Характеристика химических веществ по степени их опасности
Химические вещества | Т,°С | С макс, мг/м3 | 1.С50, мг/м3 | ПДК мг/м3 |
Хлор | -34,0 | 1,0 | ||
Аммиак | -33,0 | 5 800000 | 20,0 | |
Сернистый ангидрид | -10,1 | 10,0 | ||
Фосген | -8,2 | 0,5 | ||
Окись этилена | 10,7 | 1.0 | ||
Фтористый водород | 19,9 | 1 875000 | 0,5 | |
Тстраоксид аз о га | 21.0 | 5,0 | ||
Синильная кислота | 26,0 | 0,3 | ||
Изопрен | 34.0 | 1 700 000 | 40,0 | |
Сероуглерод | 46.0 | 1,0 | ||
Несимметричные диметилгидразины | 64,0 | 0,1 | ||
Акрилонитрил | 77,0 | 249 000 | 0,5 | |
ЕЬензол | 80,0 | 5,0 | ||
Дихлорэтан | 83,0 | 10,0 | ||
Зарин | 151,0 | 5,0 | 0,00002 | |
Зоман | 190,0 | 0,4 | 0,00002 | |
Ви-экс | 314,0 | 1..6 | 0,2 | 0,000001 |
Примечание: Смакс. - концентрация газа (пара) при 20" С.
Массовые потери при ингаляционном и резорбтивном воздействии АХОВ возможны только при поступлении их в организм из зараженной атмосферы. При этом в атмосфере они могут находиться в виде пара или газа, а также в аэрозольном состоянии и в капельно-жидком виде. Такое состояние АХОВ, при котором они могут вызывать массовые потери, называется поражающим состоянием.
Способность АХОВ переходить в основное поражающее состояние и создавать поражающие концентрации определяется их физико-химическими свойствами. Наибольшее значение при этом имеют агрегатное состояние вещества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность и летучесть вещества, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, температура кипения и др. Все эти характеристики необходимы при оценке безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных аварий
Существенное влияние на количество и фазово-дисперсный состав АХОВ, выбрасываемых в атмосферу, может оказывать хранение многих газообразных (парообразных) АХОВ в сжиженном состоянии или под давлением.
Химическое заражение окружающей среды и его критерии. Под химическим заражением окружающей среды понимается распространение ОХВ (АХОВ) в окружающей природной среде в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени. Критерии химического заражения окружающей среды целесообразно рассматривать в определенной системе: критерии ОХВ (АХОВ), критерии степени химического заражения элементов среды; дозовые критерии для оценки возможного поражения населения в зонах заражения
Классификация аварийно химически опасных веществ
Классификация АХОВ может быть проведена по следующим признакам:
По основным физико-химическим свойствам и условиям хранения.
1. Жидкие и летучие, хранящиеся под давлением {сжатые и сжиженные газы) -
хлор, аммиак, сероводород, фосген и др.
2. Жидкие и летучие, хранящиеся в емкостях без давления - синильная кислота,
нетрил, антиловая кислота, хлорпикрин и др.
3.Дымящие кислоты - серная, азотная, соляная и др.
4.Сыпучие и твердые нелетучие, при температуре хранения до 40°С, - сулема,
фосфор, желтый, мышьяковистый ангидрид и др.
5.Сыпучие и твердые летучие, при температуре хранения до 40°С - соли синильной кислоты, меркураны и др.
По классу опасности (степень воздействия на организм человека) - чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, мало опасные.
По характеру воздействия на организм человека,
1. Раздражающие - хлор, сернистый ангидрид, хлорпикрин и др.
2.Прижигающего действия — аммиак, соляная кислота и др.
3. Удушающего действия - хлорпикрин, фосген.
4. Общетоксического действия - синильная кислота, сероводород, сероуглерод,
ацетонитрил.
5. Психогенного действия - формальдегид, бромистый и хлористый метил.
6. Метаболические яды — оксид этилена, дихлорэтан.
По степени горючести.
1. Негорючие вещества — фосген, диоксин.
2. Негорючие, пожароопасные вещества - хлор, азотная кислота, угарный газ,
фтористый водород, хлорпикрин.
3.Трудногорючие вещества-сжиженный аммиак, цианистый водород.
4. Горючие вещества - газообразный аммиак, гептил, сероуглерод, дихлорэтан,
оксиды азота, гидразин и др.
Характер воздействия химического заражения на население. АХОВ (ОХВ) оказывают химическое воздействие на ферменты организма (химические и биохимические вещества, играющие важную роль в обмене веществ как внутри организма, так и между ним и внешней средой), приводящее к торможению или прекращению ряда жизненных функций организма и его поражению в различной степени. Наиболее часто отравления АХОВ происходят в результате ингаляционного поступления его в организм человека. Этому способствует большая поверхность легочной ткани, быстрота проникновения АХОВ в кровь, повышенная легочная вентиляция и усиление кровотока в легких при работе, особенно физической. Менее распространенными являются отравления в результате перорального поражения АХОВ, например, с водой из зараженного источника и тем более при резорбтивном воздействии. Поэтому, в последующем вопросы защиты населения рассматриваются в основном в результате ингаляционного воздействия АХОВ.
Во всех случаях АХОВ, поступая в организм, разносятся кровью ко всем органам и тканям, что может привести к общим поражениям и гибели живого организма. Чаще всего нарушения в организме проявляются в виде острых и хронических отравлений.
Характер воздействия химического заражения на окружающую среду.
При авариях на ХОО с выбросом (проливом) АХОВ происходит химическое заражение окружающей среды с различной степенью концентрации АХОВ, продолжительностью от нескольких часов до нескольких суток, в зависимости от конкретных условий - состояния погоды, времени года, местности, а также характера применяемых мер по ликвидации аварии.
Основным физико-химическим показателем, определяющим размеры опасной для людей зоны распространения вредных веществ, является их фазовое состояние при данных метеоусловиях. При этом наибольшую опасность для населения будут представлять аварии со сжиженными газами и АХОВ, кипящими при низкой температуре.
Пары и газы, а также неоседающий аэрозоль, образующиеся при авариях со сжиженными или газообразными АХОВ, могут распространяться на многие километры, что существенно увеличивает масштабы опасности.
При этом образуется зона химического заражения, представляющая собой территорию, в пределах которой создается опасность химического поражения.
Она включает в себя очаг химического заражения и зону распространения зараженного воздуха с опасными концентрациями АХОВ (БХОВ) (при неоседающих АХОВ), а также зону заражения территории (при наличии оседающих примесей). Внешние границы зоны химического заражения соответствуют пороговому значению токсодозы АХОВ при ингаляционном воздействии на человека
Общие сведения об авариях на химически опасных объектах
Среди ЧС техногенного характера аварии на химически опасных объектах занимают одно из важнейших мест. Порой потери при таких авариях могут быть сравнимы с потерями от применения ядерного оружия.
Под химической аварией понимается авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом аварийно химически опасных веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей среды.
Аварии на ХОО характеризуются, в основном, масштабом и продолжительностью химического заражения.
Под масштабом химического заражения понимаются пространственные границы (линейные размеры и площади) проявления последствий аварий и разрушений объектов, содержащих АХОВ; под продолжительностью — временные пределы проявления последствий аварии или разрушения объекта, содержащего АХОВ.
Характер аварий на ХОО и поведение АХОВ при аварии во многом зависят от способов хранения АХОВ на этих объектах, которые могут быть: в резервуарах под давлением собственных паров (16-18 кг/смг); в изотермических хранилищах (емкости искусственно охлаждаются) при давлении, близком к атмосферному (сжиженные газы); при .температуре окружающей среды и давлении 0,7-30 кг/см2 (сжатые газы); в закрытых емкостях при атмосферном давлении и температуре окружающей среды (жидкости).
В случае разрушения оболочки емкости, содержащей АХОВ под давлением, и последующего разлива большого количества АХОВ в поддон (обваловку), его поступление в атмосферу может происходить в течение длительного времени. Процесс испарения при этом можно условно разделить на три периода.
Первый период - бурное, почти мгновенное, испарение за счет разности упругости насыщенных паров АХОВ в емкости и парциального давления в воздухе. В это время в атмосферу поступает основное количество паров вещества и образуется первичное облако. Кроме того, часть АХОВ переходит в пар за счет изменения теплосодержания жидкости, температуры окружающего воздуха и солнечной радиации.
Учитывая, что за данный период времени испаряется значительное количество АХОВ, может образоваться облако с концентрацией АХОВ, значительно превышающей смертельную.
Второй период - неустойчивое испарение АХОВ за счет тепла подстилающей поверхности (поддона, обваловки), изменения теплосодержания жидкости и притока тепла от окружающего воздуха. Этот период характеризуется резким падением интенсивности испарения с одновременным понижением температуры жидкого слоя ниже температуры кипения.
Третий период — стационарное испарение разлившегося АХОВ за счет тепла окружающего воздуха, которое может длиться часы и даже сутки - происходит образование вторичного облака.
Контроль химической обстановки при авариях на ХОО
Под химической обстановкой понимается наличие в окружающей среде определенного количества и концентраций различных опасных химических веществ, в основном техногенного характера.
В зависимости от степени заражения среды химическая обстановка может быть нормальной - при концентрации каждого вида АХОВ (ПД ХОВ) в среде не более 1 ПДК либо при нормальном показателе ИЗО (комплексном заражении - и химическим заражением различной степени - при превышении соответственно данных показателей.
Контроль химического заражения окружающей среды так же, как и контроль радиационной обстановки, является составной частью контроля общего состояния окружающей среды и заключается в проведении ее мониторинга, прогнозирования и, на основании сравнения полученных переменных данных с предельно допустимыми, определении необходимости выработки мер по защите населения и нормализации химической обстановки.
Контроль химической обстановки осуществляется в атмосферном воздухе, в почве литосферы и гидросфере. Основное внимание при этом уделяется контролю заражения воздуха как определяющего фактора химического заражения всей окружающей среды,
Контроль химической обстановки осуществляется силами и средствами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, сети наблюдения и лабораторного контроля ГО МЧС, подразделениями наблюдения и контроля заинтересованных министерств, ведомств и химически опасных объектов. Особое внимание при контроле уделяется районам расположения ХОО на всех этапах их функционирования, в особенности при аварийных ситуациях. Меры по защите населения определяются в соответствии с Методологией определения мер по защите населения при авариях на ХОО.
4.2.2. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах
Особенностями химически опасных аварий являются непредсказуемость и внезапность, а также высокая скорость формирования и действия поражающих факторов, что повышает значение превентивных мероприятий.
Правовые мероприятия
Правовые мероприятия включают разработку и принятие правовых и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий при авариях на ХОО.
К таким документам относятся: Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 1997 г.; Постановление Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения ХОО», 1993 г.; «Руководство по ведению АС и ДНР при крупных авариях на ХОО», 1995 г.; Методики прогнозирования и оценки химической обстановки при авариях на ХОО» и др.
Организационные мероприятия
1. Планирование защиты персонала ХОО и населения при авариях осуществляется в соответствии с общими положениями планирования применительно к данному
виду ЧС. Особое внимание при этом уделяется планированию укрытия населения в
СКЗ и герметизированных помещениях, а также эвакуации населения из удаленных
районов с обоснованием возможности проведения данного способа защиты.
2.Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации аварии.
В зависимости от масштабов аварии к ее ликвидации могут привлекаться:
Силы 1-го эшелона - аварийно-спасательные формирования ХОО, подразделения постоянной готовности городов, ведомств, дежурные силы Министерств, имеющих ХОО.
Силы 2-го эшелона - территориальные аварийно-спасательные формирования, химические подразделения войск ГО, химические и инженерные подразделения МО, подразделения поисково-спасательной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования ГО.
Привлекаемые средства: приборы и системы химического контроля (разведки); инженерная техника (бульдозеры, грейдеры, скреперы и проч.); техника пожаротушения (пеногенераторы и пр.), авторазливочные средства, поливомоечные и другие высоконапорные агрегаты; средства дегазации и дегазирующие вещества.
3.Контроль химической обстановки осуществляется с использованием стационарных систем контроля (АСДВ 3В), подвижных систем МЭЛ, ПЛ.
4.Создание, наряду с общей, оперативной локальной системы оповещения
(ЛСО) в продолах 1,5 — 2-километровой зоны вокруг ХОО, вводимой в действие непосредственно дежурной диспетчерской службой объекта.
5. Накопление и организация хранения средств индивидуальной защиты
по месту работы и месту жительства населения (в первую очередь - в 1,5 - 2-кило
метровой зоне) в готовности к немедленному использованию их при возникновении
химической аварии: СИЗ для персонала ХОО - изолирующие и промышленные противогазы и изолирующая защитная одежда по виду АХОВ на данном объекте, СИЗ
для населения - гражданские противогазы, при необходимости - с дополнительными
патронами с защитой от конкретного вида АХОВ.
Особенности применения СИЗ органов дыхания в условиях заражения промышленными АХОВ. Наиболее надежным средством защиты от любых АХОВ в любых концентрациях является изолирующий противогаз и любая изолирующая дыхательная аппаратура, которые используются только специалистами-спасателями для ведения химической разведки и проведения работ в местах, где невозможно использовать фильтрующие средства.
Средства защиты кожи; общевойсковые и промышленные защитные костюмы обеспечивают защиту от капельно-жидких АХОВ. Для действий в условиях разлива высокоактивных жидкостей (жидкий хлор, соляная и азотная кислота) используется специальная защитная одежда.
Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты.
По уровням поражающих факторов в условиях выброса АХОВ территория вокруг химически опасного объекта условно может быть рассмотрена в виде трех зон опасности, каждая из которых определяется поражающими концентрациями АХОВ, временем их воздействия, а также наличием их жидкой фазы и открытого пламени пожара.
Первая зона - наиболее опасная с точки зрения повышенных концентраций АХОВ, контакта с жидкой фазой и воздействия открытого огня при пожарах. По расстоянию от источника заражения удаление внешней границы зоны ее глубина может составлять до 250 м.
Вторая зона - менее опасная, концентрация АХОВ примерно на два-три порядка ниже максимально возможных, воздействие жидкой фазы и огня маловероятны. Глубина этой зоны может составлять 250-1000 м.
В третьей зоне опасности концентрация АХОВ на четыре-пять порядков ниже максимально возможной. Удаление ее от источника заражения может составлять более 1000м.
Воздействие максимальных и сравнительно высоких концентраций АХОВ наиболее вероятно в первой зоне опасности. Здесь возможно воздействие как жидкой фазы ядовитого вещества, так и высоких концентраций. В этой связи в данной зоне производственному персоналу и личному составу формирований, привлекаемых для выполнения работ по ликвидации последствий аварии, необходимо использовать изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи. Эвакуация производственного персонала из опасной зоны возможна с применением промышленных противогазов.
Во второй зоне опасности, где вероятно воздействие концентраций существенно меньших по сравнению с первой зоной и где маловероятно воздействие АХОВ в капельно-жидком состоянии, защита личного состава формирований может осуществляться только с помощью средств индивидуальной защиты органов дыхания -промышленных противогазов. Причем последние должны находиться под постоянным контролем на предмет определения времени отработки шихты. Использование средств защиты кожи в этой зоне необходимо лишь в случае наличия в атмосфере паров АХОВ резорбтивного воздействия.
В третьей зоне опасности следует ожидать сравнительно невысокие концентрации АХОВ. Поэтому здесь возможно использование гражданских противогазов для эвакуации людей в безопасные районы. Но при этом, они должны обеспечивать защиту от опасного вещества, в противном случае применение их возможно только с дополнительными патронами.
Рекомендации по выбору СИЗОД в условиях образования очага химического поражения в зависимости от типа АХОВ приведены в табл. 17.
Население, которое проживает вблизи химически опасного объекта, может подвергаться в основном воздействию АХОВ, характерных для третьей зоны опасности (газ, пары АХОВ) и только частично для второй зоны (газ, пар АХОВ в сравнительно высоких концентрациях - 8-10 мг/л). Время нахождения в зоне заражения определяется продолжительностью эвакуационных мероприятий. В соответствии с этим, специальную защиту кожных покровов от АХОВ для населения рассматривать нет целесообразности.
Необходимо отметить, что наличие противогаза по месту среднесуточного пребывания людей еще не означает, что его владельцу обеспечена безопасность от поражения АХОВ или ОБ в условиях чрезвычайной ситуации. Противогаз должен быть заблаговременно подогнан и храниться в соответствии с предъявляемыми на это требованиями.
Подгонка противогазов в армейских условиях производится с обязательной проверкой в помещениях с использованием имитаторов ОВ (хлорпикрина либо др. ве- щества). Проверку правильности подгонки противогазов среди населения произвести достаточно трудно, так как в организационном плане должна производиться в специально отведенном месте под наблюдением инструкторов.
Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС обеспечить накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Таблица 17