Этапы и виды экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД)
Хозяйственную деятельность любого производства можно представить в четыре этапа, на каждом из которых присутствуют свои экологические аспекты (виды, средства и формы) деятельности.
I этап — Планирование и согласование планов. На этом этапе разрабатывается и утверждается предпроектная, проектная и иная документация будущей деятельности. Здесь возможны следующие виды ЭСХД:
а) проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) (или мониторинга) различных вариантов планируемой деятельности;
б) разработка экологических разделов в предпроектной и проектной документации на основе ОВОС;
в) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований законодательства;
г) проведение экологического аудирования подготовленной документации (по желанию);
д) экологическая экспертиза;
е) экологическое лицензирование планируемой деятельности.
II этап — Создание материальной структуры планируемой деятельности. На этом этапе осуществляется строительство соответствующих зданий, покупка машин и оборудования и т. п. Здесь возможно проведение следующих видов ЭСХД:
а) мониторинг качества окружающей природной среды;
б) проведение мероприятий по предотвращению или минимизации экологического ущерба;
в) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований законодательства;
г) экологический контроль соблюдения положений проектной документации и других требований.
III этап — Осуществление планируемой деятельности. Деятельность на данном этапе может происходить:
1) в штатном режиме (в соответствии с планами);
2) во внештатном режиме (аварии).
В штатном режиме проводятся:
а) мониторинг качества окружающей природной среды;
б) проведение мероприятий по предотвращению или минимизации экологического ущерба;
в) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований законодательства;
г) экологический контроль соответствия деятельности экологическим требованиям;
д) оценка характеристик экологичности и жизненного цикла продукции;
е) экологический аудит деятельности;
ж) экологическое страхование деятельности, продукции, технологий, производства, качества окружающей природной среды и пр.;
з) экологическое налогообложение;
и) экологическая отчетность и учет;
к) экологический маркетинг;
л) оценка эффективности экологической деятельности;
м) экологическая маркировка и сертификация продукции;
н) экологическая реклама.
Во внештатном режиме должны быть проведены:
а) первоначальные мероприятия по локализации ущерба;
б) экологический аудит с целью определения причин и следствий ущерба;
в) разработка планов по ликвидации последствий;
г) проведение мероприятий по ликвидации последствий;
д) экологический мониторинг качества окружающей природной среды;
е) экологический контроль выполнения планов ликвидации последствий;
ж) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований законодательства;
з) возмещение страховой суммы.
IV этап — Прекращение деятельности. Это ликвидация материальной структуры деятельности и ее неблагоприятных экологических последствий. Здесь присутствуют следующие виды ЭСХД:
а) экологический мониторинг качества окружающей природной среды;
б) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований законодательства;
в) экологический контроль за соблюдением экологических требований.
Оценка характеристик экологичности — это внутренняя процедура и инструментальное средство по сбору экологической информации для обеспечения эффективного административного управления в организации. Эта процедура основывается на непрерывном сборе, обработке и анализе данных, включая как оценку текущего состояния, так и оценку тенденций изменений этого состояния во времени. При этом учитывается вся деятельность организации: от использования ресурсов до реализации продукции, получаемых отходов или предоставляемых услуг, т. е. оценивается весь жизненный цикл продукции. Процедура оценки характеристик экологичности включает:
а) планирование оценки;
б) реализацию оценки;
в) использование результатов оценки;
г) анализ состояния и совершенствование оценки.
Оценить экологичность можно для:
- окружающей среды;
- системы административного управления организации;
- функциональных систем (технологий), имеющих дело с потоками материалов, энергии, информации.
Относительно первой области лишь малая часть организаций способна объективно выделить свое собственное воздействие на окружающую среду и может напрямую использовать показатели экологичности. В основном в этой области определяется лишь нагрузка на окружающую среду.
В основе процесса оценки характеристик экологичности должен лежать анализ экологических аспектов деятельности предприятия на окружающую среду.
На этапе планирования оценки необходимо:
1) Определить, в какой проблемной области будет применен процесс оценки характеристик экологичности;
2) Собрать всю информацию для оценки;
3) Определить номенклатуру показателей экологичности в различных значениях:
- абсолютных (полный выброс SO2);
- удельных (выбросы SO2 на тонну продукции);
- относительных (по отношению к показателям базового года, %);
- агрегированных (неопасные отходы, короткодействующие и др.).
На этапе реализации оценки необходимо:
1) Систематически собирать данные в рамках обычной деятельности организации;
2) Анализировать данные;
3) Агрегировать информацию, т. е. объединять по характеристикам экологичности;
4) Оценивать данные в сравнении с нормативными показателями.
Процедура сбора данных должна основываться на следующих положениях:
- данные должны собираться систематически в рамках обычной деятельности организации;
- данные должны собираться с минимальной частотой, удовлетворяющей предполагаемого пользователя;
- проверка точности изучаемой информации;
- персонал, занимающийся данной процедурой, должен иметь соответствующую квалификацию;
- использование методов должно подтверждать достоверность протоколов испытаний образцов, методологии сбора данных.
Анализ данных — это процесс их преобразования в значения показателей экологичности. Эта информация может быть представлена в качественном или количественном виде. Анализ должен быть беспристрастным, охватывать все имеющие отношение к делу и надежные источники информации. При анализе данных необходимо заботиться об учете таких факторов, как объем производства и его изменение во времени.
Агрегирование информации необходимо с целью ее объединения по характерам экологичности. При этом необходимо избегать комбинирования неоднородных элементов, учитывать научную неопределенность данных и допущения, принимаемые при документировании.
При оценке данные необходимо сравнивать с нормируемыми значениями, оценивать цели и задачи организации. При анализе полученных отклонений и сбоев при сопоставлении с целями и задачами основное внимание должно быть уделено выявлению основных причин этих отклонений и сбоев. А далее — разработка соответствующих мероприятий по их корректировке и устранению и обеспечению достижения поставленных целей и задач.
Одной из составляющих оценки характеристик экологичности является оценка жизненного цикла продукции. Оценка жизненного цикла продукции — это метод, позволяющий оценивать экологические аспекты продукции, потенциальные воздействия на окружающую среду и снижать уровень таких воздействий. Этот метод включает:
а) определение целей и задач оценки жизненного цикла;
б) формирование перечня входных и выходных параметров (ведомости материальных и энергетических потоков) — инвентаризационный анализ;
в) оценку потенциального воздействия на окружающую среду, связанную с входными и выходными потоками вещества и энергии (ОВОС);
г) интерпретацию результатов и их документирование (это объединение результатов инвентаризационного анализа и ОВОС).
Этот метод может быть использован для:
- оценки возможностей улучшения экологических аспектов продукции на различных стадиях жизненного цикла;
- оказания помощи при принятии решений стратегического планирования, установлении приоритетов при проектировании или реконструкции производства, продукции, процессов;
- выбора показателей экологичности;
- маркетинга;
- экологической маркировки или для изъятия заявления-декларации экологически чистой продукции;
- экологического аудита;
- экологического страхования.
К основным особенностям оценки характеристик жизненного цикла продукции могут быть отнесены:
1) Системная и адекватная оценка экологических аспектов продукции на этапах ее жизненного цикла;
2) Зависимость глубины детализации и временных рамок оценки от поставленных целей и задач;
3) Определенные меры по защите конфиденциальности и уместности использования результатов.
Одной из составляющих оценки жизненного цикла продукции является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС — это процедура учета экологических требований планируемой деятельности при подготовке и принятии решений на предпроектной и проектной стадиях.
Цели ОВОС:
- определение масштаба и возможной потенциальной угрозы окружающей среде в ходе планирования деятельности;
- сравнение проекта с его альтернативами, включая «нулевое», т. е. сохранение существующего положения;
- выявление возможных контрмер по уменьшению вероятного ущерба в результате предполагаемой деятельности.
ОВОС рассматривает влияние предполагаемой деятельности на:
- качество окружающей природной среды (вода, воздух, почва);
- радиационную безопасность;
- здоровье людей;
- экосистемы и отдельные виды растений и животных;
- здания и памятники.
Объектами ОВОС являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемые к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологическое обоснование для получения лицензий и сертификатов.
ОВОС начинается тогда, когда заказчик формирует предложение по осуществлению какого-либо проекта или программы. Им готовится «Декларация о намерениях», в которой указываются цели осуществления планируемой деятельности, наличие средств для достижения целей, существующие аналоги, экологические проблемы и альтернативы рассматриваемому проекту. Декларация о намерениях передается в местные органы власти для принятия решения о целесообразности (нецелесообразности) разработки технико-экономического обоснования или проекта. Затем определяется необходимость степени полноты (деятельности) проведения ОВОС в зависимости от масштабов и вредности деятельности.
На втором этапе (основной этап) собирается и предоставляется разработчикам информация о состоянии окружающей среды в настоящий момент. Затем проводится анализ технологической части проектных предложений и принципиальных положений по ожидаемому воздействию на окружающую среду, а также обоснованию целей, средств и сроков реализации проектных предложений и места размещения предполагаемого производства.
На заключительном этапе подготавливается проект заключения по воздействию на окружающую среду, который представляется всем заинтересованным организациям (административным органам, комитетам по охране окружающей среды, общественности и т. п., с учетом замечаний, на основе которых данное заключение корректируется и приобретает окончательный вариант.
Основные результаты ОВОС помещаются в раздел «ОВОС» общей пояснительной записки технико-экономического обоснования проекта строительства предприятия.
Получение объективной информации о состоянии окружающей природной среды и характере антропогенного воздействия на нее требует создания системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, т. е. организации системы мониторинга окружающей среды.
Мониторинг окружающей среды — это регулярное, планомерное наблюдение и контроль состояния природной среды, природных ресурсов, позволяющие оценить их состояние и изменение. Различают следующие виды мониторинга (по содержанию):
- биосферный (глобальный);
- санитарно-токсикологический (показатель качества окружающей человека среды);
- импактный (в особо опасных для состояния среды зонах и точках);
- базовый (фоновый) (слежение за общебиосферными природными явлениями без учета антропогенного воздействия);
- биологический (с помощью биоиндикаторов на базе биосферных заповедников за биологическими объектами);
- экологический (организованный мониторинг окружающей среды).
Цель экологического мониторинга — обеспечение своевременной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. Его задачи:
- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
- оценка фактического состояния природной среды;
- прогноз состояния природной среды под влиянием антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния.
В России на сегодняшний день создана единая республиканская система наблюдения и контроля за состоянием природной среды, которая включает:
- систему государственного инспекционного контроля;
- сеть государственного мониторинга природных ресурсов и среды;
- ведомственные системы контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ в природную среду;
- систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды.
Экологический контроль — это система мер по надзору за состоянием окружающей природной среды. Основными задачами экологического контроля являются:
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Экологический контроль подразделяется на четыре уровня:
- Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, или экологический мониторинг (в ведении Рос-комгидромета, Госкомсанэпиднадзора, Госкомзема, Минприроды, Минсельхозпрода и пр.);
- Государственный инспекционный контроль (в ведении Минприроды, Госкомсанэпиднадзора и пр.);
- Производственный контроль;
- Общественный контроль.
Государственный инспекционный экологический контроль осуществляет надзор за:
- воспроизводством и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием природных ресурсов;
- соблюдением законодательно установленного режима особо охраняемых территорий;
- возникновением, использованием, переработкой и захоронением токсичных отходов;
- выполнением предприятиями экологических программ и планов;
- соблюдением предприятиями законодательства РФ и решений администраций и исполнительных органов в области охраны природы;
- соблюдением экологических нормативов.
Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятия. Его задача — проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природной среды, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранительного законодательства.
После завершения работы по оценке воздействия на окружающую среду происходит оформление результатов этой оценки в соответствующей проектной и (или) плановой документации, которая затем направляется на экологическую экспертизу.
Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы. Это организационно-правовая форма предупредительного контроля. Другими словами, экологическая экспертиза — это форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС.
Целями экологической экспертизы являются: предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, здоровье и жизнь населения; обеспечение соблюдения норм экологического законодательства при реализации планируемой деятельности; обеспечение научно обоснованного соответствия проектов современным экологическим требованиям.
Принципы проведения экологической экспертизы:
- обязательность;
- научная обоснованность, объективность и законность;
- независимость в организации и проведении;
- широкая гласность и участие общественности;
- презумпция потенциальной экологической опасности и приоритет экологической безопасности;
- комплексность оценки;
- достоверность и полнота информации;
- ответственность за выводы.
Виды экологической экспертизы: государственная (обязательная) и общественная (добровольная).
Субъектами экологической экспертизы могут быть государственные органы и экспертные комиссии (Министерство природы, МЧС, МВД, Минатом, Минсельхозпрод, СЭС, Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Рослесхоз).
Объектами экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные, проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемые к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности.
Основаниями для проведения государственной экологической экспертизы (обязательной) являются:
- перечень объектов, включенных в основной список для проведения экологической экспертизы;
- решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;
- инициативное решение самого специально уполномоченного в области экологической экспертизы государственного органа;
- решение органа местного самоуправления или результаты референдума.
Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
Срок проведения экологической экспертизы — от 30 до 120 дней (в зависимости от степени сложности). Основанием для повторного рассмотрения экспертной комиссией материалов по объектам экспертизы является: решение судебных органов, изменение условий природопользования, доработка материалов с учетом замечаний и предложений.
После проведения государственной экологической экспертизы составляется заключение в письменном виде. Заключение экспертизы является обязательным для всех юридических лиц и граждан, будущая деятельность которых связана с воздействием на окружающую природную среду, природопользованием и т. п. В случае отрицательного
заключения экологической экспертизы материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с замечаниями и предложениями и представлены на повторную экспертизу. Положительное заключение — это один из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы для всех банков. Материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения возвращаются заказчику с сопроводительным письмом.
С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производством и оценкой соответствия деятельности компаний нормам экологического законодательства.
В начале 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам и банкротства в связи с деятельностью в области окружающей природной среды. Так, например, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. В ряде стран приняты национальные стандарты, регулирующие экологический аудит, например британский стандарт BS 7750.
В 1996 году вступили в силу разработанные Международной организацией стандартов нормы проведения экологического аудита. Экологический аудит — это систематизированный, документированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки его соответствия определенным критериям. Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции.
С 1993 года аудит определен в России как необходимый вид деятельности в соответствии с Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ». Но на государственном уровне экологический аудит получил развитие лишь начиная с 1995 года в связи с принятием Правительством РФ Постановления «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Основными задачами экологического аудита являются:
- получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей природной среды;
- содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании экологической политики;
- снижение финансового риска субъектов хозяйственной деятельности;
- создание инструментария реализации основных направлений регулирования природопользования;
- интеграция деятельности в области охраны окружающей природной среды с другими сферами деятельности;
- использование международных принципов, методов и процедур экологического аудита;
- подготовка специалистов по экологическому бухучету и аудиту.
Объектами экологического аудита являются: предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на окружающую среду; проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных субъектов, а также проекты освоения территорий; сырье, продукты питания, пищеблоки; технологические процессы; продукция; выбросы в атмосферу, сточные воды, отходы; средства индивидуальной и коллективной защиты; техника безопасности; экологический паспорт предприятия и др.
Важнейшим принципом экологического аудита должно быть проведение данной процедуры третьей стороной для обеспечения независимости и объективности аудиторского исследования. Кроме того, среди основных принципов следует отметить комплексность аудита (охват всех аспектов воздействий на окружающую среду от экосистем до здоровья и безопасности населения, включая проблемы техники безопасности и пожарной безопасности), достоверность и полноту представляемой информации, ответственность аудиторов за выводы по результатам исследования.
Внутренний экологический аудит предприятия включает анализ внутреннего контроля управления производственным процессом, оценку слабых сторон и неполадок контрольного оборудования, учет риска для окружающей среды обследуемого объекта, сбор доказательств практической эффективности внутреннего экологического контроля, оценку собранных материалов для определения недостатков проверяемой системы мероприятий по охране окружающей среды, представление отчета о результатах экологического аудита.
На основе выводов экологического аудита разрабатывается план действий, уточняющий совокупность корректирующих мер.
Виды экологического аудита: обязательный и добровольный.
Обязательный экологический аудит проводится:
- при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды;
- по поручению государственных органов;
- для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- при реализации процедуры банкротства;
- при проведении обязательного экологического страхования.
Инициативный экологический аудит производится по решению руководителей предприятий, организаций. Различают внутренний (носит добровольный характер и проводится по инициативе самого предприятия) и внешний (является обязательной процедурой) экологический аудит.
На основе решения руководства предприятия о проведении внешнего аудита между аудированным предприятием и соответствующей аудиторской фирмой заключается договор. В договоре на проведение аудита необходимо отразить: выявление общих проблем охраны окружающей среды; оценку репутации потенциального клиента в экологических вопросах; определение значимости природоохранной деятельности клиента в масштабах всей его деятельности и оценку ее возможного воздействия на финансовое состояние клиента; выявление и оценку риска, связанного с осуществлением или неосуществлением мероприятий по оздоровлению окружающей среды.
Общие процедуры экологического аудита включают: анализ выполнения законодательных и нормативных актов; беседы с сотрудниками объекта, тестирование; проверку документации, журналов регистрации и прочих материалов; отбор и анализ проб.
Источниками средств на проведение экологического аудита могут выступать как экологические фонды, так и сами предприятия.
Результатом проведения экологического аудита является в первую очередь экономия финансовых средств за счет более рационального ведения природопользования и соблюдения предписаний экологических требований.
Чаще всего экологический аудит осуществляется при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, передаче объекта в качестве залога, при изменениях существующего производственного и (или) технологического процессов, при подготовке ОВОС.
Все материалы, полученные в результате экологического аудита, все данные и сам окончательный отчет являются строго конфиденциальной информацией, которая принадлежит заказчику экологического аудита.
Организация и осуществление проведения экологического аудита полностью находятся в ведении заказчика экологического аудита. Он нанимает экспертов, оплачивает расходы по аудированию, готовит материалы по результатам проверки. Обычно экологический аудит проводится в течение 2—3 дней непосредственно при посещении объекта. Результаты экологического аудита не имеют юридической силы.
Использование результатов экологического аудита возможно:
- при заключении договоров по страхованию экологического риска и ответственности производителя и потребителя;
- при обосновании экологической стратегии и политики хозяйствующего субъекта;
- при определении приоритетов в планировании экологической деятельности;
- при выявлении внутренних ресурсов, в т. ч. финансовых;
- при смене собственника с целью определения ответственности за промышленный экологический ущерб;
- при заключении кредитных соглашений и договоров долгосрочной аренды;
- при государственном инвестировании, акционировании и приватизации предприятий;
- при реализации процедуры объявления банкротства.
Применение процедуры экологического аудита позволит хозяйствующим субъектам выявить и реализовать внутренние ресурсы для снижения негативного воздействия на окружающую среду и реализации природоохранной деятельности, что в конечном итоге скажется на результатах его экономической деятельности и повысит значимость предприятия, как на рынке продукции, так и на рынке инвестиций.
Кроме того, расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами и обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, среди которых на первом месте по окупаемости затрат на осуществление и действенности получаемых результатов, несомненно, находится экологический аудит.
Одной из сторон реализации экологического аудита является анализ собранного статистического материала, характеризующего экологические аспекты деятельности предприятия. Поэтому, следуя принципу «не можешь измерить — не сможешь управлять», становится очевидной, особенно в последнее время, актуальность ведения в организации экологического учета данных.
Можно выделить ряд причин, по которым вопросы, связанные с природоохранной деятельностью, необходимо объединить в корпоративный учет:
- счета предприятия должны отражать его отношение к обеспечению экологической безопасности; влияние расходов, рисков и обязательств/ответственности, связанных с природоохранной деятельностью, на финансовое положение предприятий;
- инвесторы для принятия инвестиционных решений должны располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью;
- вопросы обеспечения экологической безопасности относятся к управленческой деятельности; менеджерам необходимо выявлять и распределять природоохранные затраты таким образом, чтобы продукция была правильно оценена и инвестиционные решения базировались на реальных издержках и выгодах;
- предприятия получат определенные преимущества в конкурентной борьбе за клиентов, если докажут, что их товары и услуги предпочтительней с экологической точки зрения;
- экологический учет — ключ к устойчивому развитию предприятия.
Россия переживает период реформирования своей системы учета и принятия Международных стандартов учета: пересмотрен План счетов бухгалтерского учета, состав и содержание отчетности, внесены соответствующие изменения в методологию учета. В частности, в соответствии с ПБУ 8/98 п. 2 к условным фактам хозяйственной деятельности отнесены обязательства в отношении охраны окружающей среды.
Одним из наиболее эффективных способов демонстрации экологической состоятельности предприятия является экологическая отчетность, которая рассматривается в качестве одной из основ современной промышленной экологической культуры и экологической культуры предпринимательства в целом. Различают два основных вида экологической отчетности предприятий: государственная (обязательная) и инициативная (добровольная).
Государственная экологическая отчетность — это совокупность различных информационных документов о планах и результатах природоохранной деятельности предприятия. Данный вид экологической отчетности является одним из основных инструментов государственного регулирования воздействия производства на окружающую среду. В соответствии с природоохранным российским законодательством предприятия представляют в органы экологического контроля и надзора следующие виды государственной экологической отчетности:
1) Экологический паспорт предприятия.
2) План общих природоохранных мероприятий.
3) Отчет о проведении природоохранных мероприятий, например форма 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».
4) Нормативная экологическая документация.
5) Отчетность по воздействию на окружающую среду, в т. ч.:
а) на атмосферу, форма 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Данный отчет включает разделы: 1) выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ, т/год; 2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация, т/год; 3) источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
б) на водные объекты, форма 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды». Отчет по данной форме включает разделы: 1) забрано из природных источников, получено от других предприятий (организаций), использовано и передано воды; 2) водоотведение;
в) по образованию и размещению отходов, форма 2-ТП (токсичные отходы) «Сведения об образовании, поступлении и размещении токсичных отходов производства и потребления;
6) Финансовая экологическая отчетность. Форма 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах», которая включает данные о текущих затратах по охране природы, затратах на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды, а также экологические платежи и плату за природные ресурсы.
Из всех перечисленных документов, играющих роль экологических отчетов, формально отчетами являются формы 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), отчет о проведении природоохранных мероприятий и расчет фактических экологических платежей.
В России на сегодняшний день не существует комплексного обязательного экологического отчета. Данный вид экологической отчетности, рассчитанный на узкий круг специалистов, не дает возможности его активного использования в системе производственного управления, для развития системы производственного экологического менеджмента, в том числе с целью получения дополнительных преимуществ (экономических, экологических, социальных).
Экологическая состоятельность (environmental credibility) в последнее время стала оказывать большое влияние на позиции компаний на фондовых рынках и в инвестиционных проектах наряду с экономической состоятельностью. Одним из наиболее эффективных способов демонстрации экологической состоятельности является инициативная экологическая отчетность.
Инициативный экологический отчет — документ, разрабатываемый предприятием на добровольной основе и содержащий детальную достоверную информацию об экологических аспектах деятельности предприятия. К отличиям инициативной экологической отчетности от государственной относится следующее:
- осуществляется на добровольной основе;
- тиражируется и распространяется;
- форма и содержание отчета устанавливаются предприятием в соответствии с собственными целями и задачами;
- регулярно публикуется;
- достоверность информации подтверждается независимой третьей стороной;
- самостоятельный выбор способа отчета.
Впервые инициативные экологические отчеты стали появляться в конце 80-х годов, а в начале 90-х насчитывалось уже более ста компаний, периодически выпускавших инициативную экологическую отчетность. Целью создания, распространения и использования инициативной экологической отчетности зарубежными компаниями было получение следующих дополнительных возможностей:
а) демонстрация экологической состоятельности компании;
б) использование при экологической сертификации и самосертификации;