Внеклассная работа по естествознанию
Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная
деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся. Велика ее роль в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная природоведческая работа развивает в детях интерес к естествоведческим наукам. Все это является ее существенным отличием от обязательной учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.
Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.
Таким образом, внеклассная работа имеет существенные отличия от урока и внеурочной работы.
Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная.
Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или отдельного этапа обучения, например только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная. Таковы, например, праздники урожая, «День птиц», «День леса» и др. Этому мероприятию предшествует огромная подготовительная работа. К сожалению, часто все содержание природоведческих праздников сводится к последовательному показу номеров художественной самодеятель-
ности на тему данного праздника. Считаем, что праздник надо рассматривать как показ результатов какой-то деятельности учащихся. Поэтому в них художественная самодеятельность должна выступать лишь фоном. Основным же здесь должен быть показ результатов какого-то труда, исследований учащихся. Важной составной частью природоведческих праздников является выставка, в экспонатах которой отражена практическая деятельность учащихся. В этом плане интересны традиционные праздники урожая. К сожалению, с исчезновением в школах учебно-опытных участков прекратилось и проведение таких очень ценных в воспитательном отношении праздников. Вместе с тем, выставка к такому празднику может быть устроена и из того, что выращено при участии детей на приусадебных и дачных участках.
Остановимся на организации и дадим краткое содержание праздника урожая в рамках начальной школы. Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. Перед началом весенних сельскохозяйственных работ учителя в своих классах проводят беседы о значении урожая растений для жизни человека, о важности труда людей по выращиванию растений. Если это сельская школа, то разговор может идти о тех культурах, которые выращиваются в данной местности, а конкретно — о сельскохозяйственных рабочих данного села. Но в основной части этой беседы следует выяснить, кто из детей и что может вырастить дома (на своих участках) к празднику урожая, который в школе будет проведен осенью. Учителю надо иметь в виду, что обещаний будет гораздо больше, чем следует ожидать результатов. Поэтому желательно периодически контролировать, как дети готовятся к празднику, что они уже сделали. Нелишне на родительском собрании убедить родителей, насколько важно проведение такого праздника для воспитания в детях положительного отношения к труду и оказать соответствующую помощь школе в его подготовке. Осенью по ходу уборки урожая отбираются экспонаты для выставки. При оформлении выставки каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны название растения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также фамилия и имя ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании.
Экспонаты могут быть сгруппированы по отделам. Например, в одном месте участка расположены только овощи, в другом — фрукты и т. п. Возможен вариант систематической группировки по классам растений. Интересны необычные экспонаты. Например, особо крупные тыквы, картофель, морковь или другие овощи с разнообразными ответвлениями, которые часто похожи на окружающие предметы. Такой раздел может быть назван, например,
«Природа и фантазия». При оформлении выставки очень важно учесть ее эстетичность, проявить творчество и фантазию. И, конечно, ведущую роль в этом надо отдать детям, учителя и родители которых выступают лишь как советчики.
Сам праздник может начаться с открытия выставки. Здесь-то и окажет помощь художественная самодеятельность. Участники выставки представляют свои экспонаты посетителям, рассказывают, как они трудились, чтобы получить такой хороший урожай. Эти представления также могут быть даны в определенном художественном оформлении. В программу праздника может входить и концерт художественной самодеятельности. Желательно, чтобы в содержании номеров учитывалась тема праздника. Праздник заканчивается награждением его участников, отбором экспонатов на районный праздник урожая. Сама же выставка может продолжать действовать еще какое-то время.
Другие виды внеклассных массовых мероприятий — экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, в планетарий и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом. Проводятся походы в природу, путешествия по экологической тропе, природоведческие олимпиады и др. Как видим, массовые внеклассные мероприятия носят эпизодический характер.
Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определенной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Заранее составляется план работы кружка, в который непременно входит непосредственная работа с объектом. Желательно, чтобы было предусмотрено не только изучение особенностей объекта, но и определенная исследовательская работа с ним. Так, учащиеся начальных классов как юннаты могут выполнить такие опыты, как «Влияние предпосадочного прогревания лука на его урожай (или на стрелкование)», «Влияние удаления стрелок с чеснока на величину его головок», «Влияние продолжительности светового дня на урожай редиса (дайкона)» и др. Тематику опытов разрабатывает и предлагает кружковцам руководитель. Но полезно предварительно выявить, чтобы хотели исследовать сами дети. Конечно, младшие школьники за редкими исключениями еще не смогут определить для себя исследование, сформулировать опыт, но такое предварительное предложение определиться самим стимулирует их более осознанный подход в выборе предложенных руководителем тем опытов.
Приведем примерный план кружка юных цветоводов «Комнатное цветоводство». Формулировка названия кружка может быть дана и другая. Для этого надо проявить творчество и фантазию. Обязательно надо привлечь к этому и членов кружка. Такой кружок может работать не только в сельской, но и в городской школе. Заседания такого кружка могут проходить один раз в две недели. В зависимости от расписания выбирается и день недели. Свою работу в кружке дети фиксируют в специальном дневнике, которым может служить обычная тетрадь.
План работы кружка «Комнатное цветоводство» на такой-то учебный год.
Первая неделя.
Организация работы кружка. Сообщение общей цели его деятельности. Выбор кружковцами растений для исследований. Оформление индивидуального дневника кружковца. На обложке дневника пишется название кружка, фамилия и имя его участника. На первой странице помещается рисунок растения, пишется его название. Рисунок может быть заменен аппликацией. Затем дети осматривают растение, устанавливают, в каком оно сейчас состоянии, выполняют необходимые меры ухода, ориентируясь пока на знания, полученные на уроках естествознания. Подводя итог, руководитель говорит, что пока мы за всеми растениями осуществили одинаковый уход. Но разные растения отличаются друг от друга, у них могут быть и разные потребности. Эти потребности обусловлены биологическими особенностями растения. Как же узнать о них? Кружковцы без труда отвечают на этот вопрос. Между занятиями каждый следит за своим растением, ухаживает за ним, а при желании по книге знакомится с биологическими особенностями своего растения.
Вторая неделя.
Изучение биологических особенностей растений и краткая запись о них в дневнике. Книги для занятия отбирает руководитель. Их могут принести и дети. При отборе литературы следует учитывать возрастные особенности членов кружка, гигиенические требования к размеру шрифта в книге применительно к данному возрасту детей.
Третья неделя.
Анализ биологических особенностей данного растения, уточнение правил ухода, потребностей в освещении в зависимости от биологических особенностей растения. Запись в дневнике правил ухода.
Четвертая и последующие несколько недель.
Сообщения кружковцев о биологических особенностях своих растений, о специфике ухода за ними.
В план работы цветоводческого кружка особенно в зимнее время желательно включить экскурсии в оранжерею, в раздел комнатных растений биологических музеев и выставок.
Часть занятий следует посвятить опытнической работе с комнатными растениями. Младшие школьники могут выполнять следующие опыты: «Влияние освещенности на внешнее строение растений», «Влияние времени полива (утро, день, вечер) на состояние растения», «Влияние подкормок на состояние растений», «Влияние внекорневой подкормки на состояние растений» и др. Как видим, для выполнения опыта необходимо иметь не менее двух растений, одно из которых опытное, другое контрольное. При подготовке растворов для корневой и внекорневой подкормки растений необходимо учитывать их безопасность для здоровья детей. Могут использоваться зольные растворы, настои из трав, готовые жидкие удобрения. В любом случае руководитель контролирует концентрацию растворов. Ход и результаты опыта дети записывают в дневниках. Ход опыта обычно фиксируется по этапам наблюдений, которые определяются применительно к каждому опыту.
Самостоятельные занятия отводятся на изучение болезней и вредителей комнатных растений. Если таковые будут обнаружены на каких-то растениях, желательно изучить и провести меры по защите растений. Здесь, как в случае с подкормкой растений, выбираются меры с наименьшим риском для здоровья детей. Это могут быть настои из трав, мыльные и зольные растворы, растворы перманга-ната калия (марганцовки).
На весенние занятия кружка планируется работа по пересадке растений. Сначала выясняется, какая пересадка необходима каждому конкретному растению: полная пересадка или только перевалка. Затем кружковцы в практической деятельности осваивают каждый из этих способов.
Обязательно изучаются способы размножения каждого из растений. Кружковцы выращивают растения разными способами. Как результат работы кружка за год — подарки выращенных растений школе, детскому салу, общественным учреждениям своего населенного пункта, отдельным семьям и т. п.
При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать правила гигиены и безопасности для здоровья детей. Эти правила желательно оформить в виде плаката и напоминать о них на каждом занятии, пока их выполнение для детей не станет привычкой.
Деятельность кружка может быть отражена в празднике урожая. Может быть проведен специальный праздник цветов.
Из других видов групповых внеклассных мероприятий следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают
индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентированы: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть освобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязательной учебной нагрузкой.
Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна, чем массовая и групповая, так как она в большей степени, чем предыдущие, индивидуализирована, в значительно в большей степени учитывает индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Это могут быть самостоятельные посещения детьми музеев, выставок, ботанических садов, зоопарков и т. п. Довольно распространенной индивидуальной формой внеклассной работы является чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могут в индивидуальном порядке проводить наблюдения, эксперимент и другие исследования. Однако, хотя индивидуальная работа довольно самостоятельна, учителю не следует оставлять ее без внимания. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо помочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые книги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность периодически интересоваться его достижениями. Хорошим стимулом для продолжения индивидуальной деятельности такого ребенка является поручения ему подготовить и сделать сообщение на уроке. Как правило, такое сообщение выходит за рамки учебной программы, вызывает особый интерес в классе, а сам ребенок удостаивается особого внимания и, даже уважения со стороны одноклассников.
Вопросы и задания к главе VI для самопроверки теоретического
Материала
1. Какие вам известны определения категории «форма обучения»? Выскажите свое мнение.
2. Назовите группы форм обучения. Дайте характеристику каждой из них, выделив при этом их отличительные черты.
3. Каковы общие черты всех форм организации учебной деятельности учащихся по естествознанию?
4. Классифицируйте формы обучения естествознанию. Почему возникла необходимость такой классификации?
5. Какие вам известны спорные вопросы по проблеме форм обучения? Какой вывод из этого следует?
6. Какая форма обучения является основной?
7. Перечислите специфические характеристики урока.
8. Каковы функции урока? Объясните взаимосвязь функций.
9. Что такое структура урока? Чем она обусловлена? Перечислите этапы проведения урока.
10. Раскройте функциональную значимость каждого структурного компонента урока.
11. Назовите типы уроков по начальному естествознанию. В чем сущность каждого из них?
12. Охарактеризуйте каждый тип урока, отметив особенности его организации, используемых методов, функциональной значимости. Объясните эту специфику.
13. Почему в учебном процессе по начальному естествознанию необходимо проводить разные типы уроков?
14. Дайте анализ приведенных в данной главе уроков и сделайте вывод о степени реализации в них специфических особенностей каждого типа. Докажите свое мнение.
15. Каково значение повторения знаний на уроках естествознания?
16. Назовите виды повторения и дайте их характеристику.
17. Раскройте методику каждого вида повторения.
18. Почему важно применять разные виды повторения?
19. В чем сущность и функции внеурочной работы? Почему в процессе преподавания естествознания в начальной школе такая форма работы необходима?
20. Назовите виды внеурочной работы учащихся. Раскройте методику каждого вида.
21. В чем сущность и функции внеклассной работы?
22. Назовите виды внеклассной работы и дайте характеристику каждого из них.
23. Дайте методику проведения одного из мероприятий каждого вида внеклассной работы.
24. Объясните связь внеклассной работы с учебной. В чем положительное влияние внеклассной работы на обязательную учебную деятельность учащихся?
25. В чем различия урока, внеурочной деятельности и внеклассной работы? В чем их взаимосвязи?
ПРАКТИКУМ
I. Урок
1. Объясните необходимость применения разнообразных форм в процессе обучения естествознанию.
2. Какие типы уроков естествознания выделяются в различных обучающих системах? Ответ на этот вопрос укажите в таблице.
Типы уроков | Уроки естествознания в системах | ||
3. А. Клепининой | А. А. Плешакова | Других авторов | |
13 Аквилева. Методика
Что является основанием для выделения типов уроков, указанных вами в таблице?
3. Прочитаете следующие два утверждения об уроке:
— «Урок — это динамическая и вариативная форма организации обучения, в которой наиболее ярко отражается двуединство всей природы педагогики. В ней заложено два противоборствующих элемента — нормативность и творчество»1.
— Известный дидакт М. Н. Скаткин утверждал, что «Урок — «клеточка» педагогического процесса. В ней, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». Докажите правильность этих высказываний. Сравните первое и второе высказывания. Что у них общего? Чем они отличаются? Свой ответ обоснуйте.
4. Уроки естествознания имеют свою специфику и отличаются от уроков по другим дисциплинам. В чем состоят эти отличия? Ответ аргументируйте.
5. В настоящее время урок естествознания нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования: его надо оценивать как источник развития детей, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся. Каковы же различия традиционного и современного урока? Ответы запишите в таблицу.
Показатели различий | Урок | |
традиционный | современный | |
Цели | ||
Роль и функции учителя | ||
Логика построения | ||
Распределение времени | ||
Формы организации учебной деятельности |
6. Планируя урок «Поверхность нашего края», учительница определила его задачи таким образом: закрепить представления о формах поверхности Земли; познакомить учащихся со способами их изображения на карте; на этой основе дать представления о поверхности края; продолжить работу по формированию пространственных представлений и развитию наблюдательности у детей. Дайте оценку этим задачам. Какие коррективы, на ваш взгляд, следует внести? Определите тип урока и программу, по которой он может быть проведен. Аргументируйте свою точку зрения.
1 Душина И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. — М., 1996. — С. 155.
7. Определите, к каким типам относятся уроки «Термометр», «Разнообразие животных», «Четыре времени года», «Раннецветущие растения». По каким программам проводятся эти уроки? Докажите свою точку зрения.
8. В темах «Природа нашего края» (IV кл.) по программе 3. А. Кле-пининой и «Сбережем природу своего края» (IV кл.) по программе А. А. Плешакова определите типы уроков. Какой из них является преобладающим в той и другой программах. Свой ответ обоснуйте.
9. Урок естествознания включает три формы учебной работы — фронтальную, индивидуальную и групповую. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой формы. Аргументируйте.
10. По фрагментам плана урока определите его тип, программу и докажите свою точку зрения:
а) демонстрация таблицы «Раннецветущие растения»; разбор ее содержания; выявление характерных признаков первоцветов;
демонстрация живых растений (мать-и-мачеха), принесенных с экскурсии, поиск и определение частей растений; выявление причин цветения мать-и-мачехи в период ранней весны;
зарисовка растений;
б) определение по физической карте местонахождения тундры, ее поверхности; по таблицам знакомство с ландшафтами тундры; рассказ учителя о временах года в тундре, сопоставление с погодой в своем крае;
в) начало урока — рассматривание рисунков в учебнике «Домашние и дикие животные»; ответы на вопросы к ним;
обсуждение признаков диких и домашних животных, запись признаков в таблицу:
Признаки | Домашние животные | Дикие животные |
чтение текстов из учебника.
11. По всем программам проводится урок «Органы чувств». Опираясь на методические рекомендации авторов вариативных программ, определите тип урока, сравните методические подходы к построению урока, выявите сходные и отличительные черты. Дайте свою оценку.
12. Планирование урока — это область творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методические взгляды, мастерство, смелость и находчивость в построении учебного процесса, знание своего предмета и своих учащихся. Поэтому не может быть стандартов в планировании урока, темы. Вариантов поурочных планов много. Наиболее общие схемы, формы планов могут быть такие:
13* |
1)
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2)
Образовательно-воспитательные цели | Содержание (смысловые блоки) | Познавательные задачи к каждому блоку | Деятельность | |
учителя | учащихся | |||
3)
Образовательно-воспитательные цели и содержание | Источники знаний и методы обучения | Деятельность | |
учителя | учащихся | ||
Дайте оценку каждой схеме плана урока. Определите достоинства и недостатки предлагаемых схем. Сравните со схемой плана урока, наиболее распространенной в практике:
1. Тема урока.
2. Цели урока.
3. Поурочный комплекс средств обучения.
4. Ход урока.
Ход урока раскрывается в соответствии со структурными компонентами данного типа урока. Предложите свою схему планирования.
13, Оценка урока проводится по его конечному результату. Критерии результативности — степень достижения целей урока. При оценке урока учитываются следующие показатели: достижение целей урока (воспитание, образование, развитие ученика); реализация целей в структуре и содержании; выбор типа урока; способы постановки учебных задач и мотивации учебной деятельности; виды и формы проверки знаний и умений на уроке; научный уровень урока; соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся; методы, преобладающие на уроке, их связь с содержанием; средства обучения и приемы их использования на уроке с различными дидактическими целями; отношение детей к уроку, взаимоотношение учитель — ученик, а также учащихся между собой; краеведческий материал на уроке; дифференцированный подход к школьникам на уроке.
Исходя из данной информации, оцените варианты уроков, разработанных студентами к занятию.
14. В настоящее время в связи с тем, что школы работают по разным программам и учебникам, возрастает роль тематического планирования. Тематическое планирование — это сценарий учебного процесса, в котором находят отражение система понятий данной темы, последовательность их формирования, методы и приемы работы, средства обучения, система практических работ. Тематическое планирование позволяет определить воспитательный потенциал каждого урока, определить его тип по дидактической цели и вид по характеру организации деятельности школьников. Обычно эти планы используют в течение нескольких лет при условии введения в них дополнений, исправлений, отражающих рост методического мастерства учителя, новые методические идеи и рекомендации. В методической литературе и в практике работы имеют место различные подходы к составлению тематических планов.
Используя данную информацию, проанализируйте тематические планы, представленные в методических рекомендациях для учителя 3. А. Клепининой и А. А. Плешакова.
15. Подготовьте конспект одного урока. Проследите последовательность действий при подготовке к уроку. Сделайте вывод, в чем состоит подготовка учителя к уроку.
II. Урок-экскурсия
1. Одни авторы считают экскурсию отдельной формой обучения, другие — разновидностью урока, третьи — методом. А как считаете вы? Докажите свое мнение.
2. Докажите связь методики проведения экскурсий с процессом развития личности учащихся и с формированием у них познавательного интереса.
3. Составьте модель экскурсии.
4. При подготовке к экскурсии важно методически грамотно определить содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Подумайте, в чем состоит их деятельность на сезонной экскурсии в природу. Результат размышлений запишите в таблицу:
План работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Составление характеристики погоды 2. Сравнение вида местности в данное время года с предыдущим 3. Наблюдения за растениями 4. Наблюдения за животными 5. Сбор гербарного материала 6. Итоги экскурсии |
5. Главная часть любой экскурсии — самостоятельная работа детей по изучению различных объектов. При подготовке к экскурсии учитель обращает особое внимание на разработку заданий для самостоятельной работы. Необходимо так продумать задания, чтобы дети смогли увидеть не только объект в целом, но и рассмотреть его части, сравнить с другими объектами, сделать вывод. Исходя из этой информации, дайте оценку каждому заданию для самостоятельной работы на весенней экскурсии р природу:
1) найти мать-и-мачеху;
2) определить, где она растет;
3) сухая или влажная здесь почва? Как растение освещается солнцем?
4) рассмотреть растение; найти его части. Как они называются? Какой части в это время года у растения нет?
5) почему мать-и-мачеха зацветает так рано?
6. На экскурсии по теме «Водоемы нашего края» дети наблюдали за рекой. Они определили направление течения реки, по наличию бакенов установили, что река судоходна. Сравнили берега и сделали вывод о том, что левый берег — пологий, а правый — крутой. После этого учительница рассказала, что такое исток и устье, где они находятся, а затем предложила сравнить реку и ручей. В чем ошибка учителя? Ответ обоснуйте.
7. Определите дидактическую задачу и место наблюдений за деревьями на осенней экскурсии в природу (II—III классы):
а) найдите березу (можно любое дерево);
б) что изменилось в облике березы по сравнению с ее внешним видом в сентябре?
в) рассмотрите ствол и ветви дерева. Изменились ли они по сравнению с обликом на первой экскурсии?
г) обратите внимание на листья. Какого они цвета? Так ли много их сейчас на березе?
Найдите на земле листья березы разной окраски, соберите их. Продолжите работу — составьте план наблюдений за березой на зимней и весенней экскурсии и обсудите его.
8. Сравните содержание и методику проведения сезонных экскурсий1 по программе 3. А. Клепининой и Н. Ф. Виноградовой. Определите сходство и различия в организации и методике их проведения. При выполнении задания, кроме учебника, используйте методические рекомендации для учителей этих авторов.
9. В настоящее время в методической литературе (А. А. Плешаков, Л. П. Салеева-Симонова и др.) все чаще как вид экскурсий называ-
1 Сезон выбирается по усмотрению студентов.
ются экологические экскурсии. Авторы обосновывают такое выделение тем, что экологические экскурсии имеют свою специфику, так как на них «... кроме образовательных задач, решаются и экологические проблемы...» Насколько правомерным, по вашему мнению, является такое выделение? Ответ обоснуйте.
10. Прочитайте план экологической экскурсии «Человек и природа»1:
1) уникальность этой территории, местонахождение, занимаемая площадь;
2) основные проблемы: вред, наносимый посетителями, промышленные загрязнения;
3) вытаптывание как неизбежный спутник лесов, находящихся вблизи населенных пунктов; степень вытоптанности, состояние почвы и травы.
4) состояние деревьев в лесопарке; повреждения деревьев;
5) проведение наблюдений в природе; птицы лесопарка;
6) правила поведения в природе; отдых в лесу и его преимущества. Степень загрязнения территории. Бытовые отходы и следы отдыха посетителей. Оценка состояния территории.
7) Проблемы охраны природы. Действие каждого человека для сохранения природы. Роль населения в деле охраны природы: зеленый патруль, контроль за выбросами промышленных отходов, соблюдение правил поведения в природе. Что к этому плану следовало бы добавить, а что, на ваш взгляд, лишнее? Дайте аргументированную оценку этому плану.
11. А. А. Плешаков рекомендует провести на экскурсии по теме «Многообразие природы» наблюдение «... за водой в водоеме, почве, в лужах (дождевая вода), за облаками, тучами. Выявить изменения, которые происходят с водой под действием человека. Для этого взять пробы воды из загрязненного и чистого водоема, сравнить пробы по цвету, запаху, прозрачности (чистая вода может быть взята из родника или принесена из школы). Определить источник загрязнения: сброс сточных вод (желательно установить, откуда поступают), мытье машин, мотоциклов и т. д.»2. Подумайте, каким образом эту рекомендацию можно осуществить на практике? Каким образом можно использовать результаты наблюдений на уроках. Каково Ваше мнение о возможности выполнения этой рекомендации? Обоснуйте.
1 Петросова Р. Л., Голов В. П., Сивоглазав В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: — М.: Академия, 1999. — С. 155.
2 Плешаков А. А. Преподавание природоведения в III классе четырехлетней начальной школы: — М.: Новая школа, 1994. — С. 32.
12. Авторы всех программ рекомендуют при проведении экскурсии использовать дидактические и подвижные игры. Объясните, на чем основана эта рекомендация? Приведите примеры игр.
13. В 30-е гг. XX века на Павловской станции юных натуралистов (под Петербургом) была разработана памятка для учителя, которая называлась «Заповеди экскурсионного дела». Ее содержание
следующее.
1. Помните, что экскурсия — это не. прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2. Изучите место, куда поведете на экскурсию учащихся, наметьте ее план.
3. Определите и выдержите тему экскурсии, не отвлекайтесь на другие вопросы и явления.
4. Рассказывайте на экскурсии только то, что можно показать и доказать.
5. Избегайте длинных объяснений.
6. Спланируйте активную работу детей на экскурсии и осуществите этот план.
7. Старайтесь правильно называть объекты экскурсии и добивайтесь правильного их восприятия учащимися.
8. Соблюдайте меру познавательного материала, иначе дети не будут вас слушать.
9. Закрепите материал экскурсии в памяти детей последующей переработкой материала (составление гербария, обсуждение и т. п.).
Сравните требования к организации и проведению экскурсий в 30-е гг. и в наше время. Сделайте вывод и аргументируйте его.
14. В методике природоведения нет единой классификации экскурсий. В соответствии с тематикой выделяются следующие группы экскурсий:
1) ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;
2) ориентирование на местности, ознакомление с формами своей местности;
3) экологические экскурсии;
4) экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производство1. В. М. Пакулова и В. И. Кузнецова считают, что экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
3. А. Клепинина также выделяет виды экскурсий по тематическому признаку.
В истории методики существовало и такое разделение видов экскурсий как экскурсии в природу и на производство.
Сравните различные подходы к классификации экскурсий. Какая классификация, по вашему мнению, наиболее удачна. Почему? Свой ответ обоснуйте.
15. Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме проведения экскурсий. Выделите тот материал, в котором рассматриваются новые, эффективные приемы работы в природе. Обсудите его на занятии.
III. Игра
Обобщите свои знания об игре и ее роли в обучении естествознанию. По этой проблеме предлагаем следующие вопросы и задания.
1. Почему методисты, особенно дидакты, утверждают, что игра — это сложное социально-психологическое явление. Как вы понимаете это определение? Объясните.
2. В. А. Сухомлинский писал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Как вы считаете, нет ли противоречия между первым определением игры и словами В. А. Сухомлинского? Свой ответ обоснуйте.
3. Прочитайте третье определение игры: «игра — это модель, поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения»1. Сравните с двумя первыми и выявите их сходства и различия. Какое определение вы считаете более глубоким и почему?
4. Как вы считаете, почему в настоящее время игре, как форме обучения, уделяется такое большое внимание? Каким образом это связано с изменением роли ученика и учителя в учебном процессе? Рассуждайте и доказывайте.
5. А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы. Охарактеризуйте кратко каждый вид игр и приведите примеры. Какие еще виды игр, кроме указанных в классификации вы отнесете к дидактическим? Приведите примеры.
6. В учебнике А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»2 даны игры с фишками. К какому виду игр их следует отнести? Какие приемы
1 Петросова Р. Л., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999. — С. 147.
1 Петросова Р. Л., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999. — С. 156. 1 Плешаков А. А. Мир вокруг нас. — М.: Просвещение, 1996.