Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Объективная необходимость международного сотрудничества в природоохранной деятельности диктуется тем, что природа не признает государственных границ: она едина. Охрана природы может быть успешной, если национальные программы сочетаются с международным сотрудничеством. Некоторые природные ресур­сы имеют особый международный статус, что тоже ставит пробле­му координации усилий по их рациональному использованию.

Международные аспекты охраны окружающей среды включа­ют в себя обмен опытом реализации национальных экологических программ, разработку и функционирование межгосударственных программ и соглашений, учреждение международных органов и организаций по контролю за состоянием природной среды и вы­полнению принятых решений и т.п.

Начало международному сотрудничеству в области охраны при­роды было положено в XX веке неправительственными организа­циями. Но в связи с экологическим кризисом 60–70-х гг. пробле­ма начинает рассматриваться в общепланетарном масштабе на пра­вительственном уровне. ООН в 1968 г. на Межправительственной конференции по проблемам биосферы в рамках ЮНЕСКО была принята научная программа экологических исследований «Чело­век и биосфера». Межправительственная программа ООН по ок­ружающей среде (ЮНЕП) с 1972 г. осуществляет разработку основ и методов комплексного научного планирования и управления ре­сурсами биосферы. Особое внимание уделяется здоровью людей, охране земель, вод, диких животных, образованию, а также торгов­ле, экономике. Особо следует отметить Конференцию 1992 г. в Рио-де-Жанейро. «Повестка дня на XXI век» стала программой действий для всех стран-участниц. Кроме того, были поставлены вопросы о международном экологическом суде и трибунале, а так­же о формировании «зеленых беретов», как сил быстрого реагиро­вания на чрезвычайные события экологического характера.

Современное международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды осуществляется в трех основных формах:

1) Расширение обмена информацией и опытом, что уменьшает затраты на НИОКР, ускоряет внедрение передовых техно­логий (передача ноу-хау, чистых технологий) и в целом спо­собствует повышению эффективности природоохраны;

2) Разработка и осуществление программ охраны природы на основе двухсторонних, субрегиональных и региональных уровней;

3) Нарастание усилий всех стран мира по осуществлению об­щечеловеческих природоохранных мероприятий на основе деклараций Рио. Эти усилия направлены прежде всего на поддержание планетарного экологического равновесия и обеспечение экологической ответственности. В настоящее время практически во всех развитых странах мира разрабатываются, приняты и претворяются в жизнь национальные программы по охране окружающей среды. Первоначально они были направлены на ликвидацию последствий уже нанесенного ущерба. В последние годы акцент делается на комплексные программы при­родопользования с упором на превентивные меры и государствен­ное вмешательство. Созданы иерархические системы управления природопользованием. Государство устанавливает цели природоох­ранной политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает «пра­вила игры» – хозяйственный механизм природопользования.

В международном экологическом сотрудничестве все более выделяется экономический аспект. Важную роль в решении гло­бальных экологических проблем начинает играть Глобальный Эко­логический Фонд (ГЭФ), созданный в начале 90-х гг. Он предназ­начен помочь, в основном, развивающимся странам в решении общепланетарных экологических проблем. В деятельности ГЭФа участвуют: Программа ООН по развитию, ЮНЕП и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений для финансирова­ния выделены: глобальное потепление климата, загрязнение меж­дународных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озо­нового слоя. В рамках глобального потепления климата выделяется так называемый «углеродный кредит», связанный с инвестирова­нием лесовосстановления.

Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания финансовой помощи со стороны ряда меж­дународных организаций в виде займов или кредитов (Всемирный банк, МВФ, ЮНЕП и др.). Некоторые страны могут реально облег­чить бремя внешней задолжности и сберечь свой «природный ка­питал» за счет выкупа их долгов в интересах охраны природы. Формирование такого механизма началось в 1987 г. При этом воз­никает вторичный рынок долгов государств «третьего мира». Дер­жатели долга в иностранной валюте заключают сделку, согласно которой дебитор в обмен на компенсацию долга берет обязатель­ство вложения средств в местной валюте в проекты охраны природы и управления природными ресурсами. В 1987 г. американс­кая неправительственная экологическая организация «Conservation International» приняла решение выкупить один из внешних долгов Боливии в обмен на согласие правительства объявить массив тро­пических лесов «биосферным заповедником».

Особенно важным является международное сотрудничество для стран с переходной экономикой, где испытываются серьезные финансовые затруднения и 'соответственно ухудшается экологи­ческая обстановка, хотя и сокращается объем вредных выбросов из-за спада в экономике.

В последние годы Россия принимает активное участие в меж­дународном экологическом сотрудничестве на основе принципов Всемирной хартии природы, принятой ГА ООН. В 1996 г. России был предоставлен грант по сохранению биоразнообразия на сумму 20,1 млн. долларов. С середины 1995 г. МБРР предоста­вил заем на сумму 110 млн. долл. для финансирования проекта по управлению состоянием окружающей среды. Россия участвует в многообразных проектах на основе двухстороннего и региональ­ного сотрудничества со Скандинавскими и Прибалтийскими стра­нами. Россия, к сожалению, очень часто не использует в полной мере возможности международного сотрудничества для решения экологических проблем.

Вместе с тем нельзя забывать и о том, что в мире идет жесткая конкуренция. Участвуя в международном сотрудничестве, Россия не должна вовлекаться в те программы, которые изначально ори­ентированы на превращение страны в объект «экологического ко­лониализма» и тем самым не стать сырьевым придатком и отстой­ником отходов высокоразвитых стран. Об этом говорит тот факт, что внутренние инвестиции они стараются направлять в «чистые» отрасли, а зарубежные – в «грязные». Например, только Япония направляла до 80% своих зарубежных инвестиций и наиболее «грязные» с экологической точки зрения отрасли стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Однако, решение собственных экологических проблем высоко­развитых стран за счет выноса грязных производств за пределы страны вызывает недовольство. В частности, большинство стран, принявших грязное производство, потребовало от Японии компен­сации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенса­цией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление дру­гих мер по охране окружающей среды. Причем субсидии осуще­ствлялись как на безвозмездной, так и компенсационной основе.

В настоящее время большинство стран и экологическое движе­ние пришли к пониманию того факта, что национальные экологи­ческие проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологи­ческих проблем. В современных условиях нельзя быть «безбилет­ным пассажиром», то есть сторонним наблюдателем и бесплатно пользоваться плодами природоохранных мер других государств. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружаю­щей среды вполне может рассматриваться как важная дополни­тельная мера охраны окружающей среды в собственной стране.

Заключение

В условиях осуществления структурной перестройки в экономике стра­ны эффективное использование природных ресурсов со сбаланси­рованным их воспроизводством и охраной может оказать важнейшее вли­яние на решение задач выхода России из экономического кризиса и обес­печения перехода к устойчивому развитию.

Глубокие политические и социально-экономические изменения, про­исшедшие в Российской Федерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономики природопользования. Возникли допол­нительные факторы, негативно воздействующие на экологическую ситу­ацию, -разрушение единого экономического пространства, экономичес­кий кризис, межрегиональные конфликты и проявление экологического экстремизма.

Регионы и предприятия в ходе радикальных преобразований столк­нулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансо­вой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвести­ционной деятельности. Все это оказало негативное влияние на осуще­ствление программ по охране и воспроизводству природных ресурсов, а также природоохранных мероприятий.

Существующий экономический механизм природопользования не обеспечивает дифференциации налогов и платежей в зависимости от рен­тных особенностей объекта природопользования, гибкого изменения на­логовых и платежных ставок в зависимости от его свойств и периода освоения. Отсутствует эффективная система применения скидок и льгот при вовлечении в освоение низкосортного и некондиционного природ­ного сырья, отходов производства, применения экологически щадящих и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих комплексное исполь­зование природных ресурсов. Не разработаны эффективные экономичес­кие механизмы воздействия при нарушении законодательства и установ­ления величины возмещения государству ущерба, нанесенного природопользователями.

Одновременно с расширением перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе, включая компенсационные платежи, следует усилить роль штрафов за нарушение условий природопользова­ния и нанесение ущерба природным объектам. Учитывая особенности отечественной экономики, для которой природоресурсный блок имеет определяющее значение, основой для установления платы и применения других экономических инструментов должна стать экономическая оцен­ка природных ресурсов, обеспечивающая комплексность учета их каче­ственных и количественных характеристик, входящих в состав оценива­емого природного объекта, при обязательности создания финансово-эко­номических условий воспроизводства природных ресурсов.

В настоящее время экономика России остается переходной. Сохра­няются элементы старой системы управления, появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы.

В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный ме­ханизм управления всей экономикой страны, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий переходно­му периоду. Исходя из анализа существующей практики, а также тен­денций на ближайшую перспективу, представляется, что формирование и совершенствование экономических методов управления природополь­зованием в условиях дальнейшего развития рыночных реформ будет про­исходить в следующих направлениях:

1. Формирование в рамках осуществляемой государственной природно-ресурсной и экологической политики современных экономичес­ких методов управления природными ресурсами и охраной окружающей среды. Создание экономических рычагов для обеспечения сбалансирован­ного природопользования как основного фактора устойчивого развития.

2. Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного по­тенциала и экологического состояния территорий. Осуществление ко­личественного и качественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплексной соци­ально-экономической оценки и возможных направлений использования. Совершенствование кадастров отдельных видов природных ресурсов и формирование комплексных территориальных кадастров природных ре­сурсов (объектов). Экономическая оценка природных ресурсов в струк­туре национального богатства. Постановка природных ресурсов (объек­тов) на баланс природоэксплуатирующих предприятий. Обеспечение эко­номической реализации прав государства как собственника природных ресурсов.

3. Платность природопользования. Расширение видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Ус­тановление ставок платы на основе единых принципов, обеспечиваю­щих наполнение бюджетов и расширенное воспроизводство природных ресурсов. Переход на рентное налогообложение в сфере природопользова­ния на основе стоимостных оценок природных ресурсов. Совершенство­вание нормативов платы за загрязнение окружающей среды на основе учета ущерба, наносимого хозяйственной деятельностью, введение но­вых видов платежей за нетрадиционные виды загрязнений.

4. Экономическое воздействие на нарушителей природоохранительного и природно-ресурсного законодательства. Отработка порядка оцен­ки и компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды и природных ресурсов (объектов) при нарушении законодательства, в том числе в результате аварий. Создание экономического механизма разре­шения межрегиональных конфликтов при нанесении ущерба в результа­те трансграничного переноса загрязняющих веществ и совместном ис­пользовании природных ресурсов (объектов).

5. Финансово-кредитный механизм природопользования. Повышение эффективности действующих систем экологических фондов и создание целевых бюджетных фондов охраны и воспроизводства различных при­родных ресурсов на федеральном и региональном уровнях. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды, а также структуры экофондов и формы их взаимодействия. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инно­вационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях. Приватизация части направлений деятельности экофон­дов.

Дальнейшее развитие механизма функционирования существующих природно-ресурсных фондов, в том числе фондов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водных и биологических ресурсов, а также улучшения технологии расходования аккумулируемых в различных бюджетах средств от использования природных ресурсов. Создание в перспективе объединенных фондов охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов.

Оптимизация системы финансирования программ по охране и вос­производству природных ресурсов, экологических программ и мероп­риятий из средств бюджетов различного уровня за счет учета отраслевой специфики выполнения работ в природно-ресурсном комплексе. Привле­чение средств за счет внебюджетных фондов и банков. Расширение воз­можностей по привлечению займов Мирового и Европейских банков, различных фондов, фирм и организаций к финансированию природоох­ранных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение сис­темы льготных инвестиционных кредитов в область природопользова­ния и охраны окружающей среды.

Развитие сети специализированных экологических и ресурсных бан­ков. Формирование региональных экобанков. Создание специальных бан­ков для реализации крупных экологических программ и проектов. Со­вершенствование деятельности экологических фондов, в части оказания ими ряда банковских услуг, при финансировании экологических проек­тов.

6. Программы и мероприятия по охране окружающей среды и раци­ональному использованию, охране и воспроизводству природных ресур­сов. Разработка инновационных механизмов реализации федеральных, региональных и отраслевых природно-ресурсных и экологических про­грамм. Создание эффективного механизма осуществления природоохран­ных и ресурсосберегающих мероприятий в рамках программ (планов) развития производства и предпринимательской деятельности предприя­тий, фирм и организаций.

Оптимизация объемов и расширение вариантности источников инве­стиций с последовательным переводом отраслей природно-ресурсного комплекса на финансирование за счет ставок на охрану и воспроизвод­ство природных ресурсов и за счет средств от предоставляемых работ и услуг.

Сокращение числа природно-ресурсных и экологических программ на федеральном уровне за счет их интегрирования и отказа от финанси­рования программ, не представляющих федерального значения.

7. Экономическое стимулирование рационального природопользова­ния и охраны окружающей среды. Установление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям и организациям, осуществляющим природо­охранные, ресурсосберегающие и ресурсовосстановительные мероприя­тия. Применение специального налогообложения экологически вредной продукция и технологий, использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение «купли-продажи» на конкурсе или аукционе лицензий (разрешений) на право выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осу­ществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также оказывающим работы и услуги экологического, ресурсовосстановительного и ресурсосберегающего назначения.

8. Формирование рынка страховых, аудиторских и иных услуг в сфере природопользования.Внедрение обязательного и добровольного страхования рисков и граж­данской ответственности для покрытия непредвиденных расходов, воз­никающих в результате аварий. Развитие системы страхования стихийных природных бедствий. Формирование государственных программ страхо­вания в сфере природопользования. Создание государственных фондов страхования в области природопользования и охраны окружающей сре­ды. Разработка механизмов, обеспечивающих финансовую гарантию предприятий, отнесенных к опасным производственным объектам.

Создание консалтинговых, оценочных инжиниринговых фирм, вне­дренческих центров. Дальнейшее развитие работ по лицензированию де­ятельности природоохранного и природно-ресурсного назначения. Раз­работка эффективного механизма привлечения иностранных фирм к вы­полнению работ и услуг в сфере природопользования и охраны окру­жающей среды.

Разработка механизма аудита в сфере природопользования.

9. Совершенствование организационно-экономических методов при­родопользования. Развитие лимитирования, квотирования и других ви­дов регламентации режимов природопользования на основе договоров и лицензий на природопользование. Государственное регулирование эк­спортно-импортных операций в области использования природных ре­сурсов и отходов. Применение в целях повышения эффективности ис­пользования природно-ресурсного потенциала страны механизмов меж­дународных торговых и экономических организаций (ВТО, АТЭС и др.), включая определение оптимальной структуры торговли первичным и переработанным сырьем, а также импорта отдельных видов природных ре­сурсов из других стран. Формирование системы экологической сертифи­кации и паспортизации, соответствующей рыночным условиям.

10. Учет экологического фактора при приватизации и смене собственника предприятия. Установление порядка учета экологическо­го фактора при приватизации и смене собственника предприятия. Фор­мирование фондов экологической санации на приватизируемых предпри­ятиях. Привлечение иностранных и отечественных инвесторов к реали­зации природоохранных мероприятий при санации приватизируемых предприятий.

Наши рекомендации