Методика проведения фенологических наблюдений

Сезонные изменения в жизни растений и животных (распускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) называют фенологическими явлениями.

Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием естественнонаучного образования младших школьников. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.

Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей – качеств, необходимых при изучении естественных наук.

Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе учителю нужно знать основные правила их проведения.

1. «Выберите постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни и те же фенологические явления (например, зацветание черемухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на окраине, в южной и северной части города.

2. Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.

3. Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.

4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2-3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений зависит от их частоты.

5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.

6. Наступление того или иного фенологического явления соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой и живой природы.

7. Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную дату их наступления».[3] Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.

В классе должен быть «Фенологический уголок», который чаще всего имеет следующие рубрики:

а) наблюдения за погодой (на месяц);

б) план фенонаблюдений (за неживой природой, растениями, животными);

в) народный календарь;

г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных объектах и явлениях);

д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с конвертом для ответов детей). Сведения, помещенные в этих рубриках должны обновляться каждую неделю.

Рубрики могут меняться. В фенологический уголок может помещаться дополнительный материал к текущему уроку «Окружающий мир»; делаться обзор периодических изданий о природе; проводиться конкурсы на лучший рисунок, фотографию или сочинение об экскурсиях и прогулках на природу.

Кроме этого в уголок помещают календарь «Сезонное развитие природы в нашей местности» (см. таблицу 1)

Таблица 1

Сезоны года    
Астро-номические Климати-ческие Фенологические  
  Лето   22.06   Период с t выше + 15 С 1.Начало лета (зацветание шиповника). 2.Полное лето (зацветание липы). 3.Спад лета (первый желтый лист на березе).  
  Осень   23.09   Период понижения t от + 15 С до 0 С 1.Ранняя осень (первый заморозок на почве). 2.Золотая осень (23 сентября) 3.Глубокая осень (окончание листопада). Предзимье (неустойчивый снежный покров.).  
  Зима   22.12   Период с t ниже 0 С 1.Начало зимы (установление снежного покрова, ледостав). 2.Коренная зима (22 декабря). 3.Перелом зимы (первая песня большой синицы).  
  Весна   21.03   Период повышения t от 0С до + 15С 1.Ранняя весна (первые проталины, прилет грачей). 2.Зеленая весна (полный сход снега). 3.Предлетье (зацветание черемухи).  

Совершенно очевидно, что фенологические наблюдения не могут быть уложены в рамки учебных занятий. Они требуют свободного общения с природой во внеурочное и внеучебное (летнее) время. Результаты таких наблюдений должны фиксироваться в специальных «Дневниках наблюдений».

Регулярные внеурочные наблюдения за сезонными изменениями в природе начинаются в первом классе и ведутся на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Задания для наблюдений на предстоящий отрезок времени (чаще, на неделю) выбираются учителем из «Дневников наблюдений» с учетом вероятности наступления в это время определенных сезонных явлений. Намечаются задания по наблюдениям за неживой природой, жизнью растений, животных, трудом людей. Учащимся разъясняется, на каких объектах и явлениях следует сосредоточить внимание, объясняются правила определения дат наступления ожидаемых явлений.

Учитель должен сообщить ученикам средние сроки наступления конкретных фенологических явлений в данной местности и объяснить, что речь идет лишь о вероятности их наступления, и это вовсе не означает, что в указанное время данное явление должно наступить. Вместе с тем, ученики должны понять, что наблюдая за определенными объектами, они могут заметить другие явления, даже маловероятные для данного отрезка времени (например, повторное цветение осенью некоторых растений). Если наблюдаются большие отклонения от средних для конкретной местности сроков, то анализируются их причины.

Итоги наблюдений подводятся на «Минутке календаря» - особом этапе урока «Окружающий мир» - по плану:

· характеристика погоды за неделю;

· анализ сезонных изменений в неживой природе;

· фенологические явления в жизни растений и животных;

· установление причинно-следственных связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

· участие детей в сезонных работах и природоохранной деятельности.

В конце каждого месяца подводятся итоги наблюдений за месяц, а в конце сезона – за сезон.

Для более красочного и образного описания фенологических явлений на «Минутках календаря» могут использоваться натуральные и изобразительные наглядные пособия, стихи, народные приметы и др. Этот этап обычно занимает 3-5 минут и проводится в начале урока.

В начале учебного года «Минутки календаря» проводит учитель, постепенно подключая к анализу погоды и сезонных изменений в природе «дежурных фенологов». К концу первого класса дети сами подводят итоги наблюдений, учатся подбирать дополнительный материал для проведения “минуток календаря”.

«Дежурные фенологи» назначаются на неделю, в течение которой заполняют общеклассный “Фенологический уголок”. Это дает возможность всем учащимся контролировать правильность личных наблюдений. В течение сезона каждый ученик должен побывать в роли “дежурного фенолога”.

Очень важен контроль учителя за выполнением заданий “Дневника наблюдений”. Ежемесячно проводится их фронтальная проверка и выставляются оценки.

Наши рекомендации