Физиологические методы

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Красноярский медицинский техникум»

Конспект лекций

По дисциплине «Гигиена и экология человека»

Специальность: 060501 Сестринское дело

Акушерское дело

Очной формы обучения

Составила:

Преподаватель

Панова Н.А.

Красноярск 2012г.

Лекция №1 (2ч).

Тема: Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии

План:

1.Предмет гигиены и экологии человека.

2. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду.

3.Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

4.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции.

Предмет, содержание гигиены , место и значение гигиены

Гигиена– медицинская, профилактическая дисциплина. Она изучает закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека.

Задача гигиены как науки состоит в том, чтобы путем проведения гигиенических мероприятий ослабить действие факторов отрицательного характера и усилить действие положительных факторов.

Содержание экологии человека, её разделы и задачи.

Гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, точнее с экологиейчеловека, которая изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Из определений наук “гигиена” и “экология” понятно, что эти науки изучают одни и те же явления, а именно влияние факторов окружающей среды на формирование здоровья населения. Но есть и отличие:

- экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье, а

- гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей

среды.

Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду.Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.

Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Развитие гигиены идет по двум направлениям. С одной стороны, отмечается процесс ее дифференциации, который связывается с выделением из общей гигиены таких ее самостоятельных отраслей, как социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, гигиена и токсикология полимерных материалов, космическая гигиена, авиационная гигиена.

С другой стороны, развитие гигиены идет и по пути интеграции. Гигиена развивается в тесном контакте с клиническими направлениями медицины, терапией, педиатрией, акушерством и гинекологией и другими отраслями.

В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология– наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья.

Методология гигиены

Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

Например: установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных

химических примесей в воде (содержание кальция и магния в воде не более 7)…

В гигиене существуют специфические классические гигиенические методы:

1 санитарного обследования,

2метод санитарного описания

3 метод санитарного наблюдения.

Методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека:

- физические,

-химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды.

Токсикологические методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических веществ.

Физиологические методы

Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются:

- биохимические,

-генетические,

-клинические

- эпидемиологические методы исследования.

Для обобщения полученных результатов используются статистические методы с привлечением современных технологий.

Гигиену следует отличать от санитарии – практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Для контроля за выполнением гигиенических нормативов и санитарных правил учреждён Центр сан-эпиднадзора (ЦСЭН). Работники ЦСЭН руководят санитарной и противоэпидемической деятельностью лечебно-профилактических учреждений на обслуживаемой ими территории.

На 70 % уровень здоровья человека зависит от тех моментов, которые напрямую связаны с гигиеной. Это здоровый образ жизни человека, качество окружающей среды.

Гигиена же осуществляет первичную профилактику. Основа первичной профилактики – устранение причин и факторов, приводящих к возникновению патологических процессов, и в целом заболеваний путем оздоровления природной, производственной, бытовой среды; формирования здорового образа жизни, направленного на повышение сопротивляемости организма и укрепление здоровья.

Под профилактикой следует понимать не только предупреждение заболеваний и проведение оздоровительных мероприятий, имеющих целью охрану здоровья населения, а всю совокупность государственных, общественных и медицинских мер, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.

Наши рекомендации