Этические проблемы современной психиатрии
Вообще все биотехнологии, связанные с успехами в нейрофизиологии и микрохирургии мозга, а также в области психиатрии в целом, при своем применении таят определенные опасности, ибо их конечный результат зачастую не просто коррекция и модификация поведения, а радикальные изменения сущности человеческой личности.
Таковы, например, результаты метода вживления электродов, разработанного в Институте мозга академиком Н. Бехтеревой. Оказание через электроды стимулирующего, подавляющего, выключающего воздействия на эмоционально-психическую деятельность человека может полностью изменять структуру личности, продуцируя в ней агрессию, печаль, страх, беспечность и т.д. Такое же воздействие оказывает на личность операция по лоботомии, которой только в США подверглось более 50 тысяч человек, в конечном счете ставших инвалидами (автор лоботомии, лауреат Нобелевской премии доктор Эгас Монис чуть не был застрелен собственным пациентом, доведенным своим состоянием до отчаяния). О трагических последствиях подобного психохирургического вмешательства, произведенного, казалось бы, в благих медицинских целях, американский писатель Кен Кизи, который, кстати, и сам был жертвой психотропных экспериментов, написал знаменитый роман «Над кукушкиным гнездом». Впоследствии по этому роману режиссером М. Форманом был снят не менее знаменитый фильм «Полет над гнездом кукушки».
О морально-этических проблемах, порождаемых современными технологиями в области психиатрии, предупреждает и автор книги «Похитители разума. Психохирургия и контроль над деятельностью мозга» Самюэль Чавкин (США). В книге рассматриваются нейрохирургические операции по «модификации поведения особо опасных личностей» (как преступников, так и борцов за гражданские права), в результате которых действительно происходят радикальные изменения сознания и поведения человека, превращающегося в легко управляемую марионетку. Причем обсуждается возможность проведения подобных операций не только в целях исправления поведения, но и в превентивных целях (например, «электронная система предупреждения преступлений» Мей-ера). Антигуманность и этическая опасность подобных операций (возможно, безупречных по «технологии» исполнения) заключается в возможности субъективного, произвольного подхода к выбору объекта «лечения». Это расширяет область применения психохирургических манипуляций: показанием к ним становится не только преступное поведение, но и, например, «синдром гиперреагирования» у детей (сумасбродство, непослушание, неустойчивое поведение), а также бунты и вспышки насилия, диагностируемые как «заболевания мозга» (Суит, Марк, Эр-вин) и требующие массового хирургического (или иного психотропного) вмешательства. Последствия подобных подходов нетрудно представить. Наверное, поэтому многие врачи-специалисты в области психиатрии сами предлагают наложить мораторий на отдельные направления ис-
338 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы_________________ 339
следований, как это сделал в свое время выдающийся английский нейрохирург Питер Харпер, отказавшийся от продолжения исследований в области лобртомии и призвавший к этому своих коллег.
Одной из наиболее «продвинутых» и, в то же время, непредсказуемых в смысле морально-этических последствий проблем биомедицинской этики является сегодня нейролингвистическое программирование(neuron linguistic programming) — НЛП— новое направление, целью которого является формирование модели успешной психотерапии на основе использования методов лингвистического изменения текста и его воздействия на человека. Эффективные приемы общения на основе методик НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими, активизировать умственные способности (отсюда «нейро»), совершенно особым образом использовать язык (отсюда «лингвистическое») для достижения своих целей и, наконец, научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами («программирование»).
НЛП отличается практическим, результативным подходом, способствующим быстрым переменам в поведении и личным достижениям в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности (в медицине, образовании, спорте, коммерческой деятельности, управлении персоналом, бизнесе, подготовке сотрудников спецслужб и спецподразделений). Основную проблематику НЛП, таким образом, составляет межличностное общение, восприятие и путь к совершенствованию.
Иногда НЛП определяют как «искусство и науку совершенствования личности», или «изучение субъективных переживаний», которые описываются с помощью простых моделей того, как мы думаем; как то, о чем мы думаем, влияет на наши поступки; и как то, что мы воспринимаем при помощи органов чувств, превращается в понимание. С точки зрения выявления механизмов объяснения, НЛП показывает, как с помощью пяти органов чувств сигналы внешнего мира приобретают содержание, приводят к пониманию и вызывают переживания.
Философско-этическим основанием концептуальной модели НЛП является адекватное соотношение мысли и поступка, которое можно выразить фразой: «Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов». В рамках же тех-
нологически-прагматического подхода НЛП предлагает несколько простых приемов, помогающих изменить наш образ мышления, что неизбежно приводит к изменениям и в поведении. Мысли становятся одновременно результатом, исходом, достижением, успехом или неудачей; они превращаются в поступки, влекущие за собой соответствующие перемены.
Субъективность, уникальность и неповторимость человеческого Я, его субъективные переживания принимаются в НЛП как факт, ибо каждый из нас воспринимает мир, в котором живет, особым, субъективно-личностным образом в соответствии со своими убеждениями, ценностями, настроениями. Отдавая дань существованию этой таинственной и неповторимой субъективности, НЛП осознанно и рационально ставит перед собой задачу выявить ту структуру, которая наделяет смыслом саму субъективность, проникнуть в «черный ящик» нашего сознания, разобраться в субъективных переживаниях, чтобы помочь их обладателю справляться с тем, чем он занимается. Иными словами, овладеть технологией совершенствования евдих беспредельных потенциальных возможностей.
С этих позиций становится возможным моделировать успех, использовать стратегию успеха, то есть успех становится тем, что можно моделировать, последовательно выявляя идеи и поступки, которые дают возможность другому человеку выполнить ту или иную задачу. Сама же модель НЛП отражает переживания как процесс или как систему, компонентами которой являются, прежде всего, пять органов чувств, обращенные не только вовне, но и вовнутрь. НЛП позволяет разобраться, как мы представляем различные явления, истолковываем их, прибегая при этом к механизмам обобщения, искажения и опущения преобладающей части сведений, оказавшихся в нашем распоряжении. Каждый из этих компонентов НЛП оказывает влияние на все грани и результаты нашего поведения.
Предполагается, что, овладев искусством синтеза мысли и поступка, человек в состоянии манипулировать воспринятым и вызывать у себя новые переживания, изменять достаточно устойчивые настроения, убеждения и ценности, творить свои эмоции, вызывать ясные мысленные картины желаемого результата, повышая вероятность его достижения. Не просто реагирование на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, а умение творить свои переживания означает, что каждый человек имеет широкий спектр
340 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 14. Биомедицинская этика: открытые проблемы 341
выбора, возможность управлять своей жизнью и созидать собственное будущее.
Теория и практика НЛП, несомненно, помогают установить личные взаимоотношения и улучшить их; развить дар убеждения; прийти к позитивному мировосприятию; повысить уровень самооценки; преодолеть последствия негативных переживаний прошлого; сосредоточиться на намеченных целях и направить все силы на их достижение; управлять своими ощущениями; верить в свои силы в любых начинаниях; достигать взаимопонимания с друзьями и коллегами.
Эффективные и апробированные средства общения между людьми, практические способы изменения мышления и поведения, предлагаемые НЛП, делают эту область «искусством й наукой совершенствования личности». Но, как и большинство современных научных дисциплин, НЛП сегодня нуждается в глубоком филоейфско-этичес-ком осмыслении. Может ли эта новая наука быть ценностно-нейтральной? Будут ли ее постулаты обращены на совершенствование и самосовершенствование личности, чтобы человек мог творить свои субъективные переживания, а значит и будущее, или возможно использование принципов НЛП для манипуляций нашим сознанием, нашими ценностями и убеждениями для достижения желаемых кем-то целей? В самой сущности нейролингвистического программирования и моделирования заложены возможности и того, и другого, что несет в себе как большие перспективы, так и серьезные опасности.
Успехи и возможности биотехнологий в сфере контроля и управления деятельностью мозга сегодня поистине фантастические: от экстравагантного и, к счастью, не доказанного зомбирования людей с помощью психотропных излучений, до ставших привычными и рутинными «детекторов лжи», дающих возможность «читать чужие мысли» и получать объективную информацию о субъективных переживаниях человека. Однако все эти достижения не должны заслонять и определенные опасности этического характера. К подобным опасностям относятся:
— использование психиатрии в политических и социальных целях для коррекции поведения «социально опасных лиц»;
— возможность полного перерождения личности в результате частичного вмешательства (так, воздействие на центр удовольствия в целях излечения наркомании чревато подавлением творческой активности и инициативности);
— экспериментальные исследования психоэмоционального состояния личности против ее воли как нарушение прав человека — вторжение в его интимный мир;
— применение психотропных методик не в медицинских, а социальных целях: «счастье через электроды», манипулирование сознанием людей в политических и иных целях, применение НЛП для достижения успеха и т.д.
Таким образом, очевидно, что современные биотехнологии несут в себе огромное количество этических проблем, которые не столько получают конкретное разрешение, сколько порождают новые вопросы, остающиеся по-прежнему «открытыми».
Вопросы и задания
1. Право человека на жизнь: с какого срока оно должно реализовьшать-ся? Что Вы думаете о правах эмбриона, зародыша, новорожденного младенца? А о праве матери распоряжаться своей жизнью? Аборт — гинекологическая операция или убийство?
2. Проблема клинической смерти: в каких случаях, на Ваш взгляд, следует реанимировать умирающего, а в каких — нет? Или следует делать это
всегда?
3. Ваше отношение к эвтаназии. Страх смерти — норма или недостаток
воспитания?
4. Какие направления современной биотехнологии, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными и актуальными, а какие следовало бы запретить, ограничить, приостановить?
5. Выскажите свое отношение к проблеме искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства».
6. Оцените перспективы трансплантологии с этико-правовых позиций: проблема изъятия у живых и мертвых доноров органов для пересадки; возможности криминальных действий в этой сфере и т.д.
7. Выскажите Вашу точку зрения, на возможность пересадки головного мозга, используя свои психофизиологические и философские знания о структуре и сущности личности. Как Вы с этической точки зрения оцениваете перспективы развития этого направления трансплантологии?
8. Что Вы думаете о возможностях и опасностях генной инженерии и клонирования?
9. Сформулируйте и аргументируйте Ваше отношение к допустимости или необходимости экспериментов на человеке (или человеческом эмбрионе): фармакологических, психотропных, радиофизических, экологических и др.
Глава 15.
Этика и культура общения
Единственная настоящая роскошь — роскошь человеческого общения.
А. де Сент-Экзюпери
По существу, все моральные проблемы — «открытые» и «закрытые» — возникают и решаются не сами по себе, в абстракции. Они проявляют себя в общении людей друг с другом — общении, которое является важнейшей потребностью личности и общества.
Характерные для второй половины XX века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения, особенно в нашем обществе. Место господствовавших ранее классово-идеологических ценностей все более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, котороестановится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Вместе с тем трудности нашего бытия выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и порождают зачастую прямо противоположные им — агрессивность, эгоизм, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого. В значительной степени это является следствием низкой культуры общения, что свидетельствует о необходимости обращения к исследованию данного феномена.
Глава 15. Этикаи культура общения__________ ______ 343
15.1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение
Пожалуй,главным достижением демократизации и гуманизации нашего общества стали тенденции, изменившие содержание и форму общения людей друг с другом. Прежде всего, оно стало более свободным. Это новое (по крайней мере, для нас) качество общения проявляется во всем: сегодня нет тем, запретных для обсуждения, и даже имеющие место нарушения свободы слова не в силах изменить общую тенденцию — люди почувствовали вкус свободы самовыражения, и этого у них уже не отнять. Свобода проявляется и в раскованности, с которой мы стали общаться друг с другом, и в расширении сферы общения. Мы стали осознавать необходимость регуляции нашего общения не только в межличностных отношениях, но и в политике, экономике, деловой сфере.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно утверждать, что отношение к общению как ценности существенно изменилось. Люди не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной необходимости, и как следствие — возросло внимание ■к. культуре общения, умению и навыкам человеческого «обхождения», исследованию самого феномена общения.
Философы, этики, психологи, культурологи обращаются к теме общения и пытаются с разных точек зрения определить этот феномен. Психологи определяют общение как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются и формируются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение, безусловно, верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы проявления человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как об особом роде искусства, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления самого общения.
На наш взгляд, сущность общения наиболее полновыражается втом, чтооно — важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении, отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности/ Втаком понимании определяются важнейшие, с точ-
344______________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 15. Этика и культура общения_____________________ Ш
ки зрения гуманистической этики, черты и свойства общения. Во-первых, оно предстает как деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер; во-вторых, подчеркивается, что деятельность эта состоит в установлении отношения одного человека к другому; в-третьих, отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты, Я и Ты здесь цель друг для друга и никогда — средство (по крайней мере, так должно быть); в-четвертых, оговариваются условия общения: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него. Еще одна особенность общения — его творчески-импровизационный характер, благодаря которому выявляются глубинные качества субъекта — его свободная активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
Таким образом, общение— это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. В отличие от «просто» деятельности {«стратегического поведения») общение {«коммуникативное поведение») (термин Ю. Ха-бермаса) может не предполагать внешние по отношению к себе цели, но обретать смысл в самом процессе.
В последнее время понятие «общение» часто подменяют близким ему по смыслу понятием «коммуникация». Однако общение отличается от коммуникации как простой передачи сообщения. В строгом смысле слова коммуникация — чисто информационный процесс, передача субъектом некоей информации какому-то принимающему объекту, безразлично: то ли определенному лицу, то ли механизму. Задача получателя информации (адресата, коммуниканта', реципиента, пользователя) заключается лишь в том, чтобы принять содержание данного положения, наиболее точно извлечь информацию из текста, в котором она закодирована, и усвоить ее.
Общение же, в отличие от коммуникации, предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальиую, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон.
Правда, в современном обществознании понятие коммуникации используется иногда в более широком смысле, близком понятию
«общение». В этом плане коммуникация рассматривается как интеллектуальный процесс, имеющий соответствующую содержательную наполненность и связанный с определенными ситуациями социального действия. Обращается внимание на такое измерение коммуникации, как ее экзистенциальная составляющая, как акт обнаружения Я в другом (при этом используется понятие «экзистенциальная коммуникация»). Коммуникативное поведение, ориентированное на понимание, предполагает в этом случае принятие другого в качестве самодостаточной ценности.
Однако существует еще одно различие между общением и коммуникацией. Общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной коммуникативной деятельности. Коммуникация же асимметрична, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект.
В структурном отношении это различие проявляется в том, что структура сообщения, как правило, монологична, а общения — диалогична. Диалог— это выбор двумя сторонами совместного взаимодействия, определяющего индивидуальные лица Я и Другого. Бубер называл общение «диалогичной» жизнью, понимая под диалогом информативное и экзистенциальное взаимодействие между общающимися сторонами, посредством которого устанавливается понимание.
В настоящее время остро стоит проблема культуры диалога. Опыт политических баталий, собраний, митингов, дискуссий показывает, что запальчивость и резкость выступлений не всегда сопровождается взвешенностью, глубиной и убедительностью доводов, выдержанностью и последовательностью рассуждений, соблюдением этических норм. Поэтому культуре диалога следует учиться.
Для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, 'знание традиций мировой и отечественной культуры. Культура диалогапроявляется, в частности, в соблюдении следующих условий:
— принципиальное равенство, автономность партнеров;
— признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;
346 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 15. Этика и культура общения_____________________ 347
— различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;
— ориентированность каждого на понимание и интерпретацию его точки зрения партнером;
— ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;
— способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.
Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Выделяются основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом. Разграничение общения по характеру — непосредственному или опосредованному — позволяет выделить его виды: прямое и косвенное (общение с помощью технических средств — радио, телевидения, почты, Интернета).
Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения,важно выявить его ценностные ориентиры — те морально значимые факторы, которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении нельзя понимать абстрактно: это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).
Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).
Искусство общения в том и состоит, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств, видеть и ценить в другом индивидуальные, неповторимые личностные черты, понимая, что ценность
личности не должна зависеть от ее отдельных неприятных свойств. К сожалению, в повседневном общении, несмотря на важность объективной оценки другого, мы часто забываем о том, что нельзя навязывать свой вкус, свои принципы, свои привычки другим людям.
Ценность межличностного общенияопределяется его полифунк-циональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения. Оно есть:
- условие формирования и существования человека
Эта роль настолько значима и общеизвестна, что не требует специального рассмотрения. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс);
- способ самовыражения человеческого Я
Впервые обоснование этого феномена было дано Л. Фейербахом, показавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить вес грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной;
- средство коммуникации
С одной стороны, коммуникативность проявляется в информативном характере общения, что даст ему возможность передавать накопленные знания и тем самым осуществлять функцию социального наследования. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер. Наконец, процесс репродуктивной деятельности предполагает обмен идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения;
- средство управления — манипулирования людьми
В настоящее,время этой функции придается все большее значение, и используется она все более целенаправленно — как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается в сферах экономики и политики. Не случайно современный менеджмент предполагает, в первую очередь, овладение культурой общения, установление «человеческих от-
348 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 15. Этика и культура общения
349
ношений» в организации производства, разработку «технологии» общения. Не менее значимо знание психологии личности, лидера и «толпы», а также законов их общения в политике. Сегодня их целенаправленное использование предоставляет возможности как для установления взаимопонимания и согласия, так и для разжигания конфликтов и конфронтации в обществе на самых разных уровнях. Эта же особенность общения может быть использована и в личных взаимоотношениях;
- жизненная потребность и условие человеческого счастья
Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, далее — вытекающие из названных свойств наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.
Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах: как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально значимых результатов, и как самоценность — общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера по общению и тем самым умножающих собственные. В этом смысле можно выделить разные уровни ценности (значимости) общения: для себя (Я-значимость), для другого (Ты-значимость), для группы или общества в целом (Мы-значимость).
15.2. Одиночество: трагедия разобщения?1
Если такой высокой ценностью, значимостью обладает общение, то насколько страшным и безвыходным должно выглядеть одиночество. Ведь человек — по сути своей существо общественное — самой своей природой ориентирован на общение. Неудивительно,
1 При написании Данного параграфа использована книга А.Б. Демидова «Феномены человеческого бытия». Мн., 1997.
что самым тяжким наказанием для него является одиночное заключение, а аскеза одиночества — высшая форма монашеского подвига. Именно в общении человек осознает себя, вступает во взаимоотношения, испытывает чувства солидарности, любви, дружбы. Чувство оторванности, изолированности, зачастую внушающее ужас и тоску, может быть смягчено лишь общением с людьми или другими живыми существами. Вместе с тем все обстоит не так просто.
Одиночество, ставшее в XX веке, по оценке Н.А. Бердяева, основной проблемой человеческой личности и всей философии существования, явление отнюдь не новое. Переживания, связанные с одиночеством, были известны человеку и раньше. И поэтому осознание бесприютности и одиночества человеческого существования возникло в истории европейской мысли не вдруг и не сразу. Этот процесс углублялся от эпохи к эпохе, и с каждой ступенью, по мнению М. Бу-бера, одиночество становилось все холоднее и суровее, а спастись от него было все труднее.
М. Бубер различает в истории «эпохи обустроенности» и «эпохи бездомности». В эпоху обустроенности человек чувствует себя органичной частью космоса — как в обжитом доме. В эпоху бездомности мир уже не кажется ему гармоничным целым, и человеку трудно найти себе «уютное место» в нем — отсюда чувство неприкаянности и «сиротства».
Самочувствие обустроенности было характерно для космогонического мышления древних греков. Человек тут — не гость в странном и непонятном мире, а обладатель собственного угла в мироздании. В рамках такого мировоззрения человек не осознавал себя фатально одиноким. Христианская вера и мысль создали новый космический «дом» для одинокой человеческой души. Христианство не только «обустроилось», его мир стал даже еще более замкнут, чем мир древних: ибо теперь не только пространство, но и время, представлявшееся грекам цикличным, стало замюгутым, имеющим начало и конец, первый день творения и день Страшного суда соответственно.
В Новое время, в результате развития научного познания и перемен в мировоззрении, личность «стала бездомной посреди бесконечного». «...Был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека, и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка».
Это ощущение бездомности и затерянности во Вселенной усугубилось в XX веке: космос Эйнштейна можно помыслить, но нельзя вообразить и почувствовать. Человек остался один на один с миром. Это
350 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
ощущение еще более усиливалось под влиянием глубоких апокалиптических изменений в социальной, политической, экономической, культурной жизни общества. Войны, вынужденные и добровольные перемещения людей, конфликты национальных культур и религий — все это вело к потере «укорененности», обустроенности. Так XX век с его глобальными потрясениями полностью открыл человеку глаза на его бесприютное, негарантированное существование, заострил и поставил во главу угла проблему одиночества.
По словам Бубера, XX век породил «невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жиз-небоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы/ брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира». Этикой предлагались два пути выхода из тупика одиночества — индивидуализм и коллективизм. Индивидуализм, чтобы спастись от отчаяния, поэтизирует одиночество, провозглашает его эстетической ценностью, принимает его как рок и пытается внушить себе «любовь к року». Но, к сожалению, это иллюзорное решение: чтобы справиться с ситуацией, одной лишь ее поэтизации недостаточно.
Коллективизм предлагает личности для спасения от одиночества раствориться в большом групповом образовании, слиться с ним. Но это растворение не дает единения личности с личностью, а лишь ведет к утере самости.
Таким образом, ни тот, ни другой путь не решают проблемы одиночества; выбор одного из них — ложная альтернатива. Подлинным решением, считает Бубер, является «третье» — Бытие «между» — диалогическое существование человека с человеком. Это как бы узкая кромка, на которой происходит встреча Я и Ты. Познание сферы «между» и должно помочь человечеству в преодолении одиночества.
В западной философии на ранних этапах осмысления феномена одиночества обозначились две разновидности его трактовки. Одна из них — «линия Торо» — сформировалась в XIX веке в американском трансцендентализме. Другая восходит к С. Кьеркегору и Э. Гуссерлю и получает обоснование в европейском экзистенциализме.
Глава 15. Этика и культура общения 351
Трансценденталисты, и в первую очередь американский философ, писатель и натуралист Генри Дэвид Торо, обратили внимание на различие между одиночеством и уединением. По мнению транс-ценденталистов, человеческая личность содержит в себе беспредельное духовное богатство, которое сковано мещанско-обывательской средой; поэтому для его раскрепощения необходимо уединение. Уединение от людей на лоне природы Торо расценил не как замкнутость, а, напротив, как вступление в общение и обретение единства с величественным космосом, проникновение в его величие, гармонию, чистоту. Природа сама по себе — «сладостное и благотворное общество». Для человека более необходима не близость к толпе, а близость к природе как «вечному источнику жизни».
Проводя различие между одиночеством и уединением, Торо придавал первому отрицательное, а второму — положительное значение. Одиночество, в его понимании, это болезненная оторванность человека от природы, отчуждение от самого себя как частицы мировой гармонии, возникающее в толпе, в будничной суете общественной жизни. «Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат. Мы живем в тесноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько теряем друг к другу уважение. Для подлинно важного и сердечного общения такая частота не нужна». Уединение, в отличие от одиночества, благотворно. Оно не убежище от мира, а, напротив, путь к миру, условие для самопознания и самосовершенствования.
Чувство одиночества, считает Торо, идет на убыль, когда человек занимается своим делом. Если его дело имеет определенный смысл, то этим смыслом наполняется и существование человека. Одиночество же гнетет нас, когда мы оторваны от смысла.
Правда, Ф. Ницше по этому поводу иронично замечал: «Говорят об «удовольствии от своего дела»; но в действительности это есть удовольствие от самого себя с помощью дела».