Проектная деятельность младших школьников
Во ФГОС под проектной деятельностью понимается совместная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные методы деятельности. Ее непременным условием является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапах его достижения
Цель проектной деятельности в начальной школе - вооружение ученика инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в житейских ситуациях. В основной школе она призвана способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся.
В начальной школе проектная деятельность может быть индивидуальной или коллективной и осуществляться как на уроках по различным предметам, так и в процессе внеурочной работы. Ведущая роль в организации проектной деятельности принадлежит руководителю. Это может быть учитель, тьютор, родители или руководитель школьного кружка.
В зависимости от цели и вида деятельности выделяют следующие виды проектов:
1. Информационные. Цель выполнения проектов – сбор информации об объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, представление аудитории в форме доклада, реферата, газеты; проведение игр-конференций, с выступлением перед сверстниками, школой, родителями.
2. Практические, ориентиром которых являются социальные интересы детей, результатом – социально значимое дело: проект экологической тропы, выпуск справочника-определителя местных растений для малышей.
3. Творческие, у которых нет четкой структуры. Они реализуются в соответствии с жанром результата и интересами детей, поэтому заранее прогнозируются итоги и форма их представления (праздник, драматизация, выпуск газеты и т.д.). Наиболее типичны проекты праздников, например, «День леса».
4. Исследовательские включают методы экспериментального научного исследования: аргументация актуальности темы; определение проблемы, цели, объекта, предмета, задач исследования; выдвижение предположения (гипотезы), проверяемого опытным путем; обсуждение результатов, формулировка выводов.
Ниже приведены рекомендации к составлению научного аппарата исследования.
«Формулировка проблемы. Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было (нами) изучено?». Источником проблемы обычно являются затруднения, возникающие в практике (противоречия): «что мы уже знаем, а что не знаем?»
Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.
Актуальность исследования. Под актуальностью исследования понимается значимость поставленных в ней вопросов, «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?»
Формулировка цели. В начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего или готовый продукт.
Объект исследования – это некий процесс или явление, на который обращено внимание исследователя. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «что исследуется? Какой процесс или явление?».
Предмет исследования - это определенный аспект изучения объекта. Предмет определяет тему исследования. Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Предмет — это то, что находится в границах объекта.
Гипотеза исследования-утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Гипотеза предполагает, как разрешить противоречия и ответить на вопросы, которые мы не знаем.
Задачи исследования - это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования: изучение и анализ литературы, проведение наблюдения, эксперимента, создание готового продукта».[4]
Выделяют следующие этапы создания проекта:
1 этап. Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
- анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);
- конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
- выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу.
2 этап. Реализация проекта:
- планирование этапов выполнения проекта;
- обсуждение возможных средств решения задач;
- подбор методов исследования;
- проведение исследования;
- собственно реализация проекта.
3 этап. Подготовка готового продукта:
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Примерные направления проектной деятельности определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.