Системы защищенных проводов и кабелей для ВЛ 10-20 кВ
На сегодняшний день в качестве более перспективной и прогрессивной альтернативы неизолированным проводам ВЛ 6-20 кВ можно рассматривать следующие варианты:
- защищенные провода;
- силовые кабели для ВЛ 6-20 кВ;
- универсальные кабели.
Защищенный провод (марки СИП-3, SAX-W) представляет собой одножильный многопроволочный проводник, покрытый защитной оболочкой. Проводник изготавливается из алюминиевого сплава, защитный слой из светостабилизированного сшитого полиэтилена. Провод может изготавливаться с водонабухающим слоем под защитной оболочкой для защиты жилы от атмосферной влаги.
Силовой кабель для воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ (марка SAXKA-W) представляет собой жгут из трех однофазных силовых кабелей, скрученных вокруг несущего троса. Токопроводящие жилы выполнены из уплотненного алюминия, несущий трос из стали. Кабели имеют продольную и поперечную защиту от проникновения влаги.
Универсальный кабель (марки Multi-WiskiTM, Торсада СН) состоит из трех однофазных скрученных кабелей и несущего троса. Предназначен для монтажа на опорах ВЛ 6-20 кВ, для прокладки в земле в виде подземной кабельной линии, а так же для прокладки по дну искусственных водоемов и естественных водных преград в виде подводной кабельной линии.
Конструктивное исполнение универсального кабеля
В основе конструкции универсального кабеля заложены фазные жилы, скрученные в жгут вокруг несущего троса.
Фазные жилы AHXAMK-WMи Торсада СН выполнены из алюминия. Изолирующая оболочка жил Мульти-Виски и Торсада СН устойчива к воздействиям окружающей среды и выполнена из сшитого полиэтилена.
Несущий трос изготовлен из оцинкованных стальных проволок, трос изолирован атмосферостойким полиэтиленом (защитным слоем 1,2 мм).
Преимущества ВЛК
Воздушные линии с применением кабеля имеют значительные преимущества по сравнению с ВЛ с голыми проводами:
- меньшая повреждаемость;
- более высокая эксплуатационная надежность;
- меньшая опасность для персонала и населения;
Падение кабеля на землю практически исключено даже в случае падения на ВЛК дерева высотой до 15 м.
Исключается хищение кабелей, так как они не подлежат вторичной переработке.
Универсальный кабель типа «Мульти-Виски» и Торсада СН предназначен для прокладки в земле, в воде и воздухе и дает возможность перехода воздушной кабельной линии в подземную (или подводную) без использования соединительных муфт, что обеспечивает безопасную эксплуатацию и охрану окружающей среды.
Применение на ВЛК 10-20 кВ воздушного кабеля Мульти-Виски и Торсада СН может быть обосновано в следующих случаях:
- в районах с повышенной гололедностью, так как гололедная нагрузка на опоры от одного кабеля почти в три раза меньше, чем от трех неизолированных проводов, поскольку вес гололеда мало зависит от диаметра провода;
- для электроснабжения строительных площадок;
- в районах со скальным грунтом, где прокладка траншей для кабеля требует больших капиталовложений;
- в лесных районах, где вырубка широких просек, необходимых для ВЛ с неизолированными проводами, невозможна на основании каких-либо условий (сохранение естественного пейзажа, лавиноопасность в горной местности и т.д.);
- в районах с повышенным загрязнением от промышленных предприятий или у морских побережий, где загрязнение изоляторов приводит к их частым перекрытиям и увеличению затрат на эксплуатацию;
- в небольших населенных пунктах, где быстрый рост нагрузки вызывает необходимость переводить сеть на более высокое напряжение;
- в населенных пунктах, находящихся в процессе перестройки, когда нет возможности окончательно установить трассу подземного кабеля;
- в лесных массивах, где ВЛ с неизолированными проводами представляет опасность из-за возможности возникновения пожара при обрыве проводов.
Электрические характеристики ВЛК.
Число и номинальное сечение фазных жил и несущего троса, мм2 | Допустимые токовые нагрузки | Номинальный ток* при прокладке в воздухе, А | ||
В земле +15 оС Жила +65 оС | В воздухе +25 оС | |||
Жила +65 оС | Жила +90 оС | |||
AHXAMK-WM 3x50+I62 10 кВ (20 кВ) | - | |||
Торсада СН 3х50+H50 10 кВ (20 кВ) | - | - | - | |
AHXAMK-WM 3x70+I62 10 кВ (20 кВ) | - | |||
Торсада СН 3х70+Н50 10 кВ (20 кВ) | - | - | - | |
AHXAMK-WM 3х95+I62 10 кВ (20 кВ) | - | |||
Торсада СН 3х95+Н50 10 кВ (20 кВ) | - | - | - | |
AHXAMK-WM 3х120+I62 10 кВ (20 кВ) | - | |||
Торсада СН 3х120+Н50 10 кВ (20 кВ) | - | - | - | |
AHXAMK-WM 3х150+I62 10 кВ (20 кВ) | - | |||
Торсада СН 3х150+Н50 10 кВ (20 кВ) | - | - | - | |
AHXAMK-WM 3х185+I62 10 кВ (20 кВ) | - | |||
Торсада СН 3х185+Н50 10 кВ (20 кВ) | - | - | - | |
AHXAMK-WM 3х240+I62 10 кВ (20 кВ) | (490) | - | ||
Торсада СН 3х240+Н50 10 кВ (20 кВ) | - | - | - |
Номинальный ток рассчитан при следующих условиях: температура воздуха 30 0С,
Скорость ветра 0,6 м/с, коэффициент загрузки 1,0.
Литература.
1. Петров Е.Б. Электрические подстанции. Методическое пособие по дипломному и курсовому проектированию для специальности 1004 Электроснабжение (по отраслям). М.: «Маршрут», 2004г., 246с.
2. Гринберг-Басин М.М. Тяговы6е подстанции.:Учебное пособие для т6ехникумов ж. – д. транспорта. М.: Транспорт, 1980. – 68с.
3. Почаевец В.С. Электрические подстанции. М.; Желдориздат, 2001. – 512с.
4. Почаевец В.С. Автоматизированные системы управления устройствами электроснабжения железных дорог: Учебн7ик для техникумов и колледжей ж. – д. транспорта. – М.: Маршрут, 2003. – 318с.