Воздействие дорог на водотоки
Воздействие дорог на водотоки выражается в изменении их:
- гидрохимического режима;
- мутности речных вод;
- термического и ледового режима;
- гигиенических и рыбохозяйственных условий участков рек, пересекаемых дорогой;
- уровневого и водного режимов водотоков;
- гидравлических и морфологических характеристик русла и поймы рек, ручьев.
Эксплуатация автомобильных дорог и транспортных сооружений приводит к загрязнению водоемов, грунтовых вод вследствие фильтрации стоков с поверхности земли, а также путем сброса сточных вод без очистки с автомобильных дорог в подземные горизонты. Главным источником загрязнения водного стока является износ и разрушение дорожных покрытий. Основными загрязняющими компонентами поверхностного стока являются (табл. 5) продукты истирания дорожных покрытий, продукты износа автотранспортных средств и сгорания топлива, твердые частицы, выносимые с обочины и открытых грунтовых поверхностей, в том числе в результате ветровой эрозии почв, потери нефтепродуктов (топливо, масла, спецжидкости) транспортными средствами и на объектах дорожного сервиса (АЗС, площадки отдыха, автосервисы), соли и твердые частицы антигололедных реагентов (в зимнее время), твердые отходы и продукты жизнедеятельности участников движения, потери при транспортировке различных грузов. Все загрязняющие вещества, присутствующие в поверхностном стоке с дорог и мостов, можно классифицировать как
• минеральные и органические примеси естественного происхождения, образующиеся в результате выноса грунта с грунтовых дорог и обочин и эрозии почвы, - грубодисперсные примеси (частицы песка, глины, гумуса), а также растворенные органические и минеральные вещества;
• вещества техногенного происхождения в различном фазоводисперсном состоянии - потери нефтепродуктов, продукты сгорания топлива и износа транспортных средств, шин, истирания дорожных покрытий, соли и другие антигололедные реагенты, потери при транспортировке различных грузов, а также при авариях;
• биогенные и бактериальные загрязнения, поступающие в водотоки при плохом санитарно-техническом состоянии территории и канализационных сетей, от размещения твердых отходов и отходов жизнедеятельности участников движения в полосе отвода
Концентрация взвешенных частиц в поверхностном стоке с мостов связана с сезонными факторами и режимом стока, зависит от интенсивности и состава транспортного потока, состояния дорожного покрытия, дорожной обстановки и т.п. Взвешенные частицы влияют на прозрачность воды и на проникновение в нее света, на температуру, состав растворенных компонентов поверхностных вод, адсорбцию токсичных веществ, а также на состав и распределение отложений, скорость осадкообразования. Диапазон значений концентраций взвесей в поверхностном стоке составляет 45 - 4000 мг/л. Для оценочных расчетов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты используются значения типичных концентраций загрязняющих веществ, приведенные в табл. 6.
Таблица 6. Значения концентраций загрязняющих веществ в поверхностном стоке с покрытий автодорог I категории |
Наименование вещества | Количество загрязнений, мг/дм3 |
в дождевых водах | в талых водах |
Взвешенные вещества | ||
Нефтепродукты | ||
Тяжелые металлы (приведенные к свинцу) | 0,28 | 0.30 |
Примечания: 1. Для автодорог других категорий принимаются следующие коэффициенты: для автодорог II категории - 0,8, III - 0,6, IV - 0,4, V- 0,3. 2. Для взвешенных веществ на дорогах с переходным типом покрытия принимается с коэффициентом 1,1 при интенсивности движения до 200 авт./сут и 1,2 - при интенсивности движения более 200 авт./сут. |
3. Приведенные табличные данные допускается уточнять в зависимости от местных условий и характера поверхностного стока по отдельным видам загрязнений.
Основными видами воздействий строительства и эксплуатации мостовых переходов на водные объекты являются:
- нарушение условий поверхностного стока;
- нарушение естественного уровня протекания грунтовых вод (осушение, переувлажнение почв);
- нарушение гидрологического режима и сечения реки (изменение береговой линии, активизация русловых процессов и т.д.);
- загрязнение и сужение русла реки при строительстве опор;
- нарушение условий среды обитания водных растений, животных и рыб;
- загрязнение водных объектов поверхностным стоком с мостового сооружения
Нефтепродукты в поверхностном стоке представляют смесь горючесмазочных материалов, которые применяются в транспортных средствах. На поверхность проезжей части попадают они вследствие утечек из узлов и агрегатов транспортного средства и при холодном пуске двигателей в зимнее время.
Износ фрикционных накладок тормозных колодок, дисков сцепления, а так же шин приводит к образованию мелкодисперсной пыли, содержащей тяжелые металлы, которая оседает на поверхности дорог вдоль обочин и далее смывается дождевыми водами. Источником тяжелых металлов могут являться и некоторые виды моторных и трансмиссионных масел, содержащих металлоорганические присадки и использование противогололедных реагентов. Кроме того противогололедные материалы являются источником хлоридов натрия, кальция и др. веществ. Накопление химических реагентов в придорожной полосе происходит не в поверхностном слое почвы, а на глубине до 60 см, достигая грунтовых вод и зоны корневой системы растений. При отрицательных температурах и отсутствии стока реагенты интенсивно впитываются снегом и вместе с ним перебрасываются уборочными машинами в сторону от проезжей части на расстояние до 50 м. Часть солей, не вступивших в реакцию, остается на покрытии, и с брызгами от колес машин, с пылью и снегом может переноситься ветром на значительные расстояния. Засоление нарушает метаболизм растений, влияет на рост, размножение и расселение видов.
Необходимость очистки вод поверхностного стока с дорог и мостов (и подходов к ним) определяют на основании расчетов предельно-допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами.
После строительства дороги через лесные массивы проявляется воздействие опушечного эффекта, при котором увеличивается освещенность, изменяются режимы температуры, увлажнения и ветровой, и которое быстро снижается от опушки в глубину массива. При последующей эксплуатации построенной автомобильной дороги насаждения, произрастающие в ее окрестностях, подвергаются влиянию загрязнения, связанного в первую очередь с выбросами загрязняющих веществ при горении топлива в ДВС, а также с технологиями летнего и зимнего
содержания дорог и мостов (солевые компоненты (ионы натрия и хлора) противогололедных реагентов в больших концентрациях токсичны для всех компонентов лесного биогеоценоза. Содержащиеся в почвенном растворе хлориды затрудняют поступление в растения воды и питательных веществ, оказывают отрицательное действие на активность почвенной микрофлоры и вызывает ее частичную гибель, нарушают биохимические процессы ассимиляции и метаболизма в клетках растений, что приводит к ослаблению и гибели всего растения.
Влияние автодороги в процессе эксплуатации на животный мир проявляется в первую очередь в изменении их пространственной и сезонной динамике. Загрязнение вызывает снижение плодовитости, продолжительности жизни, скорости личиночного развития, жизнеспособности яиц, морфологических признаков отдельных особей. Придорожная полоса, если она засажена плотной древесно-кустарниковой растительностью, привлекает животных и является местом для гнездования ряда птиц, что может привести к их гибели при столкновении с транспортом.