Мероприятия по противорадиационной защите населения. Физические, химические и биологические способы защиты от радиации
Осн.мероприятиями, направленными на защиту населения от радиации в настоящее время, являются:
1) дозиметрический контроль радиационной обстановки на всей территории РБ и ее прогнозирование;
2) оповещение населения о радиационной обстановке;
3) постоянное снижение устанавливаемых дозовых нагрузок на население;
4) дезактивация территории, объектов, техники и продуктов питания;
5) захоронение образовавшихся в результате дезактивационных мероприятий радиоактивных отходов, а также отходов промышленного и с/х производства с повышенным содержанием радионуклидов;
6) ограничение свободного доступа населения на территории с высокими уровнями радиоактивного загрязнения и прекращение хозяйственной деятельности;
7) перепрофилирование в лесном и сельском хоз-ве и обеспечение радиационно-безопасных условий труда;
8) комплекс лечебно-профилактических мероприятий;
9) комплекс санитарно-гигиенических мероприятий;
10) пропаганда рационального питания;
11) контроль за переработкой и распространением загрязненных радионуклидами продуктов;
12) компенсация ущерба (социального, экономического, экологического);
13) контроль за использованием, распространением и захоронением радиоактивных материалов;
14) предотвращение распространения радионуклидов;
15) реабилитация сельскохозяйственных угодий;
16) благоустройство населенных пунктов;
17) развитие и совершенствование системы мед.диспансеризации населения, к-ое пострадало от катастрофы на ЧАЭС;
18) реализация защитных мероприятий на наиболее загрязненных территориях Гомельской, Могилевской и Брестской областей. Обеспечение мер по социальной защите граждан и снижение социально-психологических последствий катастрофы;
19) получение достоверной информации о радиоактивном загрязнении объектов окружающей среды и уровнях радиационного воздействия на население; деление пострадавших территорий на зоны с учетом накопленных эффективных доз облучения (зона эвакуации, зона с правом первоочередного отселения, зона с правом послед. отселения, зона с правом отселения , зона проживания с периодическим радиационным контролем , а также доз облучения щитовидной железы;
20) производство с/х продукции, соотв-щей требованиям республиканских допустимых уровней (РДУ);
21) проведение научных исследований последствий для здоровья населения от постоянного (хронического) воздействия малых доз радиации и разработка мероприятий по противорадиационной защите;
22) проведение мероприятий по социальной защите граждан и снижению социально-психологических последствий катастрофы;
23) международное сотрудничество по последствиям катастрофы.
Различают физические, химические и биологические способы защиты человека от радиации.
К физическим способам защиты человека от радиации относятся: защита временем и расстоянием, использование экранов от источников облучения, дезактивация продуктов питания, воды, различных поверхностей, использование средств защиты органов дыхания, вентиляция помещений, рабочих объемов и др. Эти способы применяются, в основном, персоналом, обслуживающим радиационно опасные объекты.
К химическим средствам защиты относятся: радиопротекторы, отдельные лекарственные препараты, микроэлементы.
К биологическим средствам защиты относятся: некоторые радиопротекторы, отдельные продукты питания, витамины.
Понятие охраны труда. Цели и задачи государственного управления охраной труда, государственная политика в области охраны труда. Нормативно-правовая база охраны труда в Республике Беларусь
Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей Республики Беларусь.
Согласно статье 221 Трудового кодекса Республики Беларусь
«охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства».
Целью охраны трудаявляется сведение к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.
Для реализации цели охраны труда необходимо решать следующие задачи:1.Обеспечение соблюдения работающими требований безопасности и гигиены труда; 2.Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям; 3.Обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента; 4. Обеспечение безопасности производственных процессов;5.Обеспечение пожарной безопасности;6.Обеспечение радиационной безопасности;7.Обеспечение лазерной безопасности;8.Обеспечение безопасности дорожного движения;9.Обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;
10.Обеспечение безопасности зданий и сооружений; 11Нормализация условий производственной среды и трудового процесса; 12.Санитарно-бытовое обеспечение работающих; 13. Защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса; 14.Предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда.
Охрана труда является комплексной социально-технической дисциплиной, включает производственную санитарию, технику безопасности, пожарную безопасность.
Обеспечение охраны труда остается одним из приоритетных направлений государственной внутренней политики. Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь осуществляется на принципах социального партнерства в рамках соглашений на республиканском, отраслевом и местном уровнях.
Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:1.уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; 2.усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; 3. совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; 4. сертификация систем управления охраной труда в организациях; 5. включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; 6. совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия в области охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, обеспечивает принятие и реализацию республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
Цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:
1. Приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
2. Обеспечение гарантий прав работников по отношению к результатам производственной деятельности.
3. Установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
4. Совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
5. Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется практической деятельностью всех институтов государства.
Основными направлениями деятельности по реализации государственной политики в области охраны труда являются:
совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда; создание систем управления охраной труда на всех уровнях; сертификация систем управления охраной труда в организациях; разработка методов оценок и прогнозирования профессиональных рисков по отраслям и сферам деятельности; экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий; упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда; организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда; повышение ответственности нанимателей и работников за соблюдение требований охраны труда; создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
Правоотношения в сфере охраны труда регулируются в республике следующими нормативно-правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями); Трудовым кодексом Республики Беларусь;
Законами Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О сертификации продукции, работы услуг», «О стандартизации», «О единстве измерений», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения» и др. законодательными актами. Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. В рамках действующей системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.
Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь. В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности.Деятельность по охране труда регулируется также:
Постановлениями Правительства Республики Беларусь;
Нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля; Нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, и иных государственных организаций, подчиненных Правительству;
Локальными нормативными правовыми актами нанимателей.
Постановлением Министерства труда от 15.10.1996 № 76 утвержден перечень нормативных актов Республики Беларусь по охране труда, который включает:
Межотраслевые правила по охране труда; Отраслевые правила по охране труда; Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; Строительные нормы и правила (СниП, СНБ); Правила безопасности;
Правила устройства и безопасной эксплуатации; Правила охраны труда;
Положения и типовые инструкции по охране труда; Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ)Отраслевые нормативные акты (документы) ССБТ;
Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения у конкретного нанимателя; Инструкции по охране труда на предприятии; Стандарты предприятия по охране труда и др.
Система стандартов безопасности труда является комплексом стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Система стандартов безопасности труда подразделяется на следующие основные группы:
• основополагающие стандарты ССБТ раскрывают структуры системы, определяют ее основные положения, термины и определения, устанавливают перечень и характер основных видов опасностей;
• стандарты на нормы и общие требования по видам опасностей. Эти стандарты определяют нормы и общие технические требования безопасности по видам опасностей: взрывы, пожары, шумы, вибрация и др.;
• стандарты на общие требования безопасности к производственному оборудованию;
• стандарты на общие требования безопасности к производственным процессам;
• стандарты на общие требования безопасности к средствам обеспечения безопасности труда;
• стандарты ССБТ в зависимости от принадлежности могут быть государственными; отраслевыми (ОСТ), стандартами предприятия (СТП).
Для упорядочения работы по внедрению стандартов в министерствах на основании приказа назначают основные и базовые организации, которые осуществляют координацию внедрения ССБТ в прикрепленных к ним организациях. В установленные сроки разрабатывается план внедрения. В нормативно-технической документации воплощаются требования по охране труда при проектировании и строительстве производственных предприятий, зданий и сооружений; разработке конструкций производственного оборудования; организации производства и труда; создании и применении средств защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.