Источники загрязнения водных объектов. Нормативы ПДК, ПДС
Промышленные предприятия в процессе эксплуатации потребляют определенное количество чистой воды, а также сбрасывают очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению гидрографической сети и территории района его размещения. Основными источниками загрязнения поверхностных вод являются:
неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;
поверхностный сток с территории предприятия;
фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений;
аварийные сбросы сточных вод.
В целях рационального использования и охраны поверхностных вод предприятие должно обеспечить:
экономное и рациональное использование водных ресурсов;
наличие лицензии и договора на пользование водным объектом и соблюдение их условий;
предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод;
содержание в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств;
наличие контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды и соблюдение сроков ее государственной аттестации;
организацию учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами;
соблюдение установленных лимитов забора воды и сброса сточных вод;
разработку инженерных мероприятий по предотвращению аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, по обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов;
соблюдение установленного режима использования водоохранных зон;
предотвращение попадания продуктов производства и сопутствующих ему загрязняющих веществ на территорию производственной площадки промышленного объекта и непосредственно в водные объекты;
разработку плана мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта.
В процессе хозяйственной деятельности запрещается сбрасывать в водные объекты сточные (возвратные) воды:
содержащие вещества или продукты трансформации веществ в воде, для которых не установлены ПДК или ОДУ, а также вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контроля, за исключением тех веществ, что содержатся в воде водного объекта;
которые с учетом их состава и местных условий могут быть направлены в системы оборотного водоснабжения для повторного использования или для других целей;
оказывающие токсическое действие, по результатам биотестирования, на живые организмы;
дождевые и талые воды, отводимые с территорий промышленных площадок, не прошедшие очистку до установленных требований;
в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, в водные объекты, используемые для лечебных целей, а также в местах массового скопления рыб;
содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, а также содержащие вещества, концентрации которых превышают ПДК и их фоновые значения в водном объекте, если для них не установлены нормы предельно допустимого сброса (ПДС), указанные в разрешении на сброс сточных вод.
Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосбора, а также в системы канализации, пульпы концентрированных кубовых осадков, шламов, образующихся в результате обезвреживания сточных вод, других технологических и бытовых отходов. Не допускаются утечки в водные объекты от нефте- и продуктопроводов, а также сброс мусора. Не допускается сброс грунта, мусора, строительных и других материалов в водные объекты.
Предприятия должны обеспечивать санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора и отходов производства. Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств, других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод.
Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.
В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод, случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов из емкостей и открытых продуктопроводов, разрывы трубопроводов в результате коррозии и дефектов монтажа и т.п. Для исключения возможности загрязнения окружающей среды сточными водами и жидкими продуктами производства предусматривают:
устройство дублирующих трубопроводов для своевременного отключения аварийных участков;
применение оборудования и трубопроводов, стойких к коррозийному и абразивному воздействию агрессивных жидких сред;
устройство емкостей и накопителей с соответствующими коммуникациями для аккумуляции аварийных сбросов сточных вод;
обвалование технологических площадок и сооружений, на которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких продуктов, с созданием системы сбора ливневых вод с этих площадок;
перекачку продуктов аварийных сбросов обратно на производство или очистные сооружения проектируемого объекта;
создание системы сбора загрязненного поверхностного стока с территории предприятия с последующей передачей его на очистные сооружения.
Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются с целью предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения и устанавливаются, исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Для каждого предприятия-водопользователя нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты производится путем установления предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами (ПДС) и планов мероприятий по достижению уровня ПДС со сроками их реализации.
Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия - водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов.
В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально - экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.
Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых - исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов.
Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами разрабатывается предприятием-водопользователем в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и другой действующей нормативно-методической документацией.
Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. Согласованные нормативы ПДС утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователю ежегодно выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ.
Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:
Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного;
Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).
Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты". Это разрешение выдается территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.
"Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты" является неотъемлемой частью "Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ" (ПДС) и устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов, что дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.
Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:
Выдаче лицензий на водопользование;
Установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами;
Оценке эффективности водоохранных мероприятий;
Осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
Наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства.
Порядок разработки и содержание проекта предельно допустимых сбросов (ПДС)
При установлении нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный объект загрязняющих веществ, образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, используются следующие основные правила:
Каждый субъект хозяйственной деятельности, который является источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов;
Норматив ПДС должен задавать количество загрязняющего вещества, сбрасываемого в водный объект в единицу времени, при котором его концентрация в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) не должна превышать соответствующую предельно допустимую концентрацию (ПДК);
Норматив ПДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества с учетом наличия веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом;
При превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) в контрольном створе норматив ПДС устанавливается, исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов;
При отсутствии на момент установления норматива ПДС объективной технической или экономической возможности его достижения территориальными органами МПР России на определенный срок устанавливаются лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ с поэтапным сокращением сбросов до уровня ПДС;
При установление нормативов ПДС и лимитов ВСС следует учитывать:
Параметры и расположение выпусков сточных вод;
Вид водопользования;
Характеристики водоемов, включая их ассимилирующую способность;
Значения фоновых концентраций в водном объекте.
В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных;
При наличии нескольких водопользователей ПДС устанавливается с ориентацией на оптимальное распределение массы сбрасываемого вещества между ними.
Основное нормативное требование к качеству воды в водных объектах - соблюдение установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, т.е. группы экологических стандартов, оценивающих состояние окружающей среды в целом.
ПДК примеси в воде - это такой нормативный показатель, который исключает неблагоприятное влияние на организм человека и возможность ограничения или нарушения нормальных условий водопользования.
В течение длительного времени разрабатывались и использовались два вида нормирования ПДК - гигиеническое и рыбохозяйственное.
Гигиеническая ПДК химического вещества в воде - это максимальная концентрация, которая не влияет прямо или опосредованно на состояние здоровья настоящего и последующих поколений человека при воздействии на организм и не ухудшает гигиенические условия водопользования.
Методическая схема гигиенических ПДК предусматривает изучение влияния загрязняющих веществ по трем признакам вредности: санитарно-токсикологический (чувствительность живых организмов к действию токсичных веществ), органолептический (окраска, запахи, привкус воды) и общесанитарный (интенсивность БПК, процессов минерализации азотсодержащих веществ, развития и отмирания сапрофитной микрофлоры). Таким образом, для характеристики чистоты водного объекта кроме ПДК используется другой норматив: лимитирующий показатель вредности(ЛПВ), отражающий приоритетность требований к качеству воды. По каждому из признаков вредности находят пороговую (действующую) и подпороговую (недействующую) концентрацию. Наименьшая из них с соответствующим признаком вредности принимается как ПДК.
Гигиенические ПДК не предназначались для защиты экологического благополучия водоема. Их задача состояла в обеспечении безопасных условий водопользования для человека. Гигиенические нормативы регламентируют содержание загрязняющих веществ только в тех водоемах, которые используются для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей.
Появление новых источников загрязнения и расширение их географии привело к возникновению ряда новых аспектов, значение которых не ограничивается только опасностью для человека. Стало очевидным, что требования к качеству воды, потребляемой разными отраслями народного хозяйства, могут существенно различаться. Это привело к развитию самостоятельной системы рыбохозяйственных ПДК, направленной на охрану водоемов как базы для организации рыбоводства и рыболовства.
При установлении рыбохозяйственных ПДК применяется специальная схема исследований, включающая оценку влияния химического вещества на процессы самоочищения воды, первичного продуцирования органического вещества и на жизнедеятельность отдельных видов гетеротрофных водных организмов. За ПДК принимается наибольшая допустимая (недействующая) концентрация токсичного вещества для наиболее слабого (чувствительного) звена среди всего набора используемых тест-объектов (бактерии, водоросли, моллюски, ракообразные, рыбы). Здесь также положен в основу принцип лимитирующего показателя вредности. Дополнительным признаком вредности вводится рыбохозяйственный, оценивающий потерю товарных качеств рыбной продукции из-за накопления в ней недопустимых количеств вредных веществ.