Загрязнение морских экосистем
Особенности морских геосистем как объектов техногенных воздействий связаны прежде всего с тем, что Мировой океан является конечным бассейном стока и попавшие в него загрязняющие вещества не могут быть из него удалены. Неотъемлемое свойство морской среды (в отличие, например, от воздушной) - преобладание в процессах самоочищения биологической составляющей. По определению Ю. А. Израэля и А. В. Цыбань, ассимиляционная емкость морской экосистемы по данному загрязняющему веществу (или сумме загрязняющих веществ) - это максимальная динамическая вместимость такого количества загрязняющих веществ (в пересчете на всю зону или единицу объема морской экосистемы), которое может быть за единицу времени накоплено, разрушено, трансформировано биологическими или химическими превращениями и выведено с помощью процессов седиментации, диффузии или любого другого переноса за пределы объема экосистемы без нарушения ее нормального функционирования. Ассимиляционная емкость непосредственно зависит от текущего состояния экосистемы и в силу этого может резко снижаться от естественных причин (например, при понижении температуры) и вследствие высокого уровня загрязнения, приводящего к массовой гибели гидробионтов.
Загрязнение — наиболее острая, сложная и многообразная проблема Мирового океана. В Мировой океан ежегодно сбрасывается более 30 тыс. различных химических соединений; их общая масса составляет 1,2 млрд т. К источникам загрязнения Мирового океана относятся:
■ сброс промышленных и хозяйственных вод непосредственно в море или с речным стоком;
■ поступление с суши различных веществ, применяемых в сельском и лесном хозяйстве;
■ преднамеренное захоронение в море загрязняющих веществ;
■ утечки различных веществ в процессе судовых операций;
■ аварийные выбросы с судов или подводных трубопроводов;
■ разработка полезных ископаемых на морском дне;
■ перенос загрязняющих веществ через атмосферу.
Химическое загрязнение, обусловленное составом поступающих в моря веществ, является в настоящее время наиболее опасным не только для морских экосистем, но и для здоровья людей, использующих биологические, минеральные и рекреационные ресурсы. Наиболее токсичные загрязнители — пестициды, тяжелые металлы, особенно ртуть, а также нефть и нефтепродукты, СПАВ. Последние, даже будучи малотоксичными или нетоксичными, ухудшают состояние водной среды через потребление кислорода при их разрушении, образование вторичных загрязняющих веществ (серная и фосфорная кислоты и их соли, спирты, комплексные соединения и др.). Входящие в состав СПАВ фосфаты в водной среде играют роль удобрений, способствующих усиленному разрастанию водорослей, их отмирание и гниение еще более ухудшает кислородный режим. Возрастающее в последнее время поступление с речным стоком биогенных веществ в ряде районов, например в Балтийском и Черном морях, вызывает эвтрофикацию и усиленное развитие некоторых видов фитопланктона и зоопланктона, повышение потребления кислорода и в результате — заморы промысловых рыб и беспозвоночных. Наблюдения показывают, что длительному местному загрязнению всех видов наиболее подвержены Балтийское море, особенно прибрежные районы, Белое море и прибрежные воды Кольского полуострова, северо-западная часть Черного моря, Азовское море, западная часть Каспийского моря, прибрежные районы Средиземного моря, юго-западная часть Японского моря, Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, районы вокруг Зондского архипелага и п-ова Индостан, Персидский залив, районы вдоль северо-западного побережья Африки, зал. Св. Лаврентия, северная часть Мексиканского залива, акватория вокруг Антильских островов. Распространение нефтяных пленок на поверхности Мирового океана показано на рисунке.
Рис. Распространение нефтяных плёнок на поверхности Мирового океана
Не менее важна проблема физического загрязнения, включающего такие виды, как радиоактивное, термальное, солевое, фагориальное и депекулярное загрязнение. Наиболее опасны, конечно, радиоактивные вещества, поступающие в водоемы в жидкой, твердой и газообразной форме в результате испытаний ядерного оружия и переработки ядерного топлива на морских судах, АЭС и других установках. Попадающие в море отходы за счет циркуляции и перемешивания вод разносятся по всей акватории, что становится причиной заметного повышения фонового уровня радиоактивности в некоторых районах. Проблема радиоактивного загрязнения Мирового океана особенно остро стояла в 1950-1980-е годы, когда проводились ядерные испытания в атмосфере и на небольших островах, практиковалось захоронение ядерных отходов в контейнерах на морском дне, что представляет опасность в перспективе из-за возможного их разрушения и утечек и предъявляет особые требования к прочности и герметичности емкостей.
Преднамеренный сброс отходов в море с целью захоронения (дампинг). Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлама, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов и т.п. Объем захоронений составляет около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит способность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба качеству воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии.
Международное сотрудничество и международно-правовое регулирование в охране Мирового океана. Значимость проблемы охраны Мирового океана от загрязнения, предотвращения исчерпания его ресурсов, а также очевидная невозможность решения этой проблемы без объединения усилий мирового сообщества привели к тому, что в данной области международное сотрудничество началось раньше, чем где-либо. Первым органом международного сотрудничества стал Международный совет по исследованию морей (МСИМ), созданный в 1902 г. и организовавший на протяжении последующих десятилетий ряд международных экспедиций, сделавших географические открытия и привлекших внимание к проблеме загрязнения Мирового океана. Первым международным соглашением, возложившим на государства обязанности охраны морской среды, стала заключенная в 1954 г. Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. В последующие десятилетия были заключены международные соглашения, установившие ответственность за загрязнение морской среды нефтью и другими веществами. В закрытых морях, проливах, вблизи побережий действуют региональные соглашения и национальные законодательные акты, направленные на дополнительную защиту особо чувствительных морских акваторий. Специфические факторы развития приморских регионов показаны в таблице ниже..
Основой регулирования разносторонних мероприятий, проводимых в Мировом океане, служит международное морское право — система принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств. Документальным выражением современного морского права стала Конвенция по морскому праву, принятая в 1982 г. III Конференцией ООН по морскому праву. Главный критерий правового разграничения морских пространств — предел распространения суверенных прав государств на ближайшие к ним воды. По этому признаку выделяются следующие участки.
Территориальное море (территориальные воды)— примыкающий к берегам государства прибрежный морской пояс шириной 12 морских миль, на который распространяется суверенитет этого государства.
Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В его пределах действует принцип свободы открытого моря, предусматривающий свободу использования открытого моря для хозяйственной деятельности (рыболовство, судоходство, полеты, прокладка подводных кабелей и др.) любого государства, в том числе и прибрежного.
Континентальный шельф прибрежного государства — морское дно и недра подводных районов, простирающиеся на расстояние 200 миль за пределы территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Прибрежное государство имеет на континентальный шельф суверенные права, реализуемые при разведке и промышленном использовании ресурсов его поверхности, дна и недр.
Морское дно за пределами континентального шельфа («район» по терминологии Конвенции) — дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции — объявлено общим достоянием человечества, открытым для использования в мирных целях для всех наций и государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.
Исключительная экономическая зона— район шириной 200 миль, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этой зоне прибрежные государства имеют суверенные права, касающиеся разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и покрывающих водах, а также права на производство электроэнергии путем использования воды, течений и ветра. Все другие страны пользуются в этой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными видами морской деятельности, не нарушающими прав прибрежных государств.
В части XII Конвенции формулируется общее обязательство государств защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все необходимые меры, чтобы загрязнение, ставшее результатом деятельности, проводимой под их юрисдикцией, не распространялось за районы осуществления их суверенных прав. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения и включают предельное уменьшение: а) выброса токсичных, вредных и ядовитых веществ из находящихся на суше источников; б) загрязнения с судов; в) загрязнения с установок и устройств, используемых при разведке и разработке ресурсов морского дна и его недр; г) загрязнения от всех других установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде. Конвенция содержит раздел о развитии всемирного и регионального сотрудничества в формировании и разработке международных норм, стандартов, практики и процедур защиты морской среды, в проведении программ научных исследований и обмена полученной информацией. Для предупреждения загрязнения морской среды из источников на суше государства должны принять национальные законы и правила, выработанные на уровне международных стандартов и регламентирующие попадание загрязняющих веществ в море из рек, эстуариев, трубопроводов, водоотводных сооружений и т.д., при разработке ресурсов морского дна на шельфе и за его пределами, в результате захоронения загрязняющих веществ, в процессе морского судоходства. Государства должны обеспечить, чтобы судам под их флагом запрещалось плавание до тех пор, пока они не будут в состоянии выйти в море с соблюдением требований международных норм и стандартов по предотвращению загрязнения.
В соответствии с положениями статьи 87, все государства, осуществляя свободы судоходства, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований, обязаны не допускать загрязнения морской среды. Это относится и к соблюдению государствами своих прав при разработке минеральных ресурсов глубоководных районов Мирового океана, на что требуется разрешение Международного органа по морскому дну. Конвенция возлагает на государства следующие обязательства: до стадии разработки тщательно изучить экологию и гидрологию района добычи ресурсов дна, избрать лучший метод и технику добычи, чтобы свести к минимуму загрязнение морской среды. Государства должны принять законы и правила для предотвращения и сокращения загрязнения, вызываемого деятельностью в международном районе морского дна, которые определяют меры контроля над степенью загрязненности морской среды при добыче глубоководного минерального сырья.
Изучите самостоятельно и законспектируйте по учебнику ответы на следующие вопросы (стр. 94-113):
Вопросы для обсуждения:
1. Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов
2. Эколого-географические и социально-экономические требования к рациональному природопользованию
3. Пути рационального использования природных ресурсов
4. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов
5. Понятие об экологизации производства
6. Смягчение негативных последствий хозяйственной деятельности человека
Материалы для подготовки:
Емельянов А.Г. "Основы природопользования": учебник для вузов. 4-е издание. - М.: Академия, 2008. - с.94-113.