Глава 1. страхование как способ защиты имущественных интересов людей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. СТРАХОВАНИЕ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛЮДЕЙ
Истоки страхования
1.2.1. Страхование в дореволюционный период
1.2.2. Страхование в послереволюционный период
1.2.3. Демонополизация страхования
1.2.4. Организация страхового дела в Российской Федерации
1.2.5. Страхование в зарубежных странах
1.3. Основные термины и понятия, применяемые в страховании
1.3.1. Основные термины и понятия, используемые в отечественном страховании
1.3.2. Основные термины и понятия, применяемые в международном страховании
1.4. Понятие и характеристики риска в страховании
1.5. Менеджмент в страховании. Управление риском
Глава 2. ФОРМЫ СТРАХОВАНИЯ И СТРАХОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ СТОРОН
2.1. Формы страхования
2.2. Правовое регулирование страховой деятельности
Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
3.1. Основной принцип классификации
3.2. Личное страхование
3.3. Имущественное страхование
3.4. Страхование ответственности
Глава 4. СТРАХОВАНИЕ ТУРИСТОВ И ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
4.1. Личное страхование туристов
4.2. Имущественное страхование туристов
4.3. Страхование ответственности туристских организаций
Глава 5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
5.1. Формирование страхового фонда
5.2. Маркетинг и реклама в страховании
5.3. Страховой рынок и его структура
5.4. Страховой тариф. Его сущность
Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ АКТУАРНЫХ РАСЧЕТОВ
6.1. Методика расчета тарифных ставок по личному рисковому страхованию туристов
6.2. Методика расчета тарифной ставки по имущественному страхованию туристов
Глава 7. ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ
7.1. Сущность и функции перестрахования
7.2. Виды договоров перестрахования
7.3. Основные задачи перестрахования
Глава 8. СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
8.1. Структуры страховых организаций
8.2. Оплата труда страховых работников
8.3. Аквизиционная деятельность и посредники страхования
8.4. Психологический портрет страхового агента
8.5. Функции страхового брокера и маклера
8.6. Государственный надзор за страховой деятельностью
8.7. Основы страховой экспертизы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, чтобы это "завтра" состоялось.
Питер Ф. Драккер
ВВЕДЕНИЕ
Страхование - одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений.
Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежами и другими непредвиденными событиями.
На этой почве закономерно возникла идея объединения заинтересованных лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его солидарной раскладки между участниками объединения. Действительно, если бы каждый владелец имущества намеревался возмещать ущерб за свой счет, то он вынужден был бы создавать материальные резервы, по величине равные имеющемуся имуществу, что очень невыгодно.
В то же время многолетний жизненный опыт показывает, что, хотя непредвиденные и стихийные бедствия носят случайный и неравномерный характер, число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или хозяйств. При таких условиях солидарная раскладка возможного ущерба между заинтересованными владельцами имущества существенно сглаживает последствия стихийных бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на каждого участника. Так возникло страхование, сущность которого состоит в замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.
Наиболее примитивной формой раскладки ущерба было натуральное страхование. По мере развития товарно-денежных отношений, натуральное страхование уступило место страхованию в денежной форме.
Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила и упростила возможности страхования. Страхование превратилось во всеобщее универсальное средство по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (премий, п
латежей). То есть экономическая сущностьстрахования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.
Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики.
При государственной страховой монополии страхование предоставляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения (Соцстрах).
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.
Отправным моментом создания отечественного добровольного страхования следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Так, например по состоянию на 1996 г., несмотря на неблагоприятные финансовые и общеэкономические условия, в Российской Федерации уже действуют 2700 страховых компаний, из которых только 6% находятся в государственной или муниципальной собственности, 36% являются частными, а 58 - находятся в смешанной собственности (АО, СП и др.)- Большинство из них (60%) имеют стаж работы не более трех лет [1].
Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.
Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт, что общий объем страховых платежей составляет в РФ не более 1% от годового ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 8-10% [1].
Предпосылкамидля дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых,источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих,важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования. И наконец в-четвертых,снятие "железного занавеса" между Россией и странами мира многократно увеличило поездки граждан за рубеж (круизы, туры, шопинг-туры, спортивные выступления, отдых, деловые поездки и т. п.), что в свою очередь требует увеличения и качественного совершенствования страховых услуг, профессиональной подготовки кадров в области страхования.
Любой специалист в туристской сфере должен знать общую теорию страхования, методологию актуарных расчетов страховых тарифов и действия при наступлении страхового случая, иметь представление о нормативно-правовой
базе страхования.
В большинстве цивилизованных стран мира в настоящее время страхование занимает одну из важнейших позиций в бизнесе. Туристы из большинства стран дальнего зарубежья, прибывающие в Россию, как правило, имеют обязательный по законодательству страны проживания страховой сертификат или специально приобретенный по случаю туристской поездки страховой полис.
В нашей стране, к сожалению, несмотря на то, что туризм, особенно зарубежный, в новых условиях рыночной экономики стал развиваться семимильными шагами, мало кто из специалистов по туристскому менеджменту имеет ясное представление о менеджменте и маркетинге в страховании, правилах страхования туристов.
Вопросам страхования физических и юридических лиц посвящено немало работ [13, 15 и др.], но в них отражается в основном государственный (обязательный) принцип страхования или опыт страхования в зарубежных странах. Что же касается добровольной формы страхования после демонополизации страхового дела, особенно в области страхования туристов и туристской деятельности, то литературы на эту тему практически нет.
Издание настоящего учебника предполагает частичное устранение имеющегося пробела в части публикаций по страхованию туристов и туристской деятельности, а также в части оказания помощи потенциальным туристам и работникам туристских фирм в выборе страховых организаций, оценке страховых событий и случаев, оформлении договоров страхования и т. д.
В учебнике не нашли достаточного отражения вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков при страховании туристской деятельности, поскольку они являются предметом отдельного рассмотрения.
Глава 1. СТРАХОВАНИЕ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛЮДЕЙ
Истоки страхования
Страхование - древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая является неотъемлемой частью производственных отношений.
Первоначальный смысл страхования связан со словом "страх". В частности, выражение "страхование" (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо и т. д. В настоящее время данный термин все чаще употребляется в значении инструмента защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.
Первоначальные формы страхованиявозникли в глубокой древности. По дошедшем до нашего времени источникам, еще в рабовладельческом обществе были соглашения, в которых можно усмотреть черты договора страхования [3]. Эти соглашения касались недвижимого имущества, торговли, ссудных сделок, а также морского судоходства. Основной смысл этих соглашений состоял в стремлении распределить между лицами, заинтересованными в данной сделке, риск возможного ущерба судам и грузам при морских перевозках. Например, на острове Родос в 916 г. до н. э. был принят ордонанс, в котором представлена система распределения ущерба в случае общей аварии. Принципы, примененные в данном документе, сохранились до наших дней.
Самые древние правила страхования изложены в одной из книг Талмуда. Если у одного из погонщиков ослов пропадало животное, Талмуд предписывал другим погонщикам передать ему взамен другого осла, но ни в коем случае не деньги. Еще тогда был заложен основополагающий принцип: страхование - это только защита от риска, и оно ни в коем случае не может служить обогащению.
В основе зарождающихся, начальных форм страхования была коллективная взаимопомощь, которая обеспечивалась взаимными обязательствами.
С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров и других стихийных бедствий, и вполне понятно стремление людей к объединению для совместных действий по предотвращению опасности, ликвидации ее последствий, в том числе и экономическими мерами. Так, в 1310 г. в г. Брюгге (Германия) была учреждена "Страховая палата", которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий.
В эпоху географических открытий наблюдается бурный всплеск судоходства и международной торговли. Возникновение новых рынков торговли увеличивает опасность, в связи с чем возрастает потребность в защите имущественных интересов. Появляются первые подобия страховых организаций, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного предприятия его ущерб раскладывается между семи участниками пропорционально. Это был принцип взаимного страхования.
Помимо страхования имущества как объекта предпринимательской деятельности, шло развитие страхования от »гня. Простейшей формой такого страхования был специальный сбор для помощи тем, чье имущество сгорело или пострадало. Так, после лондонского пожара 1666 г., когда уничтожил почти весь центр города, был учрежден "Огневой полис" для страхования домов и других сооружений. В 1667 г. в г. Христиания (Осло) была учреждена Норвежская Бранд-касса. По всей Европе в течение нескольких лет возник ряд страховых компаний.
Необходимо заметить, что при взаимном страховании шутники таких содружеств не ставили своей целью поучения прибыли из данного рода деятельности. Они забоялись только об уменьшении ущерба, который может нанесен им. Подобная система прижилась и действует до сих пор в области морского страхования.
Первоначальные содружества совместного страхования со временем стали преобразовываться в коммерческие профессиональные страховые компании, которые строились на принципах предпринимательства и получения выгоды от подобных операций. Их прибыль складывалась из специально предусмотренной части страхового платежа и возможно безубыточного прохождения дела,
С развитием экономики, увеличением количества имущественных интересов росло число страховых компаний, увеличивались их оборотный капитал и вложения в другие отрасли хозяйства. К началу 60-х годов XVIII в. на Западе насчитывалось уже около 100 видов имущественного и личного страхования. Идея страхования полностью отвечала потребностям развивающейся экономики, и страхование быстро распространилось на все сферы человеческой деятельности. Формы и методы страхования периодически изменялись в зависимости от потребности времени. Например, в 1706 г. было учреждено первое общество по страхованию жизни, а в XVIII - XIX вв. уже появляются новые виды страховых услуг, такие как страхование животных, от кражи со взломом, финансовых потерь, несчастных случаев, и другие виды страхования.