Что такое наука и естествознание?
Содержание
Предисловие
тема 1. Что такое наука и естествознание?
1. Характерные черты науки
2. Отличие науки от других отраслей культуры
3. Наука и религия
4. Наука и философия
5. Становление науки
6. Что такое естествознание?
7. Эволюция и место науки в системе культуры
8. Естественнонаучная и гуманитарная культура
9. Противоречия современной науки
10. Значение науки в эпоху НТР
тема 2. Структура естественнонаучного познания
1. Уровни естественнонаучного познания
2. Соотношение эмпирического и теоретического уровней
исследования
тема 3. Методы и динамика естественнонаучного познания
1. Методы научного познания
2. Применение математических методов в естествознании
3. Внутренняя логика и динамика развития естествознания
4. Естественнонаучная картина мира
тема 4. Расширяющаяся Вселенная
1. Происхождение Вселенной
2. Модель расширяющейся Вселенной
3. Эволюция и строение галактик
4. Астрономия и космонавтика
тема 5. Строение и эволюция звезд и планет
1. Строение и эволюция звезд
2. Солнечная система и ее происхождение
3. Строение и эволюция Земли
тема 6. Релятивистская физика: теория относительности
1. Физика и редукционизм
2. Физика и наглядность
3. Теория относительности
тема 7. Вероятностный подход: квантовая механика
1. Квантовая механика
2. Вглубь материи
3. Физические взаимодействия
тема 8. Науки о сложных системах: кибернетика
1. Понятие сложной системы
2. Понятие обратной связи
3. Понятие целесообразности
4 Кибернетика
5. ЭВМ и персональные компьютеры
6 Модели мира
тема 9. Науки о сложных системах: синергетика
1. Сложные системы в химии
2. Неравновесные системы
3. Эволюция и ее особенности
4. От термодинамики закрытых систем к синергетике
5. Гипотеза рождения материи
тема 10. Происхождение и эволюция жизни
1. Отличие живого от неживого
2. Концепция возникновения жизни
3. Вещественная основа жизни
4. Земля в период возникновения жизни
5. Начало жизни на Земле
6. Эволюция форм жизни
тема 11. Генетика и самовоспроизводство жизни
1. Значение клетки
2. Воспроизводство жизни
3. Генетика
тема 12. Экология и учение о биосфере
1. Отличия растений от животных
2. Учение Вернадского о биосфере
3. Эмпирические обобщения Вернадского
4. Экология
5. Закономерности развития экосистем
6. Синтетическая теория эволюции
7. Концепция коэволюции
8. Гипотеза Гея-Земли
тема 13. Происхождение и эволюция человека
1. Человек как предмет естественнонаучного познания
2. Проблема появления человека на Земле
3. Сходство и отличия человека от животных
4. Антропология
5. Эволюция культуры
тема 14. Поведение и высшая нервная деятельность
1, Раздражимость и нервная система
2. Типы поведения
3. Рефлексы и бихевиоризм
тема 15. Этология и социобиология
1. Инстинкт, и научение
2. Формы сообществ
3. Поведение и гены
тема 16. Вклад естествознания в изучение человека
1. Вклад социобиологии в изучение человека
2. Этология и человек
3. Этнология
4. Социальная экология
5. Ноосфера
тема 17. Мозг, сознание, бессознательное
1. Изучение мозга человека
2. Психоанализ Фрейда
3. Аналитическая психология Юнга
4. Сознание и бессознательное
5. Парапсихология
6. Особенности психологии мужчин и женщин
тема 18. Расширяющееся сознание и углубляющаяся нравственность
1. Классическая и холотропная модели сознания
2. Естественнонаучное обоснование нравственности
тема 19. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки
1. Общие закономерности современного естествознания
2. Современная естественнонаучная картина мира
3. Трудности и парадоксы в развитии науки
4. Наука как эволюционный процесс
Приложения
Таблица открытий
Высказывания выдающихся ученых
Вопросы к семинарам
Темы для докладов на семинарах и контрольных работ
Вопросы к зачету и экзамену
Список литературы по всему курсу
Словарь терминов
Персоналии
Предисловие
«Концепции современного естествознания» — новый предмет в системе высшего образования. Насколько нужно знать современную науку человеку, который, скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?» В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Обычное возражение, согласно которому интерес к изучению электричества или стратиграфии мало что дает для познания человеческих дел, только выдает полное непонимание человеческих дел. Дело в том, что наука — это не только собрание фактов об электричестве и т. п.; это одно из наиболее важных духовных движений наших дней. Тот, кто не пытается понять это движение, выталкивает себя из этого наиболее знаменательного явления в истории человеческой деятельности... И не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей» (К. Поппер. Открытое общество и его враги. - Т. 2.- М., 1992.- С. 327-328).
Наука — это не только совокупность знаний. «... Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории—как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподаваемая таким образом, т. е. как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного университетского образования, целью которого (там, где оно не может готовить специалистов) было бы готовить, по крайней мере, людей, которые могли бы отличить шарлатана от специалиста» (Там же. - С. 328).
Итак, для чего же нужно изучать современное естествознание? Во-первых, для того, чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, социобиология, экология, этология и другие науки. Во-вторых, это важно и потому, что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. Хотя человечеству далеко до научной организации труда, тем не менее, научные принципы функционируют во многих видах деятельности, и, чтобы их успешно применять, надо их знать. В-третьих, потому, что знания, необходимые любому специалисту, так или иначе связаны и в какой-то степени основаны на научных данных. Этих причин достаточно для обоснования важности нового курса.
Теперь разберемся в словах, которые составляют название предмета. Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом «концепции». Естествознанием называется раздел науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX веке. Наука бурно прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Пока пишутся и читаются эти строки, кто-то, как некогда Архимед, восклицает: «Эврика!». В апреле 1994 года появилось сообщение американских ученых о том, что открыт последний, самый тяжелый из кварков — частиц, из которых состоят все тела Вселенной. А еще совсем недавно это была одна из научных гипотез.
Не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.
Для того, чтобы значение и строение современных концепций естествознания было принято, необходимо прежде выяснить, что такое наука в целом, какова ее история, структура, динамика. Об этом пойдет речь в первых разделах пособия. Затем перейдем к отдельным естественным наукам — физике, астрономии, биологии и т. д. Данная книга соответствует программе курса «Концепции современного естествознания», но для более глубокого ознакомления с предметом необходимо изучить литературу, приведенную в конце пособия.
Тема 1
Что такое наука и естествознание?
Характерные черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры. Наука и религия. Наука и философия. Становление науки. Что такое естествознание? Эволюция и место науки в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Противоречия современной науки. Значение науки в эпоху НТР.