Раздел общей совместной собственности супругов

Потребность в разделе имущества, находящегося в общей совместной собственности супругов, может возникнуть при расторжении брака, при необходимости обратить взыскание кредитора на долю одного из супругов в общем имуществе. Кроме того, супруги вправе произвести раздел общего имущества в любой другой ситуации, так как закон не устанавливает закрытого перечня поводов к разделу общего имущества, находящегося в общей совместной собственности супругов. Такой раздел может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов.

Существует два способа раздела общей совместной собственности супругов: добровольный и судебный.

1. Добровольный порядок раздела. Раздел имущества производится путем составления договора о разделе имущества, находящегося в общей совместной собственности супругов, в котором по-объектно определяется юридическая судьба каждой вещи. Данный договор в принципе не требует нотариального удостоверения, однако по желанию супругов их соглашение может быть заверено подобным образом. Необходимо отметить, что добровольный порядок раздела имущества, находящегося в общей совместной собственности супругов, применим лишь к уже нажитому имуществу, находящемуся в хозяйстве супругов, а не к тому, чье поступление планируется в будущем. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.

2. Судебный порядок раздела применяется в случае наличия спора между супругами о разделе имущества. Судья, прежде всего, требует составления детальной описи имущества, в которой указывается перечень предметов, составляющих общее имущество супругов, и их стоимость. В том случае, если возникает спор по поводу стоимости той или иной вещи, судья назначает экспертизу, откладывая дело слушанием до проведения экспертизы. Этот срок может быть достаточно ощутимым.

В опись не включаются:

• предметы, относящиеся к личной собственности супругов;

• вещи, принадлежащие детям, причем независимо от возраста детей, так как законодательство не устанавливает общности имущества родителей и детей.

В дальнейшем детские вещи перейдут к тому супругу, с кем останутся проживать дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества на имя общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.

Объем делимых вещей, включаемых в опись, определяется на момент прекращения фактических супружеских отношений (если раздел производится при расторжении брака).

При разделе общего имущества суд определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.

Общие принципы определения долей при разделе общего имущества супругов. Исходным положением здесь является следующее: имущество, нажитое в зарегистрированном браке, делится между супругами поровну, даже если один из супругов не работал, а только вел общее хозяйство, занимался воспитанием детей или по другим уважительным причинам не участвовал в создании общего имущества семьи. Таким образом, законный режим имущества супругов предоставляет достаточные гарантии женщине, чей труд по ведению общего хозяйства является не менее тяжелым и важным.

При этом вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.

Суд может отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе в нескольких случаях.

Во-первых, это касается ситуации, когда раздел имущества, исходя из равенства долей, нарушает интересы несовершеннолетних детей. Однако наличие данного правила в законодательстве не означает автоматизма передачи большей доли имущества тому родителю, с кем останутся проживать дети. Если интересы детей не диктуют неравенства долей, суд должен разделить имущество поровну.

Во-вторых, при разделе имущества суд может учесть заслуживающие внимания интересы одного супруга, причем законодательство не содержит закрытого перечня заслуживающих внимания интересов. Например, это может быть ситуация, когда один из супругов является инвалидом, тяжелобольным со стойкой утратой трудоспособности. Кроме того, это могут быть случаи, когда другой супруг вел себя в браке недостойно, не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

Общие долги супругов при разделе общего имущества распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям. При этом к общим долгам супругов приравниваются также обязательства одного из супругов, если судом будет установлено, что все, полученное по обязательствам одного из супругов, было использовано на нужды семьи.

Установление происхождения ребенка.Для того чтобы между взрослыми мужчиной и женщиной, с одной стороны, и ребенком, с другой стороны, возникло родительское правоотношение, необходимо установить происхождение данного ребенка от этого мужчины и этой женщины. Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Установление происхождения ребенка от матери по вполне понятным причинам обычно не представляет трудностей. Оно подтверждается справкой из медицинского учреждения, в котором принимались роды. В случае рождения ребенка вне медицинского учреждения (так называемые уличные роды) происхождение ребенка устанавливается органом загса на основании медицинских документов, свидетельских показаний и других доказательств.

Происхождение ребенка от отца установить значительно сложнее. Действующее законодательство предусматривает четыре ситуации, когда мужчина признается отцом ребенка.

I. Прежде всего необходимо выяснить, состоит (состоял) ли предполагаемый отец ребенка в зарегистрированном браке с матерью ребенка. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней (10 месяцев) с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери. Отцовство супруга матери ребенка в этом случае удостоверяется записью об их браке. Другими словами, в данном случае законодательством устанавливается презумпция отцовства супруга матери ребенка. Единственное, что может сделать мужчина, если он возражает против отцовства, это сам доказать, что он не является отцом (например, представив справку о болезни, не позволяющей ему иметь детей, или сославшись на свое отсутствие в предполагаемый период зачатия).

В том случае, если предполагаемый отец не состоит (состоял) в браке с матерью ребенка, закон предлагает следующие способы установления отцовства.

2. Добровольное установление отцовства. Оно оформляется органом загса. Для этого мать ребенка и предполагаемый отец должны подать совместное заявление об установлении отцовства. Путем подачи совместного заявления устанавливается согласие не только отца, но и матери ребенка на добровольное установление отцовства (дело в том, что матери нередко отказывают в этом отцу).

Как быть отцу, желающему установить отцовство, в случае отказа матери? Ему ничего не остается, как пройти процедуру судебного установления отцовства, доказывая его всеми доступными средствами.

Но бывает, что согласие матери невозможно получить по другим причинам. На этот случай закон устанавливает следующие правила. В случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери, лишения ее родительских прав добровольное установление отцовства производится по заявлению отца ребенка. Для того чтобы в отцы к ребенку не записался чужой мужчина (например для того, чтобы жить на средства богатого ребенка), добровольное установление отцовства в этом случае возможно только с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

3. Случаются ситуации, когда у мужчины и женщины, не состоящих в зарегистрированном браке, рождается ребенок. Мужчина не скрывает того, что он является фактическим отцом ребенка, активно участвует в содержании, воспитании ребенка. Об этом знают его друзья, коллеги. Возможно, мужчина собирается признать ребенка, но не успевает этого сделать и умирает. На этот случай в законодательстве существует институт судебного установления факта признания отцовства. Заинтересованные лица путем особого производства могут установить факт признания отцовства. В этом случае устанавливается юридическая связь между ребенком и умершим отцом, а значит, ребенок наследует имущество после отца, может носить его отчество, фамилию, мать сможет получать пенсию по случаю потери кормильца и т. д.

4. Наконец, бывает ситуация, надо сказать, наиболее распространенная, когда живой отец не хочет признавать свое отцовство. В этом случае приходится устанавливать отцовство в судебном порядке. Иск об установлении отцовства могут подать мать, отец ребенка, опекун (попечитель) ребенка, а также лицо, на иждивении которого находится ребенок.

Законодатель допускает любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Однако при применении КоБС 1969 г. доктрина семейного права исходила из того, что внебрачные дети у советских людей могут рождаться только в том случае, если мужчина и женщина собирались вступить в законный брак, фактически уже создали семью, но в последний момент у них что-то разладилось. Поэтому советское семейное право ориентировало суды на следующие обстоятельства, доказывающие отцовство ребенка.

1. Фактическое совместное проживание (т. е. устойчивое семейное отношение, характеризующееся постоянным общением его участников) и ведение общего хозяйства (т. е. затраты средств и труда обоих или одного из совместно проживающих лиц на удовлетворение общих семейно-бытовых потребностей - закупки, приготовление пищи, стирка и т. п.). При этом необходимо официальное проживание на одной жилой площади. Однако такое проживание должно иметь место в период возможного зачатия. Данное обстоятельство мало кому удается доказать, так как чаще всего имеют место лишь эпизодические приходы мужчины, а уж о ведении общего хозяйства и речи не идет.

2. Совместное воспитание либо содержание ребенка. Содержание ребенка, как правило, предполагает периодическое предоставление средств для обеспечения постоянных его потребностей. Некоторые ученые и судьи признают участием в содержании ребенка и предоставление разовой крупной суммы. Участие в воспитании ребенка может выражаться, например, в том, что предполагаемый отец регулярно приходил, гулял с ребенком, водил ребенка в школу, интересовался учебой и т. д. Однако практика показывает, что даже юридические отцы редко ходят в школу за ребенком, даже они уклоняются от уплаты алиментов. Что уж говорить о фактических. Поэтому мало кому удается доказать наличие этих обстоятельств.

Таким образом, перечень доказательств, приводимый в КоБС 1969 г., мало что давал женщине и делал судебное установление отцовства почти невозможным. Кодекс РБ не устанавливает перечня доказательств, он говорит лишь о том, что приводимые сведения должны с достоверностью подтверждать происхождение ребенка от конкретного лица. Таким образом, определение круга доказательств – это дело судебной практики. Практика же пока что считает достоверными доказательствами лишь те, что перечислены выше, а также некоторые другие.

3. Наличие фактов, которые бы еще до предъявления иска подтверждали признание ответчиком своего отцовства. В данном случае акцент делается на субъективном отношении ответчика к вопросу о своем отцовстве: необходимо, чтобы определенные доказательства неоспоримо свидетельствовали о признании им своего отцовства в той или иной форме. Судебная практика однозначно применяет лишь письменные доказательства. Например, это могут быть письмо ответчика, его дневник, анкета, фотография, заявление в. школу и т. п., в которых ответчик называл ребенка своим;

4. Свидетельские показания, как считают некоторые ученые, при определенных обстоятельствах дают возможность установить субъективное признание отцовства. Действительно, вопрос о достоверности доказательств решает суд. Однако надо сказать, что такие случаи пока что являются исключением;

5. Медицинские идентификационные экспертизы сегодня приобретают доказательную силу. Дело в том, что год от года точность и достоверность положительного ответа на вопрос об отцовстве возрастает. В качестве примера высокоточных экспертиз можно привести метод генной дактилоскопии. Однако проблема заключается в том, что эти методы являются дорогостоящими и недоступными массовому потребителю. Кроме того, и судьи недостаточно осведомлены о данных видах экспертиз. Поэтому реально сейчас проводятся лишь экспертизы крови и т. п., которые однозначно могут дать лишь отрицательный ответ об отцовстве. Вот почему сегодня данные экспертизы являются лишь дополнительными доказательствами, не имеющими самостоятельной доказательной силы. Вполне возможно, что в будущем данные идентификационной экспертизы будут считаться доказательствами, с достоверностью подтверждающими происхождение ребенка от конкретного лица.

Наши рекомендации