­лекса при одновременном стимулировании развития инфраструк­туры и перерабатывающей промышленности в агропромышлен­ном комплексе, что позволит резко уменьшить потери продоволь­ствия. Такое ресурсосберегающее изменение структуры экономики позволит уменьшить объемы экспорта топливно-энергетических ресурсов, их добычи и улучшит экологическую обстановку.

Экономический механизм природопользо­вания в топливно-энергетическом комплексе может стать гораздо более жестким в экологическом отношении. Одновременно развитие инфраструктуры перерабатывающей промышленности по­зволяет сделать более жестким и экономический механизм приро­допользования в агропромышленном комплексе, ориентировать его на сокращение использования земельных и водных ресурсов.

На этом примере хорошо видно, как развитие инфраструк­туры и перерабатывающей промышленности дает, с одной сторо­ны, большой внутренний экономический и экологический эф­фект в агропромышленном комплексе, и, с другой стороны, – значительный положительный внешний, экстернальный эффект с точки зрения уменьшения общественных издержек на охрану природы и издержек в топливно-энергетическом комплексе.

В данном случае хорошо видно значение учета региональ­ного фактора в экономическом механизме природопользования. Так, развитие в аграрном секторе ин­фраструктуры и переработки продукции может позволить снизить нагрузку на экосистемы и не увеличивать добычу энергоресурсов. Все это требует комплексного подхо­да к разработке механизма природопользования с учетом разви­тия различных регионов.

В этих условиях представляются малоэффективными попыт­ки создания чисто региональных программ по выходу из эколо­гических кризисов для отдельных территорий, распыление фи­нансовых и материальных ресурсов. Преодоление экологических кризисов требует изменения развития как различных комплек­сов/секторов, так и регионов, а также согласованных эколого-экономических программ, ориентированных на экологическую стабилизацию и устойчивое развитие, что соответственно требу­ет и сопряженных, связанных между собой экономических меха­низмов природопользования.

В качестве примера включения экономического механизма природопользования в общий механизм, охватывающий всю природно-продуктовую вертикаль, его согласования с «послеприродными» механизмами и ориентацией на конечные результаты можно привести возможное построение системы налогов для природно-продуктовой вертикали при жестком механизме природо­пользования (рис. 6.1).

 
  Типы экономического механизма природопользования - student2.ru

Рис. 6.1. Система налогов для природно-продуктовой вертикали

На оси времени расположены этапы природно-продуктовой вертикали (цепочки), соединяющей первичные этапы эксп­луатации природного ресурса с конечным этапом производства (потребления) продукции, товаров или услуг, получаемых на ос­нове данного природного ресурса.

Величина налогов устанавливается максимальной для пер­вых этапов природно-продуктовой вертикали (0, t0), связанных с эксплуатацией (добычей) природных ресурсов. Для последующих этапов, связанных с обработкой и продвижением продукции, по­лученной на основе данного природного ресурса, величина нало­гов снижается. Это стимулирует развитие «внеприродных» отрас­лей и видов деятельности, способствует рациональному и эко­номному использованию ресурсов, углубляет степень их обработ­ки, что способствует уменьшению нагрузки на природу.

В качестве примеров такого жесткого механизма природополь­зования можно привести агропромышленный и лесной комплексы. Для первого природно-продуктовая вертикаль соединяет земельные ресурсы с конечной продукцией, изготовленной на основе сельс­кохозяйственного сырья (хлеб, одежда и пр.). Установление высо­ких налогов в самом сельском хозяйстве (на размеры обрабатывае­мой земли, пестициды и т.д.) должно способствовать уменьшению земельных площадей в аграрном секторе. В свою очередь льготные налоги, субсидии на развитие инфраструктуры и перерабатывающей промышленности позволят уменьшить потери сельскохозяй­ственной продукции. Таким образом, при сокращении используе­мых в сельском хозяйстве земельных ресурсов будет наблюдаться рост конечного выхода сельскохозяйственных товаров.

Для лесного комплекса налоговая система, сочетающая же­сткий характер на первых этапах природно-продуктовой верти­кали (вырубка леса, заготовка бревен) с льготным режимом на этапах обработки древесины и получения готовой продукции (бу­мага, мебель и пр.), позволит увеличить выход продукции в рас­чете на единицу заготавливаемого леса.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ!!!!!!! Написать выводы по лекции

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОСТАВИТЬ!!!!!

Наши рекомендации