Педагогические условия экологического воспитания в начальной школе
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
В то же время хотелось бы предостеречь воспитателей и вожатых от чрезмерного увлечения массовыми играми в ущерб другим формам работы. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела[2].
Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения праздника, разрабатывает задания и поручения отрядам, звеньям, бригадам. Каждый коллектив готовит свой добрый сюрприз. А старшие друзья, не подавляя ребячью инициативу, незаметно “по секрету” помогают воспитанникам.
Ключ к успеху праздников — в преодолении формализма и штампа в их проведении. Рекомендуем смелее импровизировать, вводить в программы тематических дней и праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать
импровизированное самодеятельное творчество зрителей. В эти дни можно провести тематические линейки (“Береги природу, человек)”,“Бойтесь, люди, остаться одни!”) или митинги (“Осторожно — природа!”, “Планета у нас одна”), спецвыпуски радио и стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, миниатюр о полюбившемся уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов: 1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). 2. Конкурс рисунков “Природоохрани-тельные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). 3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.). 4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и -такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п. 5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса), 6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира). 7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом.
Всегда с большим успехом проходит в лагере конкурс научно-фантастических проектов по охране окружающей среды. Школьникам среднего возраста можно предложить такие темы проектов: “Земля заповедная”, “Как сложатся взаимоотношения человека и природы в будущем”, “Планета Земля в 3000 г.”, “Животный мир других планет”. Школьники старших отрядов обычно работают над более сложными темами: “Наше будущее — земля, океан или космос?”, “Энергия солнца — людям”, “Освоение солнечной системы”. Очень важно, чтобы защита проектов проходила в доброжелательной обстановке с соблюдением регламента: защита проекта — до 7 мин, выступление “оппонента” — 5 мин, высказывания других участников — 2 мин. Такой регламент необходим, чтобы обсуждения не затянулось. После выступлений — ответы авторов проектов на вопросы слушателей, членов жюри, “оппонентов”.
В условиях лагеря желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.
Научить ребят распознавать деревья и кустарники можно в игре “Юные дендрологи”. Задача играющих — определить как можно больше растений за наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с номерами (из фанеры или картона), их заранее развешивают на деревьях и кустарниках, которые потребуется определить. Участники игры разбиваются на команды по 5 человек, получают маршрутные листы с указанием исходного и конечного пунктов, направлением движения, а также номеров деревьев и кустарников. Против этих номеров на листах надо оставить свободное место для записи названий растений (для младших старших школьников можно написать список видов, включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под которым они числятся). /
По мере выполнения задания команды сдают маршрутные листы членам жюри. Жюри отмечает время, проверяет соответствие названий растений их номерам и подсчитывает очки. В это время руководитель рассказывает ребятам о биологических особенностях деревьев и кустарников, показывает наиболее трудные для
определения растения, включенные в игру. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время на определение всех предложенных видов растений.
Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, например лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути старшие школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.
Всегда с большим интересом проходят в лагере сюжетно-ролевые игры.
При ролевой игре “Фестиваль рисованных фильмов о природе” все участники разбиваются на группы — киностудии по созданию рисованных фильмов на различные темы, например: “Ода природе”, “Земля — наш дом”, “Как прекрасен этот мир!”, “Пусть цветут травы” и т. д. В ходе подготовки фильмов ребята знакомятся с соответствующей литературой. Съемочная группа рисует фильм на карточках или бумажной ленте, разделенной, как на киноленте, на кадры. При создании фильма можно использовать краски, аппликации, любительские фотографии. Авторы фильмов могут озвучить роли, используя музыку, звуки природы.
Одной из форм работы по экологическому воспитанию со старшими школьниками является пресс-конференция. Она организуется в форме ролевой игры-беседы членов делегаций или специалистов по вопросам охраны окружающей среды с представителями прессы — корреспондентами различных газет, журналов, радио, телевидения, кино- и фоторепортерами. Исполнение этих ролей создает у подростков представление о международных организациях, учреждениях страны, которые контролируют деятельность по охране окружающей среды, а также о средствах массовой информации, распространяющих знания по охране природы среди населения.
Готовит пресс-конференцию оргкомитет (совет дела). 2—3 человека из его состава берут на себя функцию руководителей делегаций или учреждений, остальные — функцию журналистов. Ребята изучают и уточняют необходимый материал, тренируются в ответах на вопросы. Оргкомитет заранее вывешивает объявление о предстоящей пресс-конференции, в котором перечисляет всех членов делегаций, с тем чтобы журналисты могли подготовить заранее вопросы. Важная роль в пресс-конференции отводится ведущим. Они раскрывают сущность проблемы, представляют делегации, направляют ход конференции. Ведущие должны предотвратить две главные опасности: скуку формальных вопросов и ответов, а также легковесное пустословие. Кроме того, именно ведущие должны правильно определить момент, когда пресс-конференцию пора заканчивать[12].
Среди активных форм массовой художественно-пропагандистской работы по охране природы следует выделить устный журнал. Его подготовка опирается на широкую инициативу и самодеятельность коллектива. Так как в каждом лагере журнал строится по-разному, то давать конкретную программу его вряд ли целесообразно. Однако надо помнить, что в содержании журнала следует органично сочетать общую и частную информацию, использовать краеведческий материал, данные о том, как старшие школьники лагеря участвуют в охране природы. Не стоит превращать устный журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихотворений и песен. Хорошо, если каждая страничка представлена отдельным жанром, художественно иллюстрирована. Набор изобразительных средств желательно разнообразить: запись музыкальных произведений, номера художественной самодеятельности, инсценировки, кинофрагменты, диапозитивы, фотографии и т. п. Для иллюстрации событий лагерной жизни хорошо использовать самодельные любительские фильмы, слайд фильмы, интервью, беседы и репортажи, записанные на магнитофон.
Руководит подготовкой и проведением устного журнала редколлегия, которая помогает творческим группам в подготовке отдельных страниц, придумывает “обложку”, общее оформление журнала, выполняет функцию ведущих. Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединенных различными жанрами. Главное, чтобы их содержание было эмоциональным, затрагивающим зрителей (в какой-то момент все ребята подхватывают песню или отвечают на призыв).
Вот краткое содержание одного из выпусков устного журнала, который проходит под девизом “Руку дружбы, природа)”. Его эмблема — птица на ладони в лучах солнца. Журнал открывается первой страничкой: “Человек и природа: трагедия или гармония?”. В своем рассказе выступающие проводят мысль о том, что потребительский подход к природным богатствам может привести человечество к катастрофе. Страничку “Капля пресной воды” ребята представляют сначала в жанре балета-пантомимы “Приключения капли”, затем рассказывают о значении пресной воды в природе, о том, как продлить жизнь дождевой капли, о ходе операции “Капля” в отряде, лагере. Следующая страница “Лес и его охрана” проходит в форме заседания КОАПП (Комитет охраны авторских прав природы). После музыкального антракта зрители смотрят инсценировку “Как вести себя в лесу”(страница “Правила поведения в природе”). Одна из страниц журнала имеет девиз “Охрана природы — дело народа, мое, твое, наше!”. Это рассказ об участии старших школьников лагеря в охране окружающей среды. Устный журнал заканчивается строками стихотворения М. Дудина “Заклинание с полюса” и песней Ю. Чичкова на слова П. Синявского “Лесной марш”.
Выводы по главе 2.
Таким образом, в данной части нашей работы, мы рассмотрели основные педагогические условия экологического воспитания в начальной школе. Формами организации экологического воспитательного процесса
могут быть: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяющими накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра - формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
Заключение
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит оттого, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Список литературы
1. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М.: ВЛАДОС, 2001г. – 75стр.
2. Антипина Т. В. «Экология и образование // Воспитание школьников», 2000г., №6 – 15 стр.
3. Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г. – 61 стр.
4. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная школа, 2006г, №6. – 47 – 49 стр.
5. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир в начальной школе». – М.; Академия, 1999г. – 88 стр.
6. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000г. – 286 стр.
7. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие. «Экологическое воспитание школьников». – М., 1983г. – 34 стр.
8. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная школа, 1999г, №5. – 50 – 51 стр.
9. Комарова Л. И. «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания». // Начальная школа, 1994г, №2. – 32 – 33 стр.
10. Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». Из опыта. // Начальная школа, 2000г, №6. – 75 стр.
11. Мельчаков Л. Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». Пособие для учителя. – М.: 1999г. – 17стр.
12. Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого – гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная школа, 2006г, №1. – 56 – 57 стр.
13. Николаева С. И. «о некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г, №5. – 51 – 54 стр.
14. Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». // Начальная школа, 2002 г, №3. – 44- 47 стр.