Предполагаемые готовые решения актуальных экологических
Практическая работа № 1.
Определение концентрации углекислого газа в аудитории.
Цель: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во
время занятий.
Оборудование: тетрадь, блокнот для записей, карандаш, калькулятор.
Ход работы:
1.Определить объем аудитории. Например: длина аудитории — 10 м, ширина 5 м, высота — 3,5 м. Объем — 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м3.
2. Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л С02 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Возьмите среднее значение — 30 л в час.
3. В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определить объем воздуха,
который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25чел. = 1125 л.
4. Пересчитать объем образовавшегося С02 из литров в м3. Известно, что 1 л
составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3.
5. Концентрацию С02 рассчитать так: объем образовавшегося С02 поделить
на объем аудитории и результат умножить на 100% — 1,125 м3: 175 м3 х
100% = 0,64%.
6. Предельно допустимая концентрация для С02 составляет 1%, но уже 0,1%
при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.
7. Сделать вывод о санитарно-гигиенических нормах ПДК С02 в аудиториях
во время занятий и мерах по профилактике этого явления.
Практическая работа № 2.
Приспособительные формы живых организмов.
Цель: Выявить основные черты приспособленности растительных организмов к
среде обитания.
Оборудование: гербарные экземпляры растений, фотографии, рисунки.
Ход работы:
1. Определить вид растения, среду его обитания и образ жизни. Для проведения работы предлагается следующие группы растений:
растения, не поедаемы животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский;
раннецветущие растения: чистяк весенний, гусиный лук, ландыш майский;
светолюбивые и теневыносливые растения: очиток едкий, кошачья лапка, кислица обыкновенная, вороний глаз
растения, обладающие различными способами распространения семян: одуванчик лекарственный, клен остролистный, недотрога обыкновенная, подорожник большой;
растения влаголюбивые и засухоустойчивые: кислица обыкновенная, овсяница луговая, пырей ползучий, ландыш майский, кактус, саксаул.
2. Назвать фенотипические особенности растений, обеспечивающие приспособленность к среде обитания.
3. Описать преимущества, приобретенные изучаемыми растениями в процессе адаптации. Привести доказательства.
4. Сделать вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания, результаты оформить в виде таблицы.
Практическая работа № 3.
Изучение принципов рационального природопользования. Воздействие человека на окружающую среду и среды на человека.
Цель: способствовать изучению принципов рационального природопользования; научиться применять принципы рационального природопользования в различных экологических ситуациях.
Литература:доклады «Состояние окружающей среды Липецкой области» за 2012-2013 годы; «Экологические аспекты Липецкого региона»
Общие сведения.
В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное.
Рациональное (разумное) природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.
Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе. Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересованность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, экономических, социальных, нравственных и др.
Цели и задачи природопользования как науки
1 .Рациональное размещение отраслей производства на Земле.
2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.
3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:
а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;
б) обеспечение воспроизводства для растущих производств —
расширение воспроизводства используемых ресурсов;
в) комплексность пользования природными ресурсами.
4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов:
а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результате
человеческой деятельности;
б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов
и недостаточностей.
5.Рациональное преобразование природы.
В основе рационального природопользования и охраны природы лежат следующие мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетический, научно-познавательный, воспитательный.
Экономический мотив — важнейший мотив, как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов. Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни человека.
Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.
Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных произведений и т.д. с целью ее научного познания.
Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека.
Конечная цель рационального природопользования и охраны природы — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д. для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.
Принципы рационального природопользования и охраны природы
1.Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращение негативных последствий природопользования.
2.Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: использование природных ресурсов должно осуществляться на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов, в частности, с уменьшением или устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, обогащении и переработке, транспортировке.
3.Правило множественного значения объектов и явлений природы: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом интересов разных отраслей хозяйства.
4.Правило комплексности: использование природных ресурсов должно осуществляться комплексно, разными отраслями народного хозяйства;
5.Правило регионалъности: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом местных условий.
6.Правило косвенного использования и охраны: использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред.
7.Правило единства использования и охраны природы (основной принцип): охрана природы должна осуществляться в процессе ее использования.
Задание.
1. На основании приведенных примеров заполните таблицу:
Экологические проблемы
1. Возникновение стихийных свалок твердых бытовых отходов.
2. Выращивание монокультур на обширных территориях.
3. Вырубка лесопарковых территорий для строительства промышленных и гражданских сооружений на освободившейся площади.
4.Загрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов углерода, серы, азота.
5.Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений. 6.Использование пестицидов.
7.Осушение болот и создание искусственных водохранилищ.
8.Возникновение стихийных пожаров в лесопарковых зонах.
9.Сброс воды, загрязнённой бытовыми органическими веществами в водоемы.
Последствия человеческой деятельности в природе | Примеры | Какие происходят изменения природных экологических систем, их видового состава? | Ваши предложения по улучшению экологической ситуации |
Выбрать обратимые проблемы | |||
Выбрать необратимые проблемы |
2. Выберете одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу.
Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?
Mb п/п | Экологические проблемы | Предложения по решению |
1. | Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха | |
2. | Загрязнение открытых водоёмов стоками промышленных предприятий | |
3. | Загрязнение открытых водоёмов выбросами промышленных предприятий | |
4. | Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалом | |
5. | Замусоривание дворов, улиц, парков | |
6. | Шумовое загрязнение от строительных объектов, автомобильного транспорта | |
7. | Электромагнитное загрязнение от высоковольтных линий электропередач |
Предполагаемые готовые решения актуальных экологических
Проблем
A. Принятие закона.
Б. Введение местного налога.
B. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.
Г. Административные постановления и реальная помощь властей.
Д. Ужесточение законов.
Е. Экологическое образование и воспитание.
Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение и приведите примеры разрушительного, стабилизирующего и конструктивного воздействия человека на природу.
2. Дайте определение и приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на природу.
3. Дайте определение и приведите примеры преднамеренного и непреднамеренного воздействия человека на природу.
4. Какой смысл вкладывают в понятие «техногенез»?
5. Каковы основные причины ухудшения состояния природной среды?
6. В чем принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой?
7. Какие законы взаимодействия общества и природы вы знаете?