Предполагаемые готовые решения актуальных экологических

Практическая работа № 1.

Определение концентрации углекислого газа в аудитории.

Цель: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во

время занятий.

Оборудование: тетрадь, блокнот для записей, карандаш, калькулятор.

Ход работы:

1.Определить объем аудитории. Например: длина аудитории — 10 м, ширина 5 м, высота — 3,5 м. Объем — 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м3.

2. Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л С02 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Возьмите среднее значение — 30 л в час.

3. В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определить объем воздуха,

который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25чел. = 1125 л.

4. Пересчитать объем образовавшегося С02 из литров в м3. Известно, что 1 л

составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3.

5. Концентрацию С02 рассчитать так: объем образовавшегося С02 поделить

на объем аудитории и результат умножить на 100% — 1,125 м3: 175 м3 х

100% = 0,64%.

6. Предельно допустимая концентрация для С02 составляет 1%, но уже 0,1%

при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.

7. Сделать вывод о санитарно-гигиенических нормах ПДК С02 в аудиториях

во время занятий и мерах по профилактике этого явления.

Практическая работа № 2.

Приспособительные формы живых организмов.

Цель: Выявить основные черты приспособленности растительных организмов к

среде обитания.

Оборудование: гербарные экземпляры растений, фотографии, рисунки.

Ход работы:

1. Определить вид растения, среду его обитания и образ жизни. Для проведения работы предлагается следующие группы растений:

растения, не поедаемы животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский;

раннецветущие растения: чистяк весенний, гусиный лук, ландыш майский;

светолюбивые и теневыносливые растения: очиток едкий, кошачья лапка, кислица обыкновенная, вороний глаз

растения, обладающие различными способами распространения семян: одуванчик лекарственный, клен остролистный, недотрога обыкновенная, подорожник большой;

растения влаголюбивые и засухоустойчивые: кислица обыкновенная, овсяница луговая, пырей ползучий, ландыш майский, кактус, саксаул.

2. Назвать фенотипические особенности растений, обеспечивающие приспособленность к среде обитания.

3. Описать преимущества, приобретенные изучаемыми растениями в процессе адаптации. Привести доказательства.

4. Сделать вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания, результаты оформить в виде таблицы.

Практическая работа № 3.

Изучение принципов рационального природопользования. Воздействие человека на окружающую среду и среды на человека.

Цель: способствовать изучению принципов рационального природопользования; научиться применять принципы рационального природопользования в различных экологических ситуациях.

Литература:доклады «Состояние окружающей среды Липецкой области» за 2012-2013 годы; «Экологические аспекты Липецкого региона»

Общие сведения.

В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное.

Рациональное (разумное) природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.

Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе. Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересованность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, экономических, социальных, нравственных и др.

Цели и задачи природопользования как науки

1 .Рациональное размещение отраслей производства на Земле.

2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.

3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:

а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;

б) обеспечение воспроизводства для растущих производств —
расширение воспроизводства используемых ресурсов;

в) комплексность пользования природными ресурсами.

4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов:

а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результате
человеческой деятельности;

б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов
и недостаточностей.

5.Рациональное преобразование природы.

В основе рационального природопользования и охраны природы лежат следующие мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетический, научно-познавательный, воспитательный.

Экономический мотив — важнейший мотив, как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов. Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни человека.

Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.

Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных произведений и т.д. с целью ее научного познания.

Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека.

Конечная цель рационального природопользования и охраны природы — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д. для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.

Принципы рационального природопользования и охраны природы

1.Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращение негативных последствий природопользования.

2.Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: использование природных ресурсов должно осуществляться на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов, в частности, с уменьшением или устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, обогащении и переработке, транспортировке.

3.Правило множественного значения объектов и явлений природы: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом интересов разных отраслей хозяйства.

4.Правило комплексности: использование природных ресурсов должно осуществляться комплексно, разными отраслями народного хозяйства;

5.Правило регионалъности: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом местных условий.

6.Правило косвенного использования и охраны: использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред.

7.Правило единства использования и охраны природы (основной принцип): охрана природы должна осуществляться в процессе ее использования.

Задание.

1. На основании приведенных примеров заполните таблицу:

Экологические проблемы

1. Возникновение стихийных свалок твердых бытовых отходов.

2. Выращивание монокультур на обширных территориях.

3. Вырубка лесопарковых территорий для строительства промышленных и гражданских сооружений на освободившейся площади.

4.Загрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов углерода, серы, азота.

5.Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений. 6.Использование пестицидов.

7.Осушение болот и создание искусственных водохранилищ.

8.Возникновение стихийных пожаров в лесопарковых зонах.

9.Сброс воды, загрязнённой бытовыми органическими веществами в водоемы.

Последствия человеческой деятельности в природе Примеры Какие происходят изменения природных экологических систем, их видового состава? Ваши предложения по улучшению экологической ситуации
Выбрать обратимые проблемы      
Выбрать необратимые проблемы      

2. Выберете одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу.

Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?

Mb п/п Экологические проблемы Предложения по решению
1. Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха  
2. Загрязнение открытых водоёмов стоками промышленных предприятий  
3. Загрязнение открытых водоёмов выбросами промышленных предприятий  
4. Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалом  
5. Замусоривание дворов, улиц, парков  
6. Шумовое загрязнение от строительных объектов, автомобильного транспорта  
7. Электромагнитное загрязнение от высоковольтных линий электропередач  

Предполагаемые готовые решения актуальных экологических

Проблем

A. Принятие закона.

Б. Введение местного налога.

B. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.

Г. Административные постановления и реальная помощь властей.

Д. Ужесточение законов.

Е. Экологическое образование и воспитание.

Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и приведите примеры разрушительного, стабилизирующего и конструктивного воздействия человека на природу.

2. Дайте определение и приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на природу.

3. Дайте определение и приведите примеры преднамеренного и непреднамеренного воздействия человека на природу.

4. Какой смысл вкладывают в понятие «техногенез»?

5. Каковы основные причины ухудшения состояния природной среды?

6. В чем принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой?

7. Какие законы взаимодействия общества и природы вы знаете?

Наши рекомендации