Организация мониторинга водных объектов РФ. Основные методы и требования
Общие положения организации и функционирования государственного мониторинга водных объектов РФ
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой организационно-техническую систему регулярных наблюдений, оценки и прогнозирования состояния водных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.
Целью мониторинга водных объектов является создание информационного обеспечения управления Государственным водным фондом в части рационального использования водных объектов и охраны вод от загрязнения и истощения, а также предотвращения вредного воздействия вод (с учетом их взаимодействия с другими компонентами окружающей среды) и сохранения благоприятной для жизнедеятельности человека среды обитания.
В соответствии с указанной целью Государственный мониторинг водных объектов выполняет следующие функции:
-Проведение наблюдений, измерение, регистрация и первичная обработка и обобщение показателей, характеризующих состояние водных объектов, источников антропогенного воздействия на эти объекты и использования водных ресурсов;
-оценка состояния водных объектов и контроль за соответствием его показателей требованиям нормативов и стандартов;
-прогнозирование изменения состояния водных объектов;
-создание и ведение информационных баз данных, обеспечивающих оценку состояния водных объектов и прогнозирование его изменения, а также информационное обеспечение запросов о состоянии водных объектов;
-информирование населения и общественности России об основных показателях экологической обстановки и предупреждение о опасных изменениях в ней;
-обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.
Мониторинг водных объектов взаимодействует с системами Государственного учета вод (ГУВ) и Государственного водного кадастра (ГВК). Правовой основой ведения Государственного мониторинга водных объектов является Водный Кодекс Российской Федерации, а также соответствующие положения 'Закона Российской Федерации "О недрах" и Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды".
Мониторинг водных объектов является составной частью Единой Государственной Системы Экологического Мониторинга (ЕГСЭМ), разрабатываемой в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 года №1229 "О создании Единой Государственной Системы Экологического Мониторинга".
К объектам мониторинга водных объектов относятся:
1. Природные водные объекты;
2. Искусственные водные объекты;
3. Источники антропогенного воздействия;
К природным водным объектам относятся:
¾ Поверхностные водные объекты суши – реки, озера, ручьи, болота;
¾ Подземные водные объекты – бассейны и месторождения подземных вод, водоносные горизонты;
¾ Морские воды.
К искусственным водным объектам относятся – пруды, каналы и водохранилища. мониторинг вода загрязнение качество
К источникам антропогенных воздействий на водные объекты относятся:
¾ Источники поступления в водные объекты токсических и вредных веществ;
¾ Источники, приводящие к изменению естественного режима водных объектов;
¾ Источники, связанные с изменением состояния водных объектов (изъятие и поступление использованных или переброшенных из других бассейнов вод).
Создание мониторинга водных объектов осуществляется на основе территориально-ведомственного принципа, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих ведомственных систем мониторинга водных объектов и источников антропогенного воздействия на них. Создание и функционирование мониторинга водных объектов базируется на едином организационном, техническом, информационном, методологическом и метрологическом подходе, обеспечивающем взаимодействие этих систем.
С учетом установленного Правительством распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, целей и задач мониторинга водных объектов, видов водных объектов, в систему Государственного мониторинга водных объектов выделяются следующие базисные функциональные подсистемы:
– Мониторинг поверхностных вод суши и морской среды (Росгидромет);
– Мониторинг подземных вод (Государственная геологическая служба);
– Мониторинг использования вод и водохозяйственных систем (Государственная водная служба).
Указанные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомственных и объектовых служб мониторинга, выполняющих работы в рамках перечисленных базисных функциональных подсистем, а также сбор и обобщение данных. В этом аспекте указанные подсистемы на информационном уровне взаимодействуют с другими подсистемами ЕГСЭМ:
– Воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения - Госкомсанэпиднадзор;
– Наблюдений за биологическими ресурсами поверхностных вод суши и морей - Роскомрыболовство;
– Источников антропогенного воздействия - Минприроды, а также отраслевые министерства и ведомства;
– Наблюдений за почвами и стоком с сельскохозяйственных территорий - Минсельхозпрод.
В рамках ЕГСЭМ осуществляется также взаимодействие системы мониторинга водных объектов с подсистемами:
– Картографического и геодезического обеспечения (Роскартографии);
– Метрологического обеспечения измерений (Госстандарт);
– Аэрокосмических средств и систем наблюдений (Минобороны Росгидромет);
– Наблюдений и лабораторного контроля МЧС РФ;
– Связи и коммуникаций.
Конкретный механизм функционирования мониторинга водных объектов определяется Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, в котором определяются компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти субъектов федерации, предприятий и организаций, осуществляющих функционирование системы, порядок сбора, обработки и представления информации, ведения специализированных и создание интегрированного банка данных.
Мониторинг водных объектов осуществляется на федеральном, региональном (бассейновом), территориальном и локальном (объектном) уровнях.
На федеральном уровне мониторинг водных объектов осуществляется федеральными информационно-аналитическими центрами базисных подсистем и выполняет следующие функции:
○Обобщение информации о состоянии водных объектов России, поступающей от бассейновых (региональных) и территориальных организаций;
○Контроль достоверности и качества данных, получаемых на всех уровнях мониторинга водных объектов;
○Обеспечение соответствующей информацией федеральных органов управления для подготовки и принятия решений в области водообеспечения населения и народного хозяйства, охраны и восстановления водных объектов, предотвращения вредного воздействия вод и обеспечения экологической безопасности;
○Организация разработки, корректировки, развития и контроля реализации федеральных программ мониторинга, согласование и утверждение территориальных программ;
○Обеспечение информационного взаимодействия между подсистемами Мониторинга водных объектов на федеральном уровне и согласование состава данных информационного взаимообмена на федеральном уровне.
На региональном уровне мониторинг водных объектов выполняет следующие функции:
○Обеспечение сбора, обработки и обобщения информации, поступающей от территориальных организаций;
○Передача обобщенных по регионам данных на федеральный уровень;
○Разработка региональных (бассейновых) программ мониторинга;
○Информирование населения и общественности региона об экологическом состоянии водных объектов, опасных явлениях на водотоках и водоемах;
○Обеспечение информационного взаимодействия между подсистемами мониторинга водных объектов на региональном уровне.
Мониторинг водных объектов на локальном (объектном) уровне осуществляется специальной службой, создаваемой на этом объекте по решению территориального органа власти совместно с одним из федеральных ведомств базисных подсистем, и выполняет следующие функции:
○Проведение наблюдений, измерение, регистрация и обработка данных;
○Передача данных на территориальный (региональный, федеральный) уровень;
○Оценка состояния водного объекта;
○Информирование населения и органов исполнительной власти в случае возникновения экологически опасных ситуаций.
Финансирование работ по ведению мониторинга водных объектов осуществляется за счет средств: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, экологических фондов, а также фондов предприятий, организаций и их объединений.