Внеклассная работа по естествознанию

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обяза­тельной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная

деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы явля­ется расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает осо­бая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся. Велика ее роль в развитии ис­следовательских умений, в профессиональном становлении школь­ников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам. Все это является ее суще­ственным отличием от обязательной учебной деятельности учени­ка, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.

Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого за­нятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объе­динены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуаль­но. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.

Внеклассная работа может быть организована в школе. Она яв­ляется основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей прово­дятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организова­ны занятия на естественнонаучные темы.

Таким образом, внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы.

Внеклассная работа может быть организована как массовая, груп­повая и индивидуальная.

Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или от­дельного этапа обучения, например только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная. Таковы, например, праздники урожая, «День птиц», «День леса» и др. Этому меропри­ятию предшествует огромная подготовительная работа. К сожале­нию, часто все содержание природоведческих праздников сводится к последовательному показу номеров художественной самодеятель-

ности на тему данного праздника. Считаем, что праздник надо рас­сматривать как показ результатов какой-то деятельности учащихся. Поэтому в них художественная самодеятельность должна выступать лишь фоном. Основным же здесь должен быть показ результатов какого-то труда, исследований учащихся. Важной составной частью природоведческих праздников является выставка, в экспонатах ко­торой отражена практическая деятельность учащихся. В этом пла­не интересны традиционные праздники урожая. К сожалению, с ис­чезновением в школах учебно-опытных участков прекратилось и проведение таких очень ценных в воспитательном отношении празд­ников. Вместе с тем, выставка к такому празднику может быть уст­роена и из того, что выращено при участии детей на приусадебных и дачных участках.

Остановимся на организации и дадим краткое содержание праз­дника урожая в рамках начальной школы. Подготовка к праздни­ку начинается задолго до его проведения. Перед началом весенних сельскохозяйственных работ учителя в своих классах проводят бе­седы о значении урожая растений для жизни человека, о важности труда людей по выращиванию растений. Если это сельская школа, то разговор может идти о тех культурах, которые выращиваются в данной местности, а конкретно — о сельскохозяйственных рабочих данного села. Но в основной части этой беседы следует выяснить, кто из детей и что может вырастить дома (на своих участках) к празд­нику урожая, который в школе будет проведен осенью. Учителю надо иметь в виду, что обещаний будет гораздо больше, чем следу­ет ожидать результатов. Поэтому желательно периодически конт­ролировать, как дети готовятся к празднику, что они уже сделали. Нелишне на родительском собрании убедить родителей, насколько важно проведение такого праздника для воспитания в детях поло­жительного отношения к труду и оказать соответствующую помощь школе в его подготовке. Осенью по ходу уборки урожая отбирают­ся экспонаты для выставки. При оформлении выставки каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны название рас­тения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также фамилия и имя ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании.

Экспонаты могут быть сгруппированы по отделам. Например, в одном месте участка расположены только овощи, в другом — фрукты и т. п. Возможен вариант систематической группировки по классам растений. Интересны необычные экспонаты. Напри­мер, особо крупные тыквы, картофель, морковь или другие овощи с разнообразными ответвлениями, которые часто похожи на окру­жающие предметы. Такой раздел может быть назван, например,

«Природа и фантазия». При оформлении выставки очень важно учесть ее эстетичность, проявить творчество и фантазию. И, конеч­но, ведущую роль в этом надо отдать детям, учителя и родители которых выступают лишь как советчики.

Сам праздник может начаться с открытия выставки. Здесь-то и окажет помощь художественная самодеятельность. Участники вы­ставки представляют свои экспонаты посетителям, рассказывают, как они трудились, чтобы получить такой хороший урожай. Эти представления также могут быть даны в определенном художествен­ном оформлении. В программу праздника может входить и концерт художественной самодеятельности. Желательно, чтобы в содержа­нии номеров учитывалась тема праздника. Праздник заканчивает­ся награждением его участников, отбором экспонатов на районный праздник урожая. Сама же выставка может продолжать действовать еще какое-то время.

Другие виды внеклассных массовых мероприятий — экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, в планетарий и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом. Проводятся походы в природу, путешествия по экологической тропе, природоведческие олимпиады и др. Как видим, массовые внеклассные мероприятия носят эпизодический характер.

Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных гео­графов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определен­ной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. За­ранее составляется план работы кружка, в который непременно вхо­дит непосредственная работа с объектом. Желательно, чтобы было предусмотрено не только изучение особенностей объекта, но и оп­ределенная исследовательская работа с ним. Так, учащиеся началь­ных классов как юннаты могут выполнить такие опыты, как «Вли­яние предпосадочного прогревания лука на его урожай (или на стрелкование)», «Влияние удаления стрелок с чеснока на величи­ну его головок», «Влияние продолжительности светового дня на урожай редиса (дайкона)» и др. Тематику опытов разрабатывает и предлагает кружковцам руководитель. Но полезно предварительно выявить, чтобы хотели исследовать сами дети. Конечно, младшие школьники за редкими исключениями еще не смогут определить для себя исследование, сформулировать опыт, но такое предвари­тельное предложение определиться самим стимулирует их более осознанный подход в выборе предложенных руководителем тем опытов.

Приведем примерный план кружка юных цветоводов «Комнат­ное цветоводство». Формулировка названия кружка может быть дана и другая. Для этого надо проявить творчество и фантазию. Обязательно надо привлечь к этому и членов кружка. Такой кружок может работать не только в сельской, но и в городской школе. Засе­дания такого кружка могут проходить один раз в две недели. В за­висимости от расписания выбирается и день недели. Свою работу в кружке дети фиксируют в специальном дневнике, которым может служить обычная тетрадь.

План работы кружка «Комнатное цветоводство» на такой-то учебный год.

Первая неделя.

Организация работы кружка. Сообщение общей цели его деятель­ности. Выбор кружковцами растений для исследований. Оформле­ние индивидуального дневника кружковца. На обложке дневника пишется название кружка, фамилия и имя его участника. На первой странице помещается рисунок растения, пишется его название. Ри­сунок может быть заменен аппликацией. Затем дети осматривают растение, устанавливают, в каком оно сейчас состоянии, выполня­ют необходимые меры ухода, ориентируясь пока на знания, полу­ченные на уроках естествознания. Подводя итог, руководитель го­ворит, что пока мы за всеми растениями осуществили одинаковый уход. Но разные растения отличаются друг от друга, у них могут быть и разные потребности. Эти потребности обусловлены биологи­ческими особенностями растения. Как же узнать о них? Кружковцы без труда отвечают на этот вопрос. Между занятиями каждый следит за своим растением, ухаживает за ним, а при желании по книге зна­комится с биологическими особенностями своего растения.

Вторая неделя.

Изучение биологических особенностей растений и краткая запись о них в дневнике. Книги для занятия отбирает руководитель. Их могут принести и дети. При отборе литературы следует учитывать возрастные особенности членов кружка, гигиенические требования к размеру шрифта в книге применительно к данному возрасту детей.

Третья неделя.

Анализ биологических особенностей данного растения, уточнение правил ухода, потребностей в освещении в зависимости от биологи­ческих особенностей растения. Запись в дневнике правил ухода.

Четвертая и последующие несколько недель.

Сообщения кружковцев о биологических особенностях своих растений, о специфике ухода за ними.

В план работы цветоводческого кружка особенно в зимнее вре­мя желательно включить экскурсии в оранжерею, в раздел комнат­ных растений биологических музеев и выставок.

Часть занятий следует посвятить опытнической работе с комнат­ными растениями. Младшие школьники могут выполнять следую­щие опыты: «Влияние освещенности на внешнее строение расте­ний», «Влияние времени полива (утро, день, вечер) на состояние растения», «Влияние подкормок на состояние растений», «Влияние внекорневой подкормки на состояние растений» и др. Как видим, для выполнения опыта необходимо иметь не менее двух растений, одно из которых опытное, другое контрольное. При подготовке ра­створов для корневой и внекорневой подкормки растений необходи­мо учитывать их безопасность для здоровья детей. Могут использо­ваться зольные растворы, настои из трав, готовые жидкие удобрения. В любом случае руководитель контролирует концентрацию раство­ров. Ход и результаты опыта дети записывают в дневниках. Ход опыта обычно фиксируется по этапам наблюдений, которые опре­деляются применительно к каждому опыту.

Самостоятельные занятия отводятся на изучение болезней и вре­дителей комнатных растений. Если таковые будут обнаружены на каких-то растениях, желательно изучить и провести меры по защите растений. Здесь, как в случае с подкормкой растений, выбираются меры с наименьшим риском для здоровья детей. Это могут быть настои из трав, мыльные и зольные растворы, растворы перманга-ната калия (марганцовки).

На весенние занятия кружка планируется работа по пересадке растений. Сначала выясняется, какая пересадка необходима каждо­му конкретному растению: полная пересадка или только перевал­ка. Затем кружковцы в практической деятельности осваивают каж­дый из этих способов.

Обязательно изучаются способы размножения каждого из расте­ний. Кружковцы выращивают растения разными способами. Как результат работы кружка за год — подарки выращенных растений школе, детскому салу, общественным учреждениям своего населен­ного пункта, отдельным семьям и т. п.

При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать пра­вила гигиены и безопасности для здоровья детей. Эти правила же­лательно оформить в виде плаката и напоминать о них на каждом за­нятии, пока их выполнение для детей не станет привычкой.

Деятельность кружка может быть отражена в празднике урожая. Может быть проведен специальный праздник цветов.

Из других видов групповых внеклассных мероприятий следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают

индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентирова­ны: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть ос­вобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязатель­ной учебной нагрузкой.

Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна, чем мас­совая и групповая, так как она в большей степени, чем предыдущие, индивидуализирована, в значительно в большей степени учитыва­ет индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Это могут быть самостоятельные посещения деть­ми музеев, выставок, ботанических садов, зоопарков и т. п. Доволь­но распространенной индивидуальной формой внеклассной рабо­ты является чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могут в индивидуальном порядке проводить наблюдения, экспери­мент и другие исследования. Однако, хотя индивидуальная работа довольно самостоятельна, учителю не следует оставлять ее без вни­мания. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо по­мочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые кни­ги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность пери­одически интересоваться его достижениями. Хорошим стимулом для продолжения индивидуальной деятельности такого ребенка яв­ляется поручения ему подготовить и сделать сообщение на уроке. Как правило, такое сообщение выходит за рамки учебной програм­мы, вызывает особый интерес в классе, а сам ребенок удостаивается особого внимания и, даже уважения со стороны одноклассников.

Вопросы и задания к главе VI для самопроверки теоретического

Материала

1. Какие вам известны определения категории «форма обучения»? Выска­жите свое мнение.

2. Назовите группы форм обучения. Дайте характеристику каждой из них, выделив при этом их отличительные черты.

3. Каковы общие черты всех форм организации учебной деятельности уча­щихся по естествознанию?

4. Классифицируйте формы обучения естествознанию. Почему возникла необходимость такой классификации?

5. Какие вам известны спорные вопросы по проблеме форм обучения? Ка­кой вывод из этого следует?

6. Какая форма обучения является основной?

7. Перечислите специфические характеристики урока.

8. Каковы функции урока? Объясните взаимосвязь функций.

9. Что такое структура урока? Чем она обусловлена? Перечислите этапы проведения урока.

10. Раскройте функциональную значимость каждого структурного компо­нента урока.

11. Назовите типы уроков по начальному естествознанию. В чем сущность каждого из них?

12. Охарактеризуйте каждый тип урока, отметив особенности его организации, используемых методов, функциональной значимости. Объясните эту специфику.

13. Почему в учебном процессе по начальному естествознанию необходи­мо проводить разные типы уроков?

14. Дайте анализ приведенных в данной главе уроков и сделайте вывод о степени реализации в них специфических особенностей каждого типа. Дока­жите свое мнение.

15. Каково значение повторения знаний на уроках естествознания?

16. Назовите виды повторения и дайте их характеристику.

17. Раскройте методику каждого вида повторения.

18. Почему важно применять разные виды повторения?

19. В чем сущность и функции внеурочной работы? Почему в процессе пре­подавания естествознания в начальной школе такая форма работы необходима?

20. Назовите виды внеурочной работы учащихся. Раскройте методику каж­дого вида.

21. В чем сущность и функции внеклассной работы?

22. Назовите виды внеклассной работы и дайте характеристику каждого из них.

23. Дайте методику проведения одного из мероприятий каждого вида вне­классной работы.

24. Объясните связь внеклассной работы с учебной. В чем положительное вли­яние внеклассной работы на обязательную учебную деятельность учащихся?

25. В чем различия урока, внеурочной деятельности и внеклассной работы? В чем их взаимосвязи?

ПРАКТИКУМ

I. Урок

1. Объясните необходимость применения разнообразных форм в процессе обучения естествознанию.

2. Какие типы уроков естествознания выделяются в различных обучающих системах? Ответ на этот вопрос укажите в таблице.

Типы уроков   Уроки естествознания в системах  
3. А. Клепининой   А. А. Плешакова   Других авторов  
               

13 Аквилева. Методика

Что является основанием для выделения типов уроков, указан­ных вами в таблице?

3. Прочитаете следующие два утверждения об уроке:

— «Урок — это динамическая и вариативная форма организации обучения, в которой наиболее ярко отражается двуединство всей природы педагогики. В ней заложено два противоборствующих элемента — нормативность и творчество»1.

— Известный дидакт М. Н. Скаткин утверждал, что «Урок — «кле­точка» педагогического процесса. В ней, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». Докажите правильность этих высказываний. Сравните первое и второе высказывания. Что у них общего? Чем они отличаются? Свой ответ обоснуйте.

4. Уроки естествознания имеют свою специфику и отличаются от уроков по другим дисциплинам. В чем состоят эти отличия? Ответ аргументируйте.

5. В настоящее время урок естествознания нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования: его надо оцени­вать как источник развития детей, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся. Каковы же различия традиционного и современного урока? Ответы запишите в таблицу.

Показатели различий   Урок  
традиционный   современный  
Цели          
Роль и функции учителя          
Логика построения          
Распределение времени          
Формы организации учебной деятельности          

6. Планируя урок «Поверхность нашего края», учительница оп­ределила его задачи таким образом: закрепить представления о формах поверхности Земли; познакомить учащихся со способами их изображения на карте; на этой основе дать представления о по­верхности края; продолжить работу по формированию простран­ственных представлений и развитию наблюдательности у детей. Дайте оценку этим задачам. Какие коррективы, на ваш взгляд, сле­дует внести? Определите тип урока и программу, по которой он может быть проведен. Аргументируйте свою точку зрения.

1 Душина И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. — М., 1996. — С. 155.

7. Определите, к каким типам относятся уроки «Термометр», «Раз­нообразие животных», «Четыре времени года», «Раннецветущие растения». По каким программам проводятся эти уроки? Докажи­те свою точку зрения.

8. В темах «Природа нашего края» (IV кл.) по программе 3. А. Кле-пининой и «Сбережем природу своего края» (IV кл.) по программе А. А. Плешакова определите типы уроков. Какой из них является преобладающим в той и другой программах. Свой ответ обоснуйте.

9. Урок естествознания включает три формы учебной работы — фронтальную, индивидуальную и групповую. Охарактеризуйте поло­жительные и отрицательные стороны каждой формы. Аргументируйте.

10. По фрагментам плана урока определите его тип, программу и докажите свою точку зрения:

а) демонстрация таблицы «Раннецветущие растения»; разбор ее содержания; выявление характерных признаков первоцветов;

демонстрация живых растений (мать-и-мачеха), принесенных с экскурсии, поиск и определение частей растений; выявление при­чин цветения мать-и-мачехи в период ранней весны;

зарисовка растений;

б) определение по физической карте местонахождения тундры, ее поверхности; по таблицам знакомство с ландшафтами тундры; рассказ учителя о временах года в тундре, сопоставление с погодой в своем крае;

в) начало урока — рассматривание рисунков в учебнике «Домаш­ние и дикие животные»; ответы на вопросы к ним;

обсуждение признаков диких и домашних животных, запись при­знаков в таблицу:

Признаки   Домашние животные   Дикие животные  
           

чтение текстов из учебника.

11. По всем программам проводится урок «Органы чувств». Опи­раясь на методические рекомендации авторов вариативных про­грамм, определите тип урока, сравните методические подходы к построению урока, выявите сходные и отличительные черты. Дай­те свою оценку.

12. Планирование урока — это область творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методические взгляды, мастерство, смелость и находчивость в построении учебного процес­са, знание своего предмета и своих учащихся. Поэтому не может быть стандартов в планировании урока, темы. Вариантов поурочных пла­нов много. Наиболее общие схемы, формы планов могут быть такие:


13*




1)

Ход урока   Деятельность учителя   Деятельность учащихся  
           

2)

Образовательно-воспитательные цели   Содержание (смысловые блоки)   Познавательные задачи к каждому блоку   Деятельность  
учителя   учащихся  
                   

3)

Образовательно-воспитательные цели и содержание   Источники знаний и методы обучения   Деятельность  
учителя   учащихся  
               

Дайте оценку каждой схеме плана урока. Определите достоин­ства и недостатки предлагаемых схем. Сравните со схемой плана урока, наиболее распространенной в практике:

1. Тема урока.

2. Цели урока.

3. Поурочный комплекс средств обучения.

4. Ход урока.

Ход урока раскрывается в соответствии со структурными компо­нентами данного типа урока. Предложите свою схему планирования.

13, Оценка урока проводится по его конечному результату. Кри­терии результативности — степень достижения целей урока. При оценке урока учитываются следующие показатели: достижение це­лей урока (воспитание, образование, развитие ученика); реализация целей в структуре и содержании; выбор типа урока; способы поста­новки учебных задач и мотивации учебной деятельности; виды и формы проверки знаний и умений на уроке; научный уровень уро­ка; соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащих­ся; методы, преобладающие на уроке, их связь с содержанием; сред­ства обучения и приемы их использования на уроке с различными дидактическими целями; отношение детей к уроку, взаимоотношение учитель — ученик, а также учащихся между собой; краеведческий мате­риал на уроке; дифференцированный подход к школьникам на уроке.

Исходя из данной информации, оцените варианты уроков, раз­работанных студентами к занятию.

14. В настоящее время в связи с тем, что школы работают по раз­ным программам и учебникам, возрастает роль тематического пла­нирования. Тематическое планирование — это сценарий учебного процесса, в котором находят отражение система понятий данной темы, последовательность их формирования, методы и приемы рабо­ты, средства обучения, система практических работ. Тематическое планирование позволяет определить воспитательный потенциал каж­дого урока, определить его тип по дидактической цели и вид по ха­рактеру организации деятельности школьников. Обычно эти планы используют в течение нескольких лет при условии введения в них дополнений, исправлений, отражающих рост методического мастер­ства учителя, новые методические идеи и рекомендации. В методи­ческой литературе и в практике работы имеют место различные подходы к составлению тематических планов.

Используя данную информацию, проанализируйте тематические планы, представленные в методических рекомендациях для учителя 3. А. Клепининой и А. А. Плешакова.

15. Подготовьте конспект одного урока. Проследите последова­тельность действий при подготовке к уроку. Сделайте вывод, в чем состоит подготовка учителя к уроку.

II. Урок-экскурсия

1. Одни авторы считают экскурсию отдельной формой обучения, другие — разновидностью урока, третьи — методом. А как считаете вы? Докажите свое мнение.

2. Докажите связь методики проведения экскурсий с процессом развития личности учащихся и с формированием у них познава­тельного интереса.

3. Составьте модель экскурсии.

4. При подготовке к экскурсии важно методически грамотно оп­ределить содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Подумайте, в чем состоит их деятельность на сезонной экс­курсии в природу. Результат размышлений запишите в таблицу:

План работы   Деятельность учителя   Деятельность учащихся  
1. Составление характеристики погоды 2. Сравнение вида местности в данное время года с предыдущим 3. Наблюдения за растениями 4. Наблюдения за животными 5. Сбор гербарного материала 6. Итоги экскурсии          

5. Главная часть любой экскурсии — самостоятельная работа де­тей по изучению различных объектов. При подготовке к экскурсии учитель обращает особое внимание на разработку заданий для са­мостоятельной работы. Необходимо так продумать задания, чтобы дети смогли увидеть не только объект в целом, но и рассмотреть его части, сравнить с другими объектами, сделать вывод. Исходя из этой информации, дайте оценку каждому заданию для самостоя­тельной работы на весенней экскурсии р природу:

1) найти мать-и-мачеху;

2) определить, где она растет;

3) сухая или влажная здесь почва? Как растение освещается солнцем?

4) рассмотреть растение; найти его части. Как они называют­ся? Какой части в это время года у растения нет?

5) почему мать-и-мачеха зацветает так рано?

6. На экскурсии по теме «Водоемы нашего края» дети наблюда­ли за рекой. Они определили направление течения реки, по нали­чию бакенов установили, что река судоходна. Сравнили берега и сделали вывод о том, что левый берег — пологий, а правый — кру­той. После этого учительница рассказала, что такое исток и устье, где они находятся, а затем предложила сравнить реку и ручей. В чем ошибка учителя? Ответ обоснуйте.

7. Определите дидактическую задачу и место наблюдений за де­ревьями на осенней экскурсии в природу (II—III классы):

а) найдите березу (можно любое дерево);

б) что изменилось в облике березы по сравнению с ее внешним видом в сентябре?

в) рассмотрите ствол и ветви дерева. Изменились ли они по срав­нению с обликом на первой экскурсии?

г) обратите внимание на листья. Какого они цвета? Так ли мно­го их сейчас на березе?

Найдите на земле листья березы разной окраски, соберите их. Продолжите работу — составьте план наблюдений за березой на зимней и весенней экскурсии и обсудите его.

8. Сравните содержание и методику проведения сезонных экс­курсий1 по программе 3. А. Клепининой и Н. Ф. Виноградовой. Определите сходство и различия в организации и методике их проведения. При выполнении задания, кроме учебника, исполь­зуйте методические рекомендации для учителей этих авторов.

9. В настоящее время в методической литературе (А. А. Плешаков, Л. П. Салеева-Симонова и др.) все чаще как вид экскурсий называ-

1 Сезон выбирается по усмотрению студентов.

ются экологические экскурсии. Авторы обосновывают такое выде­ление тем, что экологические экскурсии имеют свою специфику, так как на них «... кроме образовательных задач, решаются и экологи­ческие проблемы...» Насколько правомерным, по вашему мнению, является такое выделение? Ответ обоснуйте.

10. Прочитайте план экологической экскурсии «Человек и при­рода»1:

1) уникальность этой территории, местонахождение, занима­емая площадь;

2) основные проблемы: вред, наносимый посетителями, про­мышленные загрязнения;

3) вытаптывание как неизбежный спутник лесов, находящих­ся вблизи населенных пунктов; степень вытоптанности, со­стояние почвы и травы.

4) состояние деревьев в лесопарке; повреждения деревьев;

5) проведение наблюдений в природе; птицы лесопарка;

6) правила поведения в природе; отдых в лесу и его преимуще­ства. Степень загрязнения территории. Бытовые отходы и следы отдыха посетителей. Оценка состояния территории.

7) Проблемы охраны природы. Действие каждого человека для сохранения природы. Роль населения в деле охраны приро­ды: зеленый патруль, контроль за выбросами промышлен­ных отходов, соблюдение правил поведения в природе. Что к этому плану следовало бы добавить, а что, на ваш взгляд, лишнее? Дайте аргументированную оценку этому плану.

11. А. А. Плешаков рекомендует провести на экскурсии по теме «Многообразие природы» наблюдение «... за водой в водоеме, по­чве, в лужах (дождевая вода), за облаками, тучами. Выявить изме­нения, которые происходят с водой под действием человека. Для этого взять пробы воды из загрязненного и чистого водоема, срав­нить пробы по цвету, запаху, прозрачности (чистая вода может быть взята из родника или принесена из школы). Определить источник загрязнения: сброс сточных вод (желательно установить, откуда по­ступают), мытье машин, мотоциклов и т. д.»2. Подумайте, каким об­разом эту рекомендацию можно осуществить на практике? Каким образом можно использовать результаты наблюдений на уроках. Ка­ково Ваше мнение о возможности выполнения этой рекомендации? Обоснуйте.

1 Петросова Р. Л., Голов В. П., Сивоглазав В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: — М.: Академия, 1999. — С. 155.

2 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней началь­ной школы: — М.: Новая школа, 1994. — С. 32.





12. Авторы всех программ рекомендуют при проведении экскур­сии использовать дидактические и подвижные игры. Объясните, на чем основана эта рекомендация? Приведите примеры игр.

13. В 30-е гг. XX века на Павловской станции юных натуралис­тов (под Петербургом) была разработана памятка для учителя, ко­торая называлась «Заповеди экскурсионного дела». Ее содержание

следующее.

1. Помните, что экскурсия — это не. прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Изучите место, куда поведете на экскурсию учащихся, на­метьте ее план.

3. Определите и выдержите тему экскурсии, не отвлекайтесь на другие вопросы и явления.

4. Рассказывайте на экскурсии только то, что можно показать и доказать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Спланируйте активную работу детей на экскурсии и осуще­ствите этот план.

7. Старайтесь правильно называть объекты экскурсии и доби­вайтесь правильного их восприятия учащимися.

8. Соблюдайте меру познавательного материала, иначе дети не будут вас слушать.

9. Закрепите материал экскурсии в памяти детей последующей переработкой материала (составление гербария, обсуждение и т. п.).

Сравните требования к организации и проведению экскурсий в 30-е гг. и в наше время. Сделайте вывод и аргументируйте его.

14. В методике природоведения нет единой классификации экс­курсий. В соответствии с тематикой выделяются следующие груп­пы экскурсий:

1) ознакомление с многообразием органического мира, наблю­дения за явлениями природы в различное время года;

2) ориентирование на местности, ознакомление с формами сво­ей местности;

3) экологические экскурсии;

4) экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производство1. В. М. Пакулова и В. И. Кузнецова считают, что экскурсии по при­родоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения темы) и обобщающими (после изучения материала темы).

3. А. Клепинина также выделяет виды экскурсий по тематиче­скому признаку.

В истории методики существовало и такое разделение видов экс­курсий как экскурсии в природу и на производство.

Сравните различные подходы к классификации экскурсий. Какая классификация, по вашему мнению, наиболее удачна. Почему? Свой ответ обоснуйте.

15. Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме проведения экскурсий. Выделите тот материал, в котором рассматриваются новые, эффективные приемы работы в природе. Обсудите его на занятии.

III. Игра

Обобщите свои знания об игре и ее роли в обучении естествозна­нию. По этой проблеме предлагаем следующие вопросы и задания.

1. Почему методисты, особенно дидакты, утверждают, что игра — это сложное социально-психологическое явление. Как вы понима­ете это определение? Объясните.

2. В. А. Сухомлинский писал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живитель­ный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Как вы считаете, нет ли противоречия между первым определени­ем игры и словами В. А. Сухомлинского? Свой ответ обоснуйте.

3. Прочитайте третье определение игры: «игра — это модель, по­ведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения»1. Сравните с двумя первыми и выявите их сходства и различия. Ка­кое определение вы считаете более глубоким и почему?

4. Как вы считаете, почему в настоящее время игре, как форме обучения, уделяется такое большое внимание? Каким образом это связано с изменением роли ученика и учителя в учебном процес­се? Рассуждайте и доказывайте.

5. А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-за­гадки, игры-беседы. Охарактеризуйте кратко каждый вид игр и при­ведите примеры. Какие еще виды игр, кроме указанных в класси­фикации вы отнесете к дидактическим? Приведите примеры.

6. В учебнике А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»2 даны игры с фишками. К какому виду игр их следует отнести? Какие приемы

1 Петросова Р. Л., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999. — С. 147.

1 Петросова Р. Л., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999. — С. 156. 1 Плешаков А. А. Мир вокруг нас. — М.: Просвещение, 1996.

Наши рекомендации