ТЕМА 2. Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом

Цель занятия:оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.

Задачи:определить мощность эмиссии отработавших газов и соединений свинца от двигателей автотранспорта в атмосферном воздухе.

В состав отработавших газов двигателей автомобильного транспорта входит ряд компонентов, из которых существенный объем занимают токсичные газы: окись углерода - СО, углеводороды – СnНm, окислы азота – NOx , соединения свинца [6].

Оценку уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов в соответствии с расчетами.

Методика расчета основана на поэтапном определении эмиссии (выбросов) отработавших газов, концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги и затем - сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) данных веществ в воздушной среде [7].

При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия.

Задание:

1. Определить мощность эмиссии газообразных веществ от транспортного потока на заданном участке дороги до и после реконструкции.

2. Рассчитать мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей до и после реконструкции.

Порядок выполнения расчетов:

1. Мощность эмиссии СО, СnНm, NOx, в отработавших газах отдельно для каждого газообразного вещества определяется по формуле [8]:

ТЕМА 2. Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом - student2.ru (4)

где q – мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного потока на конкретном участке дороги, г/м с.;

2,06 × 10-4 – коэффициент перехода к принятым единицам измерения;

m – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по графику (рис. 3) в зависимости от средней скорости транспортного потока;

Gik – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) карбюраторных автомобилей, л/км. Для оценочных расчетов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учетом условий движения (табл. 1);

Giд – то же, для дизельных автомобилей, л/км;

Nik – расчетная перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час;

Niд – то же, для дизельных автомобилей, авт./час;

Kk и Kд – коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно (табл. 3).

ТЕМА 2. Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом - student2.ru

Рисунок 3 – Зависимость величины коэффициента m, учитывающего дорожные и транспортные условия движения от средней скорости транспортного потока

2. Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей определяют по формуле:

ТЕМА 2. Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом - student2.ru (5)

где q – мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца на конкретном участке дороги, г/м с.;

2,06 × 10-7 – коэффициент перехода к принятым единицам измерения;

Ко – коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов (= 0,8);

mp – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по графику (рис. 1) в зависимости от средней скорости транспортного потока;

Кr – коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде аэрозолей в общем объеме выбросов (= 0,2);

Gik – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) карбюраторных автомобилей, л/км; для оценочных расчетов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учетом условий движения, которые приведены в таблице 1;

Nik – расчетная перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час;

Pi – содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа, г/кг.

Таблица 3 – Значения коэффициентов Kk и Kд

Вид выбросов Тип двигателя
  карбюраторный дизельный
Окись углерода 0,6 0,14
Углеводороды 0,12 0,037
Окись азота 0,06 0,015

При наличии фактических данных об эмиссии токсичных составляющих отработавших газов автомобилей следует принимать непосредственно значения этих данных без пересчета по расходу топлива.

Наши рекомендации