Природно - развивающей среды

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРАНИЗАЦИИ

1.1 ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.

Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чешским педагогом XVII в. Я.А. Коменским. Цель обучения по Коменскому - вооружить детей всесторонними знаниями и научить применять их в жизни. Чувственное восприятие окружающего мира в процессе систематических наблюдений за природными явлениями Коменский считал основой познания мира.

Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой), все в природе, включая человека, подчинено единым законам. Эта мысль имеет важное значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами – миром божественных идей, миром видимой природы, миром созданного творческой деятельностью человека. Они взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы, и царит строгий порядок. Я.А. Коменский полагал, что человек, познавая мир природы, познает свою деятельность и божественное начало.

Завершая обзор взглядов Коменского, следует отметить:

1. Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества.

2. Дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию.

3. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности.

4. Ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.

Французский философ XVII века Ж.Ж. Руссо был идеологом свободного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. В его системе природе отводилась ведущая роль в воспитании детей. Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе, формировать у них представления о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.

Итак, Руссо подчеркивал значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развитие ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит примеры для нравственных поступков.

Швейцарский педагог XVIII - начала XIX века И.Г. Песталоцци под влиянием идей Руссо признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к самосовершенствованию. До 5 лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие и воспитание ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются беспорядочные и смутные представления. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий. Здесь важна постепенность и последовательность ступеней процесса познания. Песталоцци указывает на 3 ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и ступень мышления.

Фридрих Фребель, ученик и исследователь И.Г. Песталоцци, - крупный представитель буржуазной педагогики первой половины XIX века. В основу своей педагогической теории Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности (в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности).

Познание Фребель понимал как процесс пробуждения дремлющих внутренних сил путем сенсорного опыта и физических движений. Цель воспитания – развитие природных способностей человека. Фребель считал природу важным средством нравственного воспитания. Для решения его задач он рекомендовал привлекать детей по уходу за растениями и животными, к практическому освоению мира природы.

Мария Монтессори (1870-1952 гг.) разрабатывала методы развития чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С удивительно шумным успехом и в очень короткий срок ее педагогическая система получила известность в педагогических кругах всего мира. Монтессори принадлежит к классу средней буржуазии, а потому в своей педагогике и системе воспитания отражает его идеологию.

Цель воспитания по Монтессори – «развивать силы». Здесь на первое место она выдвигает воспитание внешних чувств. Воспитание чувств – воспитание физическое: оно непосредственно готовит к психическому воспитанию, т.к. совершенствуя органы чувств и нервные пути, педагог закладывает начала ясной, разумной мысли в ребенке.

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на природу в развитии детей

К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д. Ушинского с идеей народности.

В славной плеяде последователей К.Д. Ушинского почетное место принадлежит Е.Н. Водовозовой (1844-1923). Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. Е.Н. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку надо дать живой конкретный видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нем ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру.

Е.И. Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство К.Д. Ушинского и др. педагогов.

Е.И. Тихеева считала необходимым устанавливать дружеское активное общение детей с животными. Таким образом, дети незаметно приобретают ряд определенных знаний, усвоенных из конкретной действительности. Опираясь на эти знания и представления, дошкольники имеют постоянную возможность упражняться в речи, совершенствовать внешние чувства, развивать руку и глаз, наблюдательность.

Л.К. Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы советской власти. Заслугой Л.К. Шлегер является то, что она разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. Беседы помогают ребенку разобраться в том материале, который у него уже накоплен.

Родоначальником эволюционно-биологического направления в преподавании методики естествознания был А.Я. Герд.

А.Я. Герд подчеркивает, что необходимо постоянно разбираться в вопросе о зависимости организмов от различных условий жизни: «Он (ребенок) должен понимать полную зависимость растений от света, тепла, почвы, влаги, воздуха. Он должен знать, как разнообразны формы животных и как замечательно приспособлены они к условиям окружающей среды. Он должен понимать связи животного царства с растительным. Наконец, он должен знать строение и жизнь человеческого тела и сознавать связь человека с окружающей его природой» [6, с.46].

1.2 ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы развивающей предметной среды.

Элементы ПРС ДОУ Функциональная роль Форма и методы работы
Экологическая комната (класс) Обучающая, релаксационная Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы
Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения
Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам Наблюдение, уход за растениями, животными
Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения
Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников
Музей Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая Экскурсии в местные музеи, создание музеев и мини-музеев в ДОУ
Уголки в группах (природные, эксперименталь ные , выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ
Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур

Экологическая комната (класс, комната природы). Этот элемент экологической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций здесь используются только природные материалы.

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты: доступность объектов для сбора, разнообразие, краеведческий аспект, страноведческий аспект, природоохранный аспект, безопасность.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями.

Зона библиотеки — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания . В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки.

Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания.

Зимний сад — также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки, в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.

Музеи. Выделяют два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях.

Огород, сад - эти элементы распространены в ДОУ, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садах, размещенных в небольших городах и поселках. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; мини-огороды на окнах; огороды в теплицах и парниках.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными, воспитывают ответственность за живых существ

1.3 ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Лаборатория природы – это специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

Развивающей является такая среда, в которой ребёнок может самостоятельно и свободно действовать, поэтому в Лаборатории природы должны быть созданы условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить ответы на них. Действуя самостоятельно, каждый ребёнок приобретает личный опыт.

Основой для самостоятельной деятельности детей являются знания и сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети применяют в экспериментах и опытах на основе метода проб и ошибок.

Необходимо помнить о том, что игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка. В результате, закреплённые в играх опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых есть два начала: учебное - познавательное и игровое – занимательное.

Лаборатория природы (как развивающая среда) должна обладать необходимым автодидактизмом, основой которого является обучение. Но при этом нужно соблюдать следующие обязательные условия:

• основные знания приобретаются на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми;

• должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний и навыков.

• детям следует предоставлять самостоятельность и свободу действий.

Опыты в Лаборатории организуются только по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует и ошибается, но при этом самостоятельно находит решение и добивается результата.

Анализ результатов опытов обсуждается за «круглым столом»: говорят о том, кто что делал и у кого что получилось. Для поддержки активности детей воспитателю необходимо подготовить ключевые вопросы. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

Благодаря Лаборатории природы у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А также, гуманное отношение к природным объектам.

Экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

1.4 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА, ЕЕ ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Можно выделить следующие функции экологической тропы:

познавательная, оздоровительная, развивающая, ознакомительная.

В ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе на ряду со всем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений

«о правильном общении с природой».

Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся. В роли воспитателей и одновременно воспитуемых здесь выступает молодежь разного возраста, в первую очередь дошкольного.

Экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.

Первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле.

Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей.

- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.

- Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.

- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Следующий этап - открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ.

Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.

При выборе хозяина экологической тропинки можно устроить конкурс среди детей и родителей: Кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, его можно изобразить на всех табличках видовых точек или хотя бы в начале и конце маршрута, т. е. там, где он встречает детей и прощается с ними. Периодически этот персонаж посылает детям письма задания.

Вначале тропы помещают план тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформления тропинки следует привлекать детей: или хотя бы воспользоваться некоторыми из их предложений. Это дает возможность почувствовать ребенку причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по - особенному относиться к ней считать своей и проявлять большой интерес к занятиям. Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе существует несколько видов экологических тропинок:

1. Экологическая тропинка на территории детского сада.

2. Экологическая тропинка в естественных условиях.

Экологическая тропинка в естественных условиях.

Главный принцип организации тропинки в лесопарке, лесу такой же, как и для тропинки на территории детского сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны (не забывая, конечно, о физических возможностях и безопасности дошкольников).

Экологическая тропинка в здании детского сада.

В нашей стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения игры, различного вида занятия и экскурсии. Для организации работы на экологической тропинке необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов.

Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ. На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.

Следует также отметить, что на территории экологической тропы должны быть:

1. Фитонцидные растения

2. Сад редких растений

3. Пень

- Фитонциды - это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных.

- Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе.

Информационные щиты, которые, как правило, сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести по тропе гостей детского сада.

Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема - для педагогов, вторая - простая - для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Проект «Удивительное рядом» создания экологической тропы на территории ДОУ

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

- повысить экологическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты.

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

- Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Проект предполагает создание на территории нескольких видовых точек:

1. «Лесная полянка»

Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и

экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.

Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы.

2. «Береза»

Точка «Береза». Обращаю внимание на то, что береза – лиственное

растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян - «березовые сережки».

Берёза (А. Прокофьев)

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

3. Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир

Экспериментирование с песком в песочнице. (на участке имеются

ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом, шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.) Демонстрирую отдельные свойства песка и воды, провожу элементарные опыты, игры..

Приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления.

4. «Жужжащий, ползающий мир» (Луг).

Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.

Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных,

знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности... Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.

Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания.

5. «Во саду ли, в огороде»

Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом,

хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений.

Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и

приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке

помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. В огороде растут разные овощи. С ранней весны до осени ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных овощей.

На грядке для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной, и летом. Кроме того, семена, луковицы таких растений должны быть крупными, тогда дети сами смогут посадить их самостоятельно (лук, горох, редис).

Познавательные загадки:

Появляюсь я из грядки, вырастаю ловко.

Скушайте меня, ребятки, рыжую……(морковку)

В огороде вырастала, под дождями мокла,

Созревала, созревала… и созрела……(свекла)

Удивился в поле ёжик: «Вот так овощ, сто одёжек!».

А зайчонок слопал с хрустом аппетитную……(капусту)

Вот любимый наш гарнир, покорил он целый мир.

Поскорей берите ложку, ешьте вкусную……(картошку)

Вот так овощ – озорник, спрятался от нас в парник!

Вырос длинным, молодец! А зовусь я……(огурец)

Пословицы и поговорки:

Огород – для семьи доход.

Повадился козёл в огород ходить, как бы ему рогов не сломить. Что за порядок – огород без грядок!

Своё огораживай, чужого не пригораживай.

6. Цветочная полянка.

Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём

рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.

Это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ.

Цветы

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

То останутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты

7. Озеро.

Цель: познакомить, какие растения растут в озере, кто живёт в нём. Какое значение имеет озеро в природе.

Искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Наши рекомендации