Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.

1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения.

Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение предмета и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы.

2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (планируемые результаты); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.

Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.

При подготовке конспекта решается проблема отбора материала, выбора обоснованных методических приемов его изложения, продумывается методика применения средств наглядности.

Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без вовлечения уча­щихся в активную познавательную деятельность. Этому должны способствовать подробные и систематические вопросы, задания, активизирую­щие познавательную деятельность учащихся, организующие их самостоятельную работу с учебником, раздаточным материалом, заполнение рабочей тетради и т.д. Вопросы и задания должны учить школьников приемам умственной дея­тельности (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т.д.) и приемам выполнения практических работ.

В то же время учитель всегда обладает свободой творческого решения педагогиче­ских проблем, возникающих в ходе учебной работы. Невозможно предусмотреть все факторы, влияющие на методические решения, поэтому в ходе урока учителю иногда приходится отступать от конспекта.

Вместе с тем теоретический анализ задач курса и содержания урока, педагогический опыт учителя позволяют выявить ряд устойчивых зависимостей, касающихся отбора материала, логики его раскрытия, применения тех или иных средств наглядности и приемов, дающих оптимальные результаты в обучении младших школьников.

Во многих школах требуют составления технологической карты урока – современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.Согласно требованиям ФГОС НОО, в ней должна фиксироваться реализация системно-деятельностного подхода. Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Есть рекомендации, в которых выделены ее структурные элементы (Копотева Г.Л., Логвинова И.М.):

- цели урока заявлены через планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные),

- задания дифференцируются: базового и повышенного уровня; знаю, умею, применяю;

- действия учащихся формулируется как универсальные учебные действия (УУД),

- деятельность учащихся соотносится с формируемыми у них УУД.

Ниже приведен один из вариантов технологической карты.

Тема урока:

Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные.

Тип урока:

Оборудование:

Этап урока Формируемые УУД Содержание, деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащихся

Вместе с тем, единая, удобная для учителя структура технологической карты не определена. Оформление в форме таблицы занимает много места и неудобно для практического применения на уроке.

К большинству начальных курсов по предмету «Окружающий мир» изданы методические рекомендации, которыми может пользоваться учитель. В ме­тодическом пособии во многих случаях может быть предложено однозначное ре­шение, включающее в себя определенные рекомендации по отбору материала, логике его изложения и использованию методических средств и приемов, которые оправдали себя в педагогической практике. В ряде случаев могут быть рекомендованы различные решения (особенно там, где идет речь об организации работы учащихся, ибо уровень их подготовки различается).

Трудно считать правильным мнение, будто наличие вариантов стимулирует творчество учителя, а их отсутствие будет утверждать преподавание по шаблону. Ведь есть и другое мнение: творчество учителя заключается не в выборе одного из предложенных вариантов, а в создании с учетом рекомендаций пособия своего, нового варианта, наиболее соответствующего условиям работы, особенностям методической системы и педагогического мастерства учителя. Верно и другое: никакое, даже самое догматическое пособие, не помешает талантливому учителю творчески преподавать.

Наши рекомендации