Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Объективная необходимость международного сотрудничества в природоохранной деятельности диктуется тем, что природа не признает государственных границ: она едина. Охрана природы может быть успешной, если национальные программы сочетаются с международным сотрудничеством. Некоторые природные ресурсы имеют особый международный статус, что тоже ставит проблему координации усилий по их рациональному использованию.
Международные аспекты охраны окружающей среды включают в себя обмен опытом реализации национальных экологических программ, разработку и функционирование межгосударственных программ и соглашений, учреждение международных органов и организаций по контролю за состоянием природной среды и выполнению принятых решений и т.п.
Начало международному сотрудничеству в области охраны природы было положено в XX веке неправительственными организациями. Но в связи с экологическим кризисом 60–70-х гг. проблема начинает рассматриваться в общепланетарном масштабе на правительственном уровне. ООН в 1968 г. на Межправительственной конференции по проблемам биосферы в рамках ЮНЕСКО была принята научная программа экологических исследований «Человек и биосфера». Межправительственная программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с 1972 г. осуществляет разработку основ и методов комплексного научного планирования и управления ресурсами биосферы. Особое внимание уделяется здоровью людей, охране земель, вод, диких животных, образованию, а также торговле, экономике. Особо следует отметить Конференцию 1992 г. в Рио-де-Жанейро. «Повестка дня на XXI век» стала программой действий для всех стран-участниц. Кроме того, были поставлены вопросы о международном экологическом суде и трибунале, а также о формировании «зеленых беретов», как сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.
Современное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется в трех основных формах:
1) Расширение обмена информацией и опытом, что уменьшает затраты на НИОКР, ускоряет внедрение передовых технологий (передача ноу-хау, чистых технологий) и в целом способствует повышению эффективности природоохраны;
2) Разработка и осуществление программ охраны природы на основе двухсторонних, субрегиональных и региональных уровней;
3) Нарастание усилий всех стран мира по осуществлению общечеловеческих природоохранных мероприятий на основе деклараций Рио. Эти усилия направлены прежде всего на поддержание планетарного экологического равновесия и обеспечение экологической ответственности. В настоящее время практически во всех развитых странах мира разрабатываются, приняты и претворяются в жизнь национальные программы по охране окружающей среды. Первоначально они были направлены на ликвидацию последствий уже нанесенного ущерба. В последние годы акцент делается на комплексные программы природопользования с упором на превентивные меры и государственное вмешательство. Созданы иерархические системы управления природопользованием. Государство устанавливает цели природоохранной политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает «правила игры» – хозяйственный механизм природопользования.
В международном экологическом сотрудничестве все более выделяется экономический аспект. Важную роль в решении глобальных экологических проблем начинает играть Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ), созданный в начале 90-х гг. Он предназначен помочь, в основном, развивающимся странам в решении общепланетарных экологических проблем. В деятельности ГЭФа участвуют: Программа ООН по развитию, ЮНЕП и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя. В рамках глобального потепления климата выделяется так называемый «углеродный кредит», связанный с инвестированием лесовосстановления.
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания финансовой помощи со стороны ряда международных организаций в виде займов или кредитов (Всемирный банк, МВФ, ЮНЕП и др.). Некоторые страны могут реально облегчить бремя внешней задолжности и сберечь свой «природный капитал» за счет выкупа их долгов в интересах охраны природы. Формирование такого механизма началось в 1987 г. При этом возникает вторичный рынок долгов государств «третьего мира». Держатели долга в иностранной валюте заключают сделку, согласно которой дебитор в обмен на компенсацию долга берет обязательство вложения средств в местной валюте в проекты охраны природы и управления природными ресурсами. В 1987 г. американская неправительственная экологическая организация «Conservation International» приняла решение выкупить один из внешних долгов Боливии в обмен на согласие правительства объявить массив тропических лесов «биосферным заповедником».
Особенно важным является международное сотрудничество для стран с переходной экономикой, где испытываются серьезные финансовые затруднения и 'соответственно ухудшается экологическая обстановка, хотя и сокращается объем вредных выбросов из-за спада в экономике.
В последние годы Россия принимает активное участие в международном экологическом сотрудничестве на основе принципов Всемирной хартии природы, принятой ГА ООН. В 1996 г. России был предоставлен грант по сохранению биоразнообразия на сумму 20,1 млн. долларов. С середины 1995 г. МБРР предоставил заем на сумму 110 млн. долл. для финансирования проекта по управлению состоянием окружающей среды. Россия участвует в многообразных проектах на основе двухстороннего и регионального сотрудничества со Скандинавскими и Прибалтийскими странами. Россия, к сожалению, очень часто не использует в полной мере возможности международного сотрудничества для решения экологических проблем.
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что в мире идет жесткая конкуренция. Участвуя в международном сотрудничестве, Россия не должна вовлекаться в те программы, которые изначально ориентированы на превращение страны в объект «экологического колониализма» и тем самым не стать сырьевым придатком и отстойником отходов высокоразвитых стран. Об этом говорит тот факт, что внутренние инвестиции они стараются направлять в «чистые» отрасли, а зарубежные – в «грязные». Например, только Япония направляла до 80% своих зарубежных инвестиций и наиболее «грязные» с экологической точки зрения отрасли стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Однако, решение собственных экологических проблем высокоразвитых стран за счет выноса грязных производств за пределы страны вызывает недовольство. В частности, большинство стран, принявших грязное производство, потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенсацией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление других мер по охране окружающей среды. Причем субсидии осуществлялись как на безвозмездной, так и компенсационной основе.
В настоящее время большинство стран и экологическое движение пришли к пониманию того факта, что национальные экологические проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологических проблем. В современных условиях нельзя быть «безбилетным пассажиром», то есть сторонним наблюдателем и бесплатно пользоваться плодами природоохранных мер других государств. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной стране.
Заключение
В условиях осуществления структурной перестройки в экономике страны эффективное использование природных ресурсов со сбалансированным их воспроизводством и охраной может оказать важнейшее влияние на решение задач выхода России из экономического кризиса и обеспечения перехода к устойчивому развитию.
Глубокие политические и социально-экономические изменения, происшедшие в Российской Федерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономики природопользования. Возникли дополнительные факторы, негативно воздействующие на экологическую ситуацию, -разрушение единого экономического пространства, экономический кризис, межрегиональные конфликты и проявление экологического экстремизма.
Регионы и предприятия в ходе радикальных преобразований столкнулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все это оказало негативное влияние на осуществление программ по охране и воспроизводству природных ресурсов, а также природоохранных мероприятий.
Существующий экономический механизм природопользования не обеспечивает дифференциации налогов и платежей в зависимости от рентных особенностей объекта природопользования, гибкого изменения налоговых и платежных ставок в зависимости от его свойств и периода освоения. Отсутствует эффективная система применения скидок и льгот при вовлечении в освоение низкосортного и некондиционного природного сырья, отходов производства, применения экологически щадящих и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов. Не разработаны эффективные экономические механизмы воздействия при нарушении законодательства и установления величины возмещения государству ущерба, нанесенного природопользователями.
Одновременно с расширением перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе, включая компенсационные платежи, следует усилить роль штрафов за нарушение условий природопользования и нанесение ущерба природным объектам. Учитывая особенности отечественной экономики, для которой природоресурсный блок имеет определяющее значение, основой для установления платы и применения других экономических инструментов должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексность учета их качественных и количественных характеристик, входящих в состав оцениваемого природного объекта, при обязательности создания финансово-экономических условий воспроизводства природных ресурсов.
В настоящее время экономика России остается переходной. Сохраняются элементы старой системы управления, появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы.
В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный механизм управления всей экономикой страны, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий переходному периоду. Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, представляется, что формирование и совершенствование экономических методов управления природопользованием в условиях дальнейшего развития рыночных реформ будет происходить в следующих направлениях:
1. Формирование в рамках осуществляемой государственной природно-ресурсной и экологической политики современных экономических методов управления природными ресурсами и охраной окружающей среды. Создание экономических рычагов для обеспечения сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития.
2. Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий. Осуществление количественного и качественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплексной социально-экономической оценки и возможных направлений использования. Совершенствование кадастров отдельных видов природных ресурсов и формирование комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (объектов). Экономическая оценка природных ресурсов в структуре национального богатства. Постановка природных ресурсов (объектов) на баланс природоэксплуатирующих предприятий. Обеспечение экономической реализации прав государства как собственника природных ресурсов.
3. Платность природопользования. Расширение видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Установление ставок платы на основе единых принципов, обеспечивающих наполнение бюджетов и расширенное воспроизводство природных ресурсов. Переход на рентное налогообложение в сфере природопользования на основе стоимостных оценок природных ресурсов. Совершенствование нормативов платы за загрязнение окружающей среды на основе учета ущерба, наносимого хозяйственной деятельностью, введение новых видов платежей за нетрадиционные виды загрязнений.
4. Экономическое воздействие на нарушителей природоохранительного и природно-ресурсного законодательства. Отработка порядка оценки и компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды и природных ресурсов (объектов) при нарушении законодательства, в том числе в результате аварий. Создание экономического механизма разрешения межрегиональных конфликтов при нанесении ущерба в результате трансграничного переноса загрязняющих веществ и совместном использовании природных ресурсов (объектов).
5. Финансово-кредитный механизм природопользования. Повышение эффективности действующих систем экологических фондов и создание целевых бюджетных фондов охраны и воспроизводства различных природных ресурсов на федеральном и региональном уровнях. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды, а также структуры экофондов и формы их взаимодействия. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях. Приватизация части направлений деятельности экофондов.
Дальнейшее развитие механизма функционирования существующих природно-ресурсных фондов, в том числе фондов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водных и биологических ресурсов, а также улучшения технологии расходования аккумулируемых в различных бюджетах средств от использования природных ресурсов. Создание в перспективе объединенных фондов охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов.
Оптимизация системы финансирования программ по охране и воспроизводству природных ресурсов, экологических программ и мероприятий из средств бюджетов различного уровня за счет учета отраслевой специфики выполнения работ в природно-ресурсном комплексе. Привлечение средств за счет внебюджетных фондов и банков. Расширение возможностей по привлечению займов Мирового и Европейских банков, различных фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных инвестиционных кредитов в область природопользования и охраны окружающей среды.
Развитие сети специализированных экологических и ресурсных банков. Формирование региональных экобанков. Создание специальных банков для реализации крупных экологических программ и проектов. Совершенствование деятельности экологических фондов, в части оказания ими ряда банковских услуг, при финансировании экологических проектов.
6. Программы и мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Разработка инновационных механизмов реализации федеральных, региональных и отраслевых природно-ресурсных и экологических программ. Создание эффективного механизма осуществления природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий в рамках программ (планов) развития производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм и организаций.
Оптимизация объемов и расширение вариантности источников инвестиций с последовательным переводом отраслей природно-ресурсного комплекса на финансирование за счет ставок на охрану и воспроизводство природных ресурсов и за счет средств от предоставляемых работ и услуг.
Сокращение числа природно-ресурсных и экологических программ на федеральном уровне за счет их интегрирования и отказа от финансирования программ, не представляющих федерального значения.
7. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды. Установление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям и организациям, осуществляющим природоохранные, ресурсосберегающие и ресурсовосстановительные мероприятия. Применение специального налогообложения экологически вредной продукция и технологий, использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение «купли-продажи» на конкурсе или аукционе лицензий (разрешений) на право выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также оказывающим работы и услуги экологического, ресурсовосстановительного и ресурсосберегающего назначения.
8. Формирование рынка страховых, аудиторских и иных услуг в сфере природопользования.Внедрение обязательного и добровольного страхования рисков и гражданской ответственности для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы страхования стихийных природных бедствий. Формирование государственных программ страхования в сфере природопользования. Создание государственных фондов страхования в области природопользования и охраны окружающей среды. Разработка механизмов, обеспечивающих финансовую гарантию предприятий, отнесенных к опасным производственным объектам.
Создание консалтинговых, оценочных инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Дальнейшее развитие работ по лицензированию деятельности природоохранного и природно-ресурсного назначения. Разработка эффективного механизма привлечения иностранных фирм к выполнению работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Разработка механизма аудита в сфере природопользования.
9. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования. Развитие лимитирования, квотирования и других видов регламентации режимов природопользования на основе договоров и лицензий на природопользование. Государственное регулирование экспортно-импортных операций в области использования природных ресурсов и отходов. Применение в целях повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала страны механизмов международных торговых и экономических организаций (ВТО, АТЭС и др.), включая определение оптимальной структуры торговли первичным и переработанным сырьем, а также импорта отдельных видов природных ресурсов из других стран. Формирование системы экологической сертификации и паспортизации, соответствующей рыночным условиям.
10. Учет экологического фактора при приватизации и смене собственника предприятия. Установление порядка учета экологического фактора при приватизации и смене собственника предприятия. Формирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных и отечественных инвесторов к реализации природоохранных мероприятий при санации приватизируемых предприятий.