Природно - развивающей среды
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРАНИЗАЦИИ
1.1 ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.
Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским педагогом XVII в. Я.А. Коменским. Цель обучения по Коменскому - вооружить детей всесторонними знаниями и научить применять их в жизни. Чувственное восприятие окружающего мира в процессе систематических наблюдений за природными явлениями Коменский считал основой познания мира.
Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой), все в природе, включая человека, подчинено единым законам. Эта мысль имеет важное значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.
Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами – миром божественных идей, миром видимой природы, миром созданного творческой деятельностью человека. Они взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы, и царит строгий порядок. Я.А. Коменский полагал, что человек, познавая мир природы, познает свою деятельность и божественное начало.
Завершая обзор взглядов Коменского, следует отметить:
1. Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества.
2. Дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию.
3. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности.
4. Ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.
Французский философ XVII века Ж.Ж. Руссо был идеологом свободного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. В его системе природе отводилась ведущая роль в воспитании детей. Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе, формировать у них представления о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.
Итак, Руссо подчеркивал значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развитие ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит примеры для нравственных поступков.
Швейцарский педагог XVIII - начала XIX века И.Г. Песталоцци под влиянием идей Руссо признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к самосовершенствованию. До 5 лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.
Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие и воспитание ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются беспорядочные и смутные представления. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий. Здесь важна постепенность и последовательность ступеней процесса познания. Песталоцци указывает на 3 ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и ступень мышления.
Фридрих Фребель, ученик и исследователь И.Г. Песталоцци, - крупный представитель буржуазной педагогики первой половины XIX века. В основу своей педагогической теории Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности (в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности).
Познание Фребель понимал как процесс пробуждения дремлющих внутренних сил путем сенсорного опыта и физических движений. Цель воспитания – развитие природных способностей человека. Фребель считал природу важным средством нравственного воспитания. Для решения его задач он рекомендовал привлекать детей по уходу за растениями и животными, к практическому освоению мира природы.
Мария Монтессори (1870-1952 гг.) разрабатывала методы развития чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С удивительно шумным успехом и в очень короткий срок ее педагогическая система получила известность в педагогических кругах всего мира. Монтессори принадлежит к классу средней буржуазии, а потому в своей педагогике и системе воспитания отражает его идеологию.
Цель воспитания по Монтессори – «развивать силы». Здесь на первое место она выдвигает воспитание внешних чувств. Воспитание чувств – воспитание физическое: оно непосредственно готовит к психическому воспитанию, т.к. совершенствуя органы чувств и нервные пути, педагог закладывает начала ясной, разумной мысли в ребенке.
Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на природу в развитии детей
К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.
Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности.
В славной плеяде последователей К.Д. Ушинского почетное место принадлежит Е.Н. Водовозовой (1844-1923). Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру.
Е.И. Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство К.Д. Ушинского и др. педагогов.
Е.И. Тихеева считала необходимым устанавливать дружеское активное общение детей с животными. Таким образом, дети незаметно приобретают ряд определенных знаний, усвоенных из конкретной действительности. Опираясь на эти знания и представления, дошкольники имеют постоянную возможность упражняться в речи, совершенствовать внешние чувства, развивать руку и глаз, наблюдательность.
Л.К. Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы советской власти. Заслугой Л.К. Шлегер является то, что она разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. Беседы помогают ребенку разобраться в том материале, который у него уже накоплен.
Родоначальником эволюционно-биологического направления в преподавании методики естествознания был А.Я. Герд.
А.Я. Герд подчеркивает, что необходимо постоянно разбираться в вопросе о зависимости организмов от различных условий жизни: «Он (ребенок) должен понимать полную зависимость растений от света, тепла, почвы, влаги, воздуха. Он должен знать, как разнообразны формы животных и как замечательно приспособлены они к условиям окружающей среды. Он должен понимать связи животного царства с растительным. Наконец, он должен знать строение и жизнь человеческого тела и сознавать связь человека с окружающей его природой» [6, с.46].
1.2 ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
Элементы развивающей предметной среды.
Элементы ПРС ДОУ | Функциональная роль | Форма и методы работы |
Экологическая комната (класс) | Обучающая, релаксационная | Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы |
Лаборатория | Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие | Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения |
Живой уголок | Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам | Наблюдение, уход за растениями, животными |
Зимний сад | Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами | Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения |
Экологическая тропинка | Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой | Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа |
Огород, сад | Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения | Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности |
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) | Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы | Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников |
Музей | Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая | Экскурсии в местные музеи, создание музеев и мини-музеев в ДОУ |
Уголки в группах (природные, эксперименталь ные , выставочные) | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы | Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ |
Фитобар | Оздоровительная, познавательная, релаксационная | Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур |
Экологическая комната (класс, комната природы). Этот элемент экологической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций здесь используются только природные материалы.
В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты: доступность объектов для сбора, разнообразие, краеведческий аспект, страноведческий аспект, природоохранный аспект, безопасность.
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями.
Зона библиотеки — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания . В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки.
Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания.
Зимний сад — также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений.
Альпийская горка - нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки, в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.
Музеи. Выделяют два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях.
Огород, сад - эти элементы распространены в ДОУ, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садах, размещенных в небольших городах и поселках. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; мини-огороды на окнах; огороды в теплицах и парниках.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка.
Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.
Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными, воспитывают ответственность за живых существ
1.3 ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Лаборатория природы – это специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.
Развивающей является такая среда, в которой ребёнок может самостоятельно и свободно действовать, поэтому в Лаборатории природы должны быть созданы условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить ответы на них. Действуя самостоятельно, каждый ребёнок приобретает личный опыт.
Основой для самостоятельной деятельности детей являются знания и сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети применяют в экспериментах и опытах на основе метода проб и ошибок.
Необходимо помнить о том, что игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка. В результате, закреплённые в играх опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых есть два начала: учебное - познавательное и игровое – занимательное.
Лаборатория природы (как развивающая среда) должна обладать необходимым автодидактизмом, основой которого является обучение. Но при этом нужно соблюдать следующие обязательные условия:
• основные знания приобретаются на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми;
• должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний и навыков.
• детям следует предоставлять самостоятельность и свободу действий.
Опыты в Лаборатории организуются только по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует и ошибается, но при этом самостоятельно находит решение и добивается результата.
Анализ результатов опытов обсуждается за «круглым столом»: говорят о том, кто что делал и у кого что получилось. Для поддержки активности детей воспитателю необходимо подготовить ключевые вопросы. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
Благодаря Лаборатории природы у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А также, гуманное отношение к природным объектам.
Экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.
1.4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА, ЕЕ ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Можно выделить следующие функции экологической тропы:
познавательная, оздоровительная, развивающая, ознакомительная.
В ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе на ряду со всем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений
«о правильном общении с природой».
Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся. В роли воспитателей и одновременно воспитуемых здесь выступает молодежь разного возраста, в первую очередь дошкольного.
Экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.
Первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле.
Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей.
- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
- Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.
- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Следующий этап - открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ.
Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.
При выборе хозяина экологической тропинки можно устроить конкурс среди детей и родителей: Кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, его можно изобразить на всех табличках видовых точек или хотя бы в начале и конце маршрута, т. е. там, где он встречает детей и прощается с ними. Периодически этот персонаж посылает детям письма задания.
Вначале тропы помещают план тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформления тропинки следует привлекать детей: или хотя бы воспользоваться некоторыми из их предложений. Это дает возможность почувствовать ребенку причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по - особенному относиться к ней считать своей и проявлять большой интерес к занятиям. Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе существует несколько видов экологических тропинок:
1. Экологическая тропинка на территории детского сада.
2. Экологическая тропинка в естественных условиях.
Экологическая тропинка в естественных условиях.
Главный принцип организации тропинки в лесопарке, лесу такой же, как и для тропинки на территории детского сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны (не забывая, конечно, о физических возможностях и безопасности дошкольников).
Экологическая тропинка в здании детского сада.
В нашей стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).
Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения игры, различного вида занятия и экскурсии. Для организации работы на экологической тропинке необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов.
Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ. На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.
Следует также отметить, что на территории экологической тропы должны быть:
1. Фитонцидные растения
2. Сад редких растений
3. Пень
- Фитонциды - это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных.
- Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе.
Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.
Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема - для педагогов, вторая - простая - для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проект «Удивительное рядом» создания экологической тропы на территории ДОУ
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- повысить экологическое просвещение родителей.
Ожидаемые результаты.
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
- Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
Проект предполагает создание на территории нескольких видовых точек:
1. «Лесная полянка»
Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и
экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.
Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы.
2. «Береза»
Точка «Береза». Обращаю внимание на то, что береза – лиственное
растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян - «березовые сережки».
Берёза (А. Прокофьев)
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
3. Летняя лаборатория. (Песочница)
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир
Экспериментирование с песком в песочнице. (на участке имеются
ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом, шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.) Демонстрирую отдельные свойства песка и воды, провожу элементарные опыты, игры..
Приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления.
4. «Жужжащий, ползающий мир» (Луг).
Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.
Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных,
знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности... Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.
Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания.
5. «Во саду ли, в огороде»
Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом,
хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений.
Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и
приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке
помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. В огороде растут разные овощи. С ранней весны до осени ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных овощей.
На грядке для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (лук, горох, редис).
Познавательные загадки:
Появляюсь я из грядки, вырастаю ловко.
Скушайте меня, ребятки, рыжую……(морковку)
В огороде вырастала, под дождями мокла,
Созревала, созревала… и созрела……(свекла)
Удивился в поле ёжик: «Вот так овощ, сто одёжек!».
А зайчонок слопал с хрустом аппетитную……(капусту)
Вот любимый наш гарнир, покорил он целый мир.
Поскорей берите ложку, ешьте вкусную……(картошку)
Вот так овощ – озорник, спрятался от нас в парник!
Вырос длинным, молодец! А зовусь я……(огурец)
Пословицы и поговорки:
Огород – для семьи доход.
Повадился козёл в огород ходить, как бы ему рогов не сломить. Что за порядок – огород без грядок!
Своё огораживай, чужого не пригораживай.
6. Цветочная полянка.
Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём
рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
Это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ.
Цветы
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
То останутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты
7. Озеро.
Цель: познакомить, какие растения растут в озере, кто живёт в нём. Какое значение имеет озеро в природе.
Искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.