Метод получения целевой прибыли
Этот метод состоит в том, что предприятие намеревается получить желаемую прибыль на инвестированный капитал:
Где: С – себестоимость ед. продукции, грн.
Нпр – желаемая норма прибыли на инвестированный капитал, %;
Q – запланированный объем производства и сбыта, натур. ед.
Расчет цены при этом целесообразно проводить в следующей последовательности:
1) определяют желаемую норму прибыли в % на инвестированный капитал.
2) определяют абсолютную величину чистой прибыли (целевую прибыль) на товар.
3) определяют несколько альтернативных вариантов цен, которые охватывают весь диапазон цен конкурентов на аналогичные традиционные товары и экологически чистые.
4) для каждого варианта цены рассчитывают безубыточную программу, т.е. тот объем продукции, который обеспечит получение желаемой прибыли:
Где: Сприб – ставка налога на прибыль;
Рпер/ед – расходы переменные на ед. продукции;
Рпост – постоянные расходы предприятия;
Q – безубыточный объем продукции;
Нпр – норма прибыли на инвестированный капитал;
Iоб , Iосн – соответственно инвестиции в оборотный и основной капитал.
4) для каждого варианта цены определяется возможность сбыта соответствующего объема продукции.
5) на основе анализа вероятности сбыта, выбирают уровень цены и объема выпуска/продаж.
При таком методе расчета цена устанавливается фирмой сразу с учетом объема прибыли. Однако нужно понимать, что для ее получения необходимо реализовать весь выпущенный объем продукции по данной цене.
Метод расчета цены оборудования
На основе величины экономического эффекта в сфере эксплуатации
Этот метод принадлежит к затратным методам расчета цены:
Где: Цоб – цена оборудования или сумма инвестиций в оборудование, которую может вложить предприятие в приобретение экологически чистого оборудования, грн.;
Q – количество экологически чистой продукции, запланированной к выпуску на данном оборудовании, ед.;
Сприб – ставка налога на прибыль, %;
Нам – норма амортизации, %.
Метод максимизации текущей прибыли
Этот метод целесообразно применять для экологически чистых товаров с высокой эластичностью спроса. Математическая модель имеет вид:
Для установления зависимости между ценой экотовара и спросом на него проводят рыночное тестирование товара – цены снижают и фиксируют количество товара, реализованного при каждом значении цены. Результаты исследования обрабатывают и выбирают максимальное значение прибыли.