Тема № 3. Государственная собственность на объекты природы. Право частной собственности на природные ресурсы
1.Понятие и общая характеристика права частной собственности на природные ресурсы.
2. Субъекты и объекты права частной собственности на природные ресурсы.
3. Основания возникновения, изменения и прекращения права частной собственности на природные ресурсы.
4. Понятие и общая характеристика права государственной собственности на объекты природы.
В соответствии со ст. 11 Закона “Об охране окружающей среды” земля и недра, воды, растительный и животный мир составляют материальную основу суверенитета Республики Казахстан, поэтому государство придает большое значение правовому регулированию отношений собственности.
Понятие собственности на природные ресурсы рассматривается в экономическом и юридическом аспектах.
Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права. Главным признаком собственности в экономическом смысле является присвоение, т. е. принадлежность природных ресурсов отдельным лицам, их группам.
В качестве юридической категории собственность на природные ресурсы возникает вместе с появлением государства и права и представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника, т. е. как объективное право и как субъективное право.
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Существенной новацией является расширение перечня субъектов права собственности на природные ресурсы за счет введения многообразия форм собственности на землю.
Субъектами права собственности на природные ресурсы являются государство, физические и юридические лица.
В ст.20 Земельного кодекса РК субъектами права собственности являются:
- субъект права государственной собственности на землю на территории республики – Республика Казахстан;
- субъект права частной собственности на земельные участки на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом, - граждане и негосударственные юридические лица. При этом под гражданами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено Земельным кодексом РК.
Граждане и негосударственные юридические лица могут быть собственниками земельных участков, а также (в соответствии с п. 1 ст. 42 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 г.) находящихся в границах этих участков замкнутых водоемов, насаждений.
Однако, по нашему мнению, здесь наблюдается противоречие ст. 42 Земельного кодекса РК содержанию ст. 6 Конституции РК, где сказано, что “земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности ... Земля может находиться в частной собственности на основании, условиях и в пределах, установленных законом”.
Объектами права собственности выступают земли, недра, воды, растительный и животный мир. Сюда же можно отнести комплексный объект – особо охраняемые природные территории.
Проблемным в юридической науке остается вопрос об атмосферном воздухе как объекте собственности. По Конституции РК атмосферный воздух не является объектом права собственности. Этой же точки зрения придерживается большинство юристов-экологов. Действительно, как можно фактически владеть субстанцией, постоянно находящейся в состоянии движения, перемещающейся от границ одного государства к границам другого?!
Имеется и другая точка зрения, которая воплощена в Конституции Украины, где атмосферный воздух относится к объектам права собственности украинского народа. Мы думаем, что здесь произошла подмена понятия “атмосферный воздух” понятием “воздушное пространство” (воздушное пространство – это пространство над всей территорией страны), которое относится к категориям государственного права.
Как видим, если провести соотношение объектов права собственности на природные ресурсы и объектов правовой охраны, то выяснится, что к объектам правовой охраны мы отнесем все природные объекты, а к объектам права собственности только те, которые по своим качествам могут быть предметом обращения в собственность. К ним мы отнесем земли, недра, воды, растительный и животный мир.
Основными признаками, характеризующими природные ресурсы как объекты права собственности, являются:
1. Овеществленность. По этому признаку не являются объектами права собственности атмосферный воздух, климатические ресурсы, солнечная энергия, так как по своим объективным качествам они не могут быть предметом присвоения и обращения в собственность.
2. Неотделимость от окружающей природной среды. В случае, если произошло отделение природного ресурса (например, срубили дерево в лесу), состояние собственности на природные ресурсы (в данном случае на растительный мир) прекращается, а возникает право собственности на товарно-материальные ценности (на древесину).
Неотделимость природных ресурсов приводит к тому, что право собственности на один природный ресурс порождает право собственности на другой. Вследствие этого и получилось, что замкнутые водоемы и лесные насаждения в пределах земельных участков стали объектами права частной собственности, хотя по республиканскому законодательству в частной собственности могут находиться только земельные участки.
3. Отсутствие стоимости. Отсутствие стоимости как совокупности затрат общественно необходимого человеческого труда – результат естественного, эволюционного происхождения природных объектов. Правда, этот фактор не снимает денежной оценки земли, платности всего природопользования.
Содержание права собственности на природные ресурсы составляет три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения.
Право владения– юридическая обеспеченная возможность фактического обладания природными ресурсами, их закрепленность за конкретным субъектом.
Право пользования – юридически обеспеченная возможность извлечения из природных ресурсов полезных свойств в процессе их потребления, либо получения выгоды от использования природного ресурса.
Право распоряжения – юридически обеспеченная возможность определить юридическую судьбу природного ресурса путем совершения в отношении него юридических актов.
Разумеется, есть пределы самостоятельности правомочий собственников, что связано со значением природных ресурсов как основы жизнедеятельности людей. Например, даже государство не имеет права причинять вред природным ресурсам, хотя и является собственником.
Право собственности на природные ресурсы возникает путем:
1) предоставления права собственности;
2) передачи права собственности;
3) перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).
Предоставление, передача и переход права собственности должны осуществляться с учетом целевого назначения природного ресурса.
Право собственности на природные ресурсы возникает на основе:
1) актов государственных органов;
2) гражданско-правовых сделок;
3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Право собственности на природные ресурсы прекращается при:
1) отчуждении природного ресурса собственником другим лицам;
2) отказе собственника от права собственности;
3) утрате права собственности на природные ресурсы в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Это касается нерационального использования природного ресурса, использования его с нарушением экологического законодательства.
Изъятие, включая выкуп, природного ресурса (это касается земельных участков) у собственника не допускается, кроме случаев:
1) обращения взыскания на природный ресурс по обязательствам собственника или землепользователя;
2) изъятия, включая выкуп, у частного собственника природного ресурса для государственных надобностей;
3) принудительного изъятия у собственника природного ресурса, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства Республики Казахстан;
4) изъятия у собственника природного ресурса, подвергшегося радиоактивному загрязнению;
5) конфискации.
В зависимости от субъектов право собственности на природные ресурсы делится на два вида: право частной собственности на природные ресурсы и право государственной собственности на природные ресурсы. Конституционно закреплено право частной собственности лишь на землю.
Право государственной собственности на природные ресурсы как объективное право – это система юридических норм, закрепляющих принадлежность природных ресурсов государству, а также регулирующих владение, пользование и распоряжение ими и предусматривающих совокупность мер охраны и защиты права собственника.
Субъективное право государственной собственности на природные ресурсы – это возможность государства по своему усмотрению и независимо от кого-либо владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами.
Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы является Республика Казахстан. От имени государства, в соответствии со ст. 7 Закона РК “Об охране окружающей среды”, управляет государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию Правительство РК.
В ведении Правительства Республики Казахстан находятся такие вопросы, как распоряжение государственными фондами природных ресурсов, установление основных положений в области использования и охраны природных объектов, планирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды на перспективу, осуществление государственного контроля и определение единой системы учета природных богатств.
Особенностями данного субъекта заключается в том, что он является крупнейшим собственником; имеет на праве собственности такие объекты, которых нет и не должно быть у других собственников; может приобретать собственность такими способами, которых лишены другие собственники (национализация, конфискация, реквизиция); наконец, государство как политический суверен своими законодательными актами само для себя устанавливает пределы прав собственника.
Объектами права государственной собственности на природные ресурсы выступают земля, недра, воды, растительный и животный мир и иные природные ресурсы. Природные ресурсы, находящиеся в собственности государства, образуют единые государственные фонды природных ресурсов.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса РК, земельный фонд РК составляют земли сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; запаса.
В государственной собственности находятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти, государственным организациям и учреждениям, используемые для нужд обороны, занятые особо охраняемыми природными территориями оздоровительного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских населенных пунктах, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную собственность (ст26 Земельного кодекса РК).