Организационно-правовые средства охраны земель
В целях охраны земель используются все предусмотренные экологическим и земельным законодательством средства и методы.
Для оценки состояния почвы устанавливают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Учет земель. В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.03.2001 № 154 Правилами государственного учета показателей состояния плодородия земель с\х назначения производят сбор и обобщение информации о состоянии плодородия земель с\х назначения, полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и экологотоксикологических обследований таких земель. Целями такого учета являются:
а) формирование полной информации о состоянии и динамике плодородия земель с\х назначения;
б) выявление и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности на землях с\х назначения;
в) выявление резервов обеспечения устойчивости с\х производства;
г) информационное обеспечение государственного земельного кадастра.
За соблюдением земельного законодательства и требований но охране и использованию земель специально уполномоченные гос.органы осуществляют государственный земельный контроль. Такой контроль осуществляется:
— за предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
— использованием земель по целевому назначению;
— своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
— своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
— выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы.
В целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов проводится целый комплекс мер, называемый землеустройством. В соответствии с ФЗ «О землеустройстве» землеустройство представляет собой мероприятия:
1) по изучению состояния земель.
2) по планированию и организации рационального использования земель и их охраны.
3) по территориальному землеустройству. Территориальное землеустройство представляет собой образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности. (межевание)
4) Внутрихозяйственное землеустройство - организация рационального использования гражданами и юр.лицами земельных участков для осуществления с\х производства, а также территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни.
Землеустроительные мероприятия осуществляют в соответствии со схемами и проектами землеустройства. Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации региональных программ на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли.
Правовая охрана недр.
Правовая охрана недр- урегулированная правом система мер, направленная на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды.
Основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):
- соблюдение порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;
- обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;
- проведение геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;
- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов;
- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);
- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.
Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.
Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»). Государственный кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую оценку).
Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д.
Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.
Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.
К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.