ТЕМА 2. Расчет уровня загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом
Цель занятия:оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.
Задачи:определить мощность эмиссии отработавших газов и соединений свинца от двигателей автотранспорта в атмосферном воздухе.
В состав отработавших газов двигателей автомобильного транспорта входит ряд компонентов, из которых существенный объем занимают токсичные газы: окись углерода - СО, углеводороды – СnНm, окислы азота – NOx , соединения свинца [6].
Оценку уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов в соответствии с расчетами.
Методика расчета основана на поэтапном определении эмиссии (выбросов) отработавших газов, концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги и затем - сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) данных веществ в воздушной среде [7].
При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия.
Задание:
1. Определить мощность эмиссии газообразных веществ от транспортного потока на заданном участке дороги до и после реконструкции.
2. Рассчитать мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей до и после реконструкции.
Порядок выполнения расчетов:
1. Мощность эмиссии СО, СnНm, NOx, в отработавших газах отдельно для каждого газообразного вещества определяется по формуле [8]:
(4)
где q – мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного потока на конкретном участке дороги, г/м с.;
2,06 × 10-4 – коэффициент перехода к принятым единицам измерения;
m – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по графику (рис. 3) в зависимости от средней скорости транспортного потока;
Gik – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) карбюраторных автомобилей, л/км. Для оценочных расчетов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учетом условий движения (табл. 1);
Giд – то же, для дизельных автомобилей, л/км;
Nik – расчетная перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час;
Niд – то же, для дизельных автомобилей, авт./час;
Kk и Kд – коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно (табл. 3).
Рисунок 3 – Зависимость величины коэффициента m, учитывающего дорожные и транспортные условия движения от средней скорости транспортного потока
2. Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей определяют по формуле:
(5)
где q – мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца на конкретном участке дороги, г/м с.;
2,06 × 10-7 – коэффициент перехода к принятым единицам измерения;
Ко – коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов (= 0,8);
mp – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по графику (рис. 1) в зависимости от средней скорости транспортного потока;
Кr – коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде аэрозолей в общем объеме выбросов (= 0,2);
Gik – средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) карбюраторных автомобилей, л/км; для оценочных расчетов может быть принят по средним эксплуатационным нормам с учетом условий движения, которые приведены в таблице 1;
Nik – расчетная перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./час;
Pi – содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа, г/кг.
Таблица 3 – Значения коэффициентов Kk и Kд
Вид выбросов | Тип двигателя | |
карбюраторный | дизельный | |
Окись углерода | 0,6 | 0,14 |
Углеводороды | 0,12 | 0,037 |
Окись азота | 0,06 | 0,015 |
При наличии фактических данных об эмиссии токсичных составляющих отработавших газов автомобилей следует принимать непосредственно значения этих данных без пересчета по расходу топлива.