Этапы реализации проекта
Актуальность проекта.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Участники. Воспитатели, дети 4 -6 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос:«Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
· Дать понятие, что такое цветок.
· Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
· Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
· Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
· Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
· Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
· Развивать умение сравнивать и анализировать.
· Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.
· Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта:
· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
· самостоятельное наблюдение;
· коллективное наблюдение;
· словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
· технология моделирования;
· релаксация;
· ароматерапия;
· слушание музыки.
Формы организации проекта:
· Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
· Экскурсии;
· Дидактические игры;
· Трудовая деятельность детей;
· Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
· Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
· Методический инструментарий.
· Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
· Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».
· Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов.
Содержание.
1. Комнатные растения (средняя группа).
2. Садовые цветы (старшая группа).
3. Луговые и лесные цветы (средняя группа).
6. Бал цветов.
7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятия | Ответственные |
I. Подготовительный этап | ||
июнь 1 неделя | · Сбор и анализ литературы по данной теме; · Разработка плана реализации проекта; · Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию; · Разработка дидактических игр, пособий; · Подборка иллюстративного материала; · Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме; · Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме; · Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям; · Подготовка семян цветов, рассадников. · Задания родителям по оформлению экологической книги о цветах. · Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. | Музыкальный руководитель: Даниленко О.В.; Воспитатели: Плотникова Е.А., Максименко Н.Г., Сычевская Т.Г. |
II. Основной этап | ||
июнь 1 неделя 2 неделя | · Экскурсия по территории детского сада, (старшая группа); · Экскурсия на луг, возле реки Аркарка, в березовую рощу (средняя группа); · Экскурсия в цветочный магазин (средняя группа) Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада. · Загадывание загадок, ребусов. · Заучивание и чтение стихотворений. · Чтение художественной, познавательной литературы, · Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве» · Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. · Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты). · Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). · Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений). · НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями). · Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы). Приложение 1. · НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения). · Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике);Приложение 2. · НОД «Бархатцы – садовый цветок»
| Плотникова Е.А. Максименко Н.Г. Сычевская Т.Г. Сычевская Т.Г. Максименко Н.Г. Плотникова Е.А. Музыкальный руководитель Даниленко О.В. Воспитатели. Максименко Н.Г. Сычевская Т.Г. Плотникова Е.А. Сычевская Т.Г. Максименко Н.Г. Плотникова Е.А. |
3 неделя | · Оформление фотовыставки на тему: «Комнатные растения в саду и дома»; · Оформление выставки рисунков на тему: «Цветы нашего края»; · Оформление выставки – коллаж: «Цветочный калейдоскоп». | Родители и воспитатели |
III. Заключительный этап | ||
4 неделя | · Музыкальный праздник «Бал цветов»Приложение 5. · Коллаж «Цветочный калейдоскоп» · Выставка рисунков «Цветы моего края» · Фотовыставка «Помощники интерьера» Презентация. | Даниленко О.В. Плотникова Е.А. Максименко Н.Г. Сычевская Т.Г. |
В ходе проекта:
мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список использованной литературы:
· Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
· Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
· Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
· А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
· “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
· А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
· С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
· Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
· Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.
Приложение 1.