Производственный травматизм и методы борьбы с ним
Производственным травматизмом является внезапное нарушение здоровья, которое произошло с рабочим или служащим при выполнении им работы и сопровождалось нарушением целостности тканей или нормального функционирования органов или организма в целом. Травма считается производственной, если она получена не только на рабочем месте, но и на территории предприятия, учреждения или хозяйства. Травмы бывают механические (рана, ссадина, перелом, размозжение, ушиб, кровоизлияние, разрыв), химические (ожог, острое отравление), электрические (поражение электрическим током),физические (ослепление светом, разрыв барабанной перепонки под влиянием сильного звука), термические (ожог, отморожение).
Причин производственного травматизма может быть несколько. Это - неисправность оборудования и характер технологии производства, а также степень механизации производственных процессов, неправильная организация трудового процесса и расстановка рабочих сил не в соответствии с их квалификацией, неисправность приспособлений, инструментов, санитарное состояние предприятия и общие условия труда на нем, воздействие токсических веществ, переутомление, плохое состояние или отсутствие спецодежды и индивидуальных защитных приспособлений.
Профилактика производственного травматизма связана с устранением его причин. К профилактическим мерам относятся правильная организация труда, исправность оборудования и инструментов, осуществление технического надзора за соблюдение рабочими правил техники безопасности. Большую роль при этом играют автоматизация производственных процессов, устройство ограждений на оборудовании, наличие индивидуальных защитных приспособлений (защитных очков, спецодежды, обуви), своевременное проведение инструктажа по технике безопасности, организация лекций, бесед докладов, выставок по вопросам техники безопасности и промышленной санитарии.
Гигиена детей и подростков как наука. Основные разделы гигиены детей и подростков.
Гигиена детей и подростков – это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Гигиену детей и подростков составляет 3 основных раздела:
1.Дошкольная гигиена – гигиена детей младшего возраста в периоды, предшествующие поступлению в школу.
2.Школьная гигиена - гигиена детей и подростков, учащихся общеобразовательных школ ( в том числе школ-интернатов, школ с продленным днем), а также ПТУ и т.п..
3.Гигиена молодежи – гигиена учащихся Высшей школы (т.е. студентов), вечерних школах рабочей молодежи и работающих на производстве.
Основными проблемами исследования и изучения в области гигиены детей и подростков являются в настоящее время:
1.Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.
2.Гигиена учебного процесса в детских и подростковых учреждениях.
3.Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков.
4.Гигиена трудовой деятельности детей и подростков.
5.Санитарное благоустройство детских и подростковых учреждений.
Гигиена учебных занятий в школе.
Учебные занятия – серьезный труд для детей(особенно для детей младшего школьного возраста), они предъявляют большие требования к организму ребенка.
Немалую трудность для учащихся начальной школы представляют:
1)статистическое напряжение, которое они испытывают при сидении за партой. Сидение- это не пассивной состояние, а активный процесс, направленный на преодоление силы тяжести и поддержание головы вертикальном или слегка наклоненном положении. При этом ряд мышечных групп – шейных, затылочных, спинных, мышц тазового пояса – находятся в состоянии постоянного напряжения.
2)процесс овладения письмом. Написание букв требует тонкой координации движений пальцев правой руки и осуществляется в основном мелкими червеобразными мышцами кисти.
3)большая нагрузка на орган зрения (особенно в связи с овладением навыками чтения).
4)обучение ребенка в школе связано с активной деятельностью ЦНС. Учебные занятия требуют высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены.
В процессе самой учебной деятельности создаются достаточные предпосылки для возникновения утомления. Утомление – это естественное следствие всякой более или менее напряженной и длительной работы. Это физиологический процесс, сопровождающийся снижением полноценности функции не только работающего органа. Субъективно утомление выражается в чувстве усталости.
Выраженными признаками переутомления являются следующие:
1)стойкое снижение умственной и физической работоспособности;
2)выраженные нервно-психические расстройства(нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии);
3)стойкие вегетативные нарушения(аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);
4)снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться :
1.С учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков.
2.Учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
3.Должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения..
Адаптация детей к началу обучения в школе.
Поступление в школу – один из наиболее ответственных моментов в жизни ребенка как в физиологическом, так и в социальном отношении. В жизни ребенка начинается качественно новый этап, достаточно резко меняется привычный образ жизни. Возникает необходимость адаптации.
Различают 2 аспекта адаптации:
- физиологическая адаптация – комплекс сдвигов в организме, характеризующих переход системы на новый, более высокий и устойчиво сохраняющийся уровень функционирования. Эти изменения касаются главным образом высшей нервной деятельности, обеспечивающей успешность учебной работы;
- социально-психологическая адаптация заключается в усвоении школьных норм поведения, налаживании социальных контактов с учителем, одноклассниками.
Факторы, влияющие на успешность адаптации:
1.Уровень функциональной готовности детского организма
2.Соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка
3.Состояние здоровья ребенка
4.Микросоциальные семейные условия.
5.Предварительное пребывание детей в детском саду.
6Содержание обучения и методика преподавания.
7. Роль учителя.
Гигиенические принципы построения режима дня.Режим дня определяется распорядком дня, т.е. распределением определенных видов деятельности человека во времени, удовлетворение потребностей во сне и пище.
Сон-это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры головного мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы.
Прием пищи, личная гигиенаявляются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приема пищи, утреннего и вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой.
Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточного и разового объема пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, уровню его физического развития и состоянию здоровья
Воспитание детей раннего возраста должно быть направлено на развитие органов чувств, пассивной и активной речи, формирование движений. В раннем детстве решающую роль в развитии ребенка играет общение со взрослым. Детей дошкольного возраста отличает ярко выраженная потребность в движениях, для них характерны двигательная активность, совершенствование и усложнение речевой функции и мыслительной деятельности, овладение сложными двигательными навыками. Игровая деятельность – эффективное средство воспитания. В играх дети познают окружающий мир. Игры способствуют также развитию органов чувств, формированию сложных процессов умственной деятельности, произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, памяти.
Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.Для учащихся 5-11 классов не следует вводить 5-дневную учебную неделю. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут. Прием в школу ведется с 1 сентября 7-го года жизни. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 ч, без проведения нулевых уроков. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков – 40 мин. число уроков в день не более 5- в начальной школе и не более 6 – в основной школе. Между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 мин. в начальной школе сдвоенные уроки не проводятся. В 10-11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. Продолжительность перемен между уроками – 10 мин., большая перемена -30 мин.
Гигиена физического воспитания детей и подростков.Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.
Средствами физического воспитания являются подвижные игры, физические упражнения, ходьба, бег, спортивные игры, физический труд, воздействие естественных факторов природы (солнечные лучи, воздух и вода).
Физическое воспитание детей и подростков направлено на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости, волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, рациональных гигиенических навыков. Вместе с тем основное значение физического воспитания - это достижение оздоровления детей и подростков.
Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков являются:
- наличие оптимального двигательного режима с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;
- дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;
- систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоничному развитию, охране и укреплению здоровья;
- создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий физкультурой и спортом.
Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений.
Любое детское и подростковое учреждение должно обеспечивать гармоничное развитие личности, обеспечивать физическое и эстетическое воспитание, способствовать развитию индивидуальных способностей, сохранять и укреплять состояние здоровья.
Все варианты типовых проектов учебно-воспитательных учреждений разрабатываются на одном основном показателе – их вместимость. Этот показатель дает возможность выбрать наиболее целесообразный вариант проекта для любого населенного пункта в зависимости от типа жилой застройки, наличия действующих учреждений и целого ряда других показателей. В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000учащихся (при наполняемости каждого класс а не более 25 человек).
Требования к участкам, зданиям общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений. Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25м. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него -зелеными насаждениями. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м.
Для дошкольного учреждения на земельных участках следует предусматривать групповые площадки, физкультурную площадку, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Групповые площадки должны иметь, кроме открытой, инсолируемой части, затененную.
Количество детей в школе не должно превышать её вместимость. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания. Этажность здания школы не должно превышать трех этажей. Гардеробы в школе размещаются на пером этаже, оснащаются вешалками и ячейками для обуви. В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по двум дисциплинам. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м2 на одного учащегося. Площадь и использование вычислительной техники должны соответствовать гигиеническим требованиям. При каждом кабинете организуется лаборантская(кабинеты химии, физики, биологии).
Спортивный зал следует размещать на 1-м этаже в пристройке. Площади спортивных залов приняты 9х18 м, 12х24м, 18х30м при высоте не меньше 6м. размеры актового зала определяется числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60% от общего количества учащихся школы. Тип библиотеки следует использовать в качестве справочно-информационного центра. Площадь библиотеки – не менее 0,6м2 на одного ученика.
Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7м, площадью 14м2, кабине зубного врача -12м2;оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет -14м2; кабинет психолога – 10м2. на каждом этаже должны размещаться санузлы для мальчиков и девочек. В общеобразовательных учреждениях организуется двухразовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Столовые предусматриваются в школах с числом учащихся более 100 человек.
Детские ясли, детские сады должны размещаться в отдельно стоящих зданиях высотой не более двух этажей. Должен соблюдаться принцип максимальной изоляции отдельных, особенно ясельных, групп друг от друга и от административно-хозяйственных помещений.
Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода. Правильное оснащение образовательных учреждений мебелью имеет важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов. Оборудование образовательных учреждений (по форме и размеру, весу, качеству и свойству материалов, из которых они сделаны) должны отвечать возрастным биологическим особенностям детского организма и функциональному назначению.
В дошкольных учреждениях спальни оборудуются в группах детей до 3 лет кроватями с переменной высотой ложа и четырехсторонним ограждением; в группах детей старше 3 лет – детскими кроватями размером 140х60 см.
В игральных и групповых помещениях примерно 1/3 площади занятии мебелью. Для зданий дошкольных учреждений следует предусматривать встроенную мебель: в групповых – ленточные столы под окнами и шкафы для пособий художественной и методической литературы; в спальнях – встроенные откидные или выкатные кровати и шкафы для постельного белья; в раздевальнях – шкафы для одежды детей.
Мебель, используемую в современных образовательных учреждениях, можно подразделить на следующие основные группы.
1.Мебель для учебных классов:
ü столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;
ü столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики. химии, биологии и т.д.);
ü столы компьютерные;
ü шкафы для учебных пособий;
ü тумбы для технических средств обучения и тумбы под доску для учебных пособий;
ü классные доски различных модификаций.
2.Мебель для библиотек:
ü стеллажи библиотечные двух – и односторонние;
ü наборы библиотечные.
3.Мебель для столовой.
4.Мебель для учебных мастерских.
5.Мебель для раздевалок
6.Мебель для актовых залов
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, гигиены, физиологии и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, профилактике нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата
Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине и пропорциям тела ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной неудобной позы.
Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.
Гигиенический контроль за использованием мебели для детей осуществляется с применением санитарных правил по устройству и содержанию образовательных учреждений и государственных стандартов «Мебель школьная, Функциональные размеры»: ГОСТ 26682-85 «Мебель для дошкольных учреждений»,межгосударственный стандарт ГОСТ 193012-94.
Гигиенические требования к учебным пособиям, детским игрушкам. Гигиеническая характеристика учебника складывается из оценки качества бумаги, печати, шрифта, набора, а также его формата, массы, переплета.
Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна быть белой или слегка желтой. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой. Печать должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной.
Шрифт по рисунку должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами.
Важным является использование для переплета учебников прочных и минимально подвергающихся загрязнению материалов. Допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей.
Гигиенические рекомендации по оформлению школьных учебников должны быть тесно связаны с требованиями педагогическими, художественного оформления и полиграфического исполнения.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материалов, конструкции, маркировки, упаковки, хранения. Транспортировки, эксплуатации и методов исследования. При этом все требования устанавливаются в соответствии с возрастными группами детей, для которых они предназначаются, и с учетом коллективного пользования игрушками. Для обеспечения выбора игрушек на потребительской упаковке указывается возраст детей, а также делается надпись о возможном виде опасности.
Для производства игрушек разрешаются только те виды сырья и материалов, которые не выделяют ни в воздушную, ни в модельные среды химических и токсических веществ в концентрациях, превышающих установленные нормы для воды питьевой и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. Использование утиля для изготовления игрушек запрещается. Такие немоющиеся натуральные материалы, как мех, шерсть, кожа и др., а также набивочные материалы применяются только после влажной их дезинфекции.
Содержание детских и подростковых учреждений..Одним из важных средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей является воздушно-тепловой режим помещений.
Температура воздуха в помещениях для детей и подростков должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения, строительно-климатической зоны, возраста детей и др. оптимальные показатели относительной влажности воздуха приняты 30-50%, подвижность воздуха – 0,06-0,25 м/с, допустимые: 25-60% и не более 0,3м/с.
Для поддержания оптимальных условий микроклимата помещений применяют различные системы отопления. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой воды-теплоносителя для дошкольных учреждений 850С, для школ и других учебных заведений 950С.
Вентиляция обеспечивает приток чистого воздуха и удаление загрязненного, способствует поддержанию в помещениях оптимальных микроклиматических условий и чистоты воздуха. Естественная вентиляция предусматривает поступление наружного воздуха под влиянием теплового или ветрового напора и удаление загрязненного через вытяжные каналы. Приток воздуха осуществляется через фрамуги. Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания классных помещений во время перемен. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. До начала занятий рекомендуется сквозное проветривание. Механическая вентиляция позволяет увеличить кратность воздухообмена до 4-6 объемов в час. При такой вентиляции резко возрастает скорость движения воздуха (до 0.3-0,8м/с).
Основные гигиенические требования к условиям освещения заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и яркостных контрастов в помещении, отсутствии прямой и отраженной блескости.
Естественное освещение помещений детских и подростковых учреждений зависит от ряда факторов: светового климата местности, конфигурации здания и его расположения на участке, размеров и конструкции окон, ориентации их со сторон горизонта и др.Минимальный коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%.
В настоящее время для освещения учебных и производственных помещений используются преимущественно люминесцентные лампы.
Освещенность люминесцентными лампами групповых, комнат для музыкальных и гимнастических занятий должна составлять не менее 200люкс (лк). В помещениях для обучения 6-летних детей уровень освещенности на столах должен быть 300лк; в классах, учебных кабинетах и лабораториях школ – 300 лк на столах и 500 лк на вертикальной поверхности классной доски; в спортивных залах – 200 лк.
Санитарное содержание участка и помещений. Въезды, входы, а также проезды и дорожки на участке должны иметь твердое покрытие (бетонированное, асфальтовое, утрамбованный гравий).
Участок детского учреждения убирают ежедневно. Мусор и смет ссыпают в мусоросборники. В теплое время года при сухой и жаркой погоде зеленые насаждения, дорожки, игровые площадки поливают водой, а уборку территории проводят после нее и при закрытых окнах помещений.
У входа в детские учреждения должны быть скребки для очистки обуви от грязи; при входе в помещение кладут коврики для вытирания ног, а зимой- веники для обметания снега. Скребки и коврики очищают от грязи, пыли и снега не менее 2 раз в течение дня, периодически промывают и просушивают.
Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно при открытых окнах. Полы мыть не менее двух раз в день, при этом один раз с обязательным протиранием мебели, радиаторов, подоконников. Генеральная уборка должна проводиться ежемесячно и по эпидпоказаниям. В помещении спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей.
Прогулки детей не реже двух раз в соответствии с программой обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Уборку учебных помещений, мастерских проводят после окончания уроков.
Коридоры и рекреационные помещения убирает технический персонал после каждой перемены, а гардеробы и вестибюли – после каждого прихода учащихся.
В спортивных залах проводят тщательную влажную уборку не менее двух раз в день. Весь спортивный инвентарь протирают влажными тряпками. Окна снаружи и изнутри моют два раза в год (весной и осенью).
Группы здоровья детей и подростков, их практическое значение.Выделяют 5 групп здоровья детского населения.
Первая группа – дети, не имеющие хронических заболеваний, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие(здоровые дети, без отклонений).
Вторая группа – не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно(более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Третья группа – имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации.
Четвертая группа – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
Пятая группа – больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, значительным снижением функциональных возможностей.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач, участковый педиатр) При этом рекомендуется использовать следующие показатели:
1.Общая заболеваемость
2.Инфекционная заболеваемость
3.Индекс здоровья – процент длительно или часто болеющих.
4.Распространенность и структура хронических заболеваний
5.Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.
6.Распределение по группам здоровья.
В соответствии с действующими «Физиологическими нормами питания» (1991 г.) все население разделено на ряд групп. Среди них 9 групп детского населения по возрастному принципу, в том числе 3 группы детей грудного возраста, 6 групп дошкольного и школьного возраста. В двух последних группах, помимо возрастного, использован и половой признак: мальчики и девочки в группе 11-13 лет и юноши и девушки в группе 14-17 лет. В действующих рекомендациях принято соотношение белков, жиров и углеводов у детей ив младшем возрасте 1:1:3, в старшем – 1:1:4, у взрослых – 1:1,2:4,6 (1:1,1:4,7).