Чередующиеся гласные в корне слова
Введение
Данные задания и методические указания для самостоятельной работы предназначены для студентов всех специальностей университета, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи», и составлены в соответствии с системой рейтингового контроля.
Целью заданий и методических указаний для самостоятельной работы является повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, заключающееся в актуализации знаний, умений и навыков, определенных Государственным образовательным стандартом дисциплины «Русский язык и культура речи». Задачами пособия являются следующие: предложить дидактический материал для самостоятельной работы, позволяющий освоить и закрепить программный материал, развить творческие способности студентов, помочь в усвоении сведений, направленных на создание аргументирующей речи, а также осознать некоторые общекультурные нормы.
Задания и методические рекомендации состоят из 3-х блоков: орфография (блок 1), пунктуация (блок 2), комплексный анализ текста (блок 3). Задания сформулированы таким образом, чтобы при выполнении студент не только повторил уже известный материал или освоил новый, но и развил общенаучные навыки: умение анализировать, отделять главное от второстепенного, обобщать, располагать материал, следуя законам логики.
Выполнять задания можно в любом порядке, в зависимости от результатов входного контроля, определившего пробелы в знаниях студента. В то же задания распределены на 10 комплексных домашних работ, оцениваемых в соответствии с рейтинговой системой контроля качества знаний.
Блок I. Орфография
Безударные гласные в корне слова
Задание 1. Спишите слова, выделив корень и поставив ударение. Подберите к каждому слову проверочное, так, чтобы ударение падало на корень.
Долина, продвигаться, привлекать, припадать, мясной, лебединый, ощипать, преподавать, роптать, грошовый, возить, плескать, ворона, цветок, кормить, трещать, убегать, толковать, увязать, присягать, удивление, пастух, припаять, улетать, тропинка, привлекательность, неопределенный, предзнаменование, облегчение, облокачиваться, пренебрежение, впечатление, обнажить, поглотить, наслаждение, позволять, скрипеть, полоть, трясина, усмирять, черстветь, выпекать.
Задание 2. Спишите пары слов, выделив корни и поставив ударение. Подберите к каждому слову проверочные слова, так, чтобы ударение падало на корень. Составьте словосочетание с каждым словом, так, чтобы стало ясным его лексическое значение. Образец: обвевать – веет, обвевать ветром.
Обвевать – обвивать; частота – чистота; валы – волы; спешите – спишите; поседеть – посидеть; слепить – слипаться, скрепить – скрипеть; разредить – разрядить; посвятить – посветить; отворить- отварить; запивать – запевать; обижать – обежать; висит – весит; примерять – примирять; старожил - сторожил; развиваться – развеваться; полоскать – поласкать; прожевал – проживал; распевать – распивать; подражать – подрожать (от холода); умолять – умалять; окатиться – окотиться; увидать – увядать; заплотить (реку) – заплатить.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Зал…зать на дерево – зал…зать рану; зап…вать куплет – зап…вать лекарство; нав…вать сны – нав…вать локоны; обв…вала лицо веером – обв…вала волосы вокруг головы; волосы разв…вались вокруг головы – разв…вали промышленность; ударился оз…мь – созревает оз…мь; пол…скать белье – пол…скать котенка; посв…тить фонариком – посв…тить жизнь науке; сп…шите видеть – сп…шите данные; ч…стота помещений – ч…стота посещений; ум…лять о помощи – ум…лять значение; разв…вается стяг – разв…вается сюжет; пос…деть на лужайке – пос…деть от горя; цветы стали ув…дать - надеялся ув…дать чудо; прим…рять костюм – прим…рять спорщиков; шумят и пенятся в…лы – устало брели в…лы; детишки были очень м…лы – приходилось стоять на м…лу; прор…дили морковь на грядке – зар…дили пушки; нак…лить железо до красна – нак…лоть березовых дров; носить прист…жные воротники – понукать прист…жных лошадей; спуститься в цветущую д…лину – быть вд…леке от дома.
Чередующиеся гласные в корне слова
Задание 4. Повторите правописание корней с чередующимися гласными. Сгруппируйте корни, объединив их по разным основаниям. Напишите как можно больше примеров к каждому правилу правописания корней.
Задание 5. Вставив пропущенные буквы, распределите слова на два столбика, записав в первый слова с а, во второй – с буквой о в корне.
Прик…снуться, прик…саться, прик…сновение, к…сательная; предл…жить, предл…гать, распол…житься, распол…гать; покл…ниться, кл…няться, накл…ниться, покл…н, раскл…няться; тв…рение, тв…рчество, тв…рь; заг…релый, заг…р, уг…релый, уг…р, разг…реться, г…реть, г…рь; пл…вец, пл…вать, пл…вчиха, пл…вучесть, попл…вок; з…рька, з…ря, з…рница, з…ренька, оз…рять, оз…ренный, оз…рение; р…стение, р…стить, р…сли, выр…стить, выр…сли, выр…сший, выр…щивать, зар…стать, пор…сль, зар…сли, отр…сль, водор…сли, Р…стислав, Р…стов-на-Дону, р…стовщик; ур…внение, ур…вень, ср…внять, ср…внить, ур…внять, выр…внять, р…весник, пор…вняться; пром…кать, м…кать, пром…кашка, вым…кнуть, обм…кнуть; вск…чить, ск…чок, ск…чу, подск…кать, выск…чить.
Задание 6. Вставив пропущенные буквы, распределите слова на два столбика, записав в первый слова с е, а во второй – слова с буквой и в корне.
Зам…реть от восторга, отп…рать замок, зам…рать от восхищения, приб…ру в квартире, пост…лить постель, любоваться расст…лавшейся равниной, уд…рать с места происшествия, уд…ру без оглядки, бл…стать красотой, нач…нать работу, бл…стеть на солнце, зам…реть от счастья, зам…рать от страха, соб…рательный образ, бл…стящий оратор, изб…рательная кампания, раст…рание красок, соч…тание теории с практикой, рассч…тывать на помощь, произвести расч…т.