Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности
Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду
Этот принцип указан первым в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон ОООС) и должен являться основным (главенствующим) принципом в силу статьи 2 Конституции РФ, закрепляющей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Для анализа реализации этого принципа необходимо рассмотреть понятие "благоприятная окружающая среда" и юридические критерии соблюдения права на благоприяную окружающую среду.
Понятию "благоприятная окружающая среда" в числе прочих терминов легальное определение дано в статье 1 Закона ОООС:
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Очевидно, что установление юридического факта "устойчивого функционирования естественных экологических систем" представляет собой значительную сложность с практической точки зрения. Поэтому необходимо обратиться к определению другого термина, которое дается в той же ст. 1:
Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Таким образом, из взаимосвязи определений терминов "благоприятная окружающая среда" и "нормативы в области охраны окружающей среды" можно сделать вывод о том, что право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на нее соответствующим природоохранным нормативам.
В этой связи хочется обратить внимание на так называемые "временные лимиты" - это нормативы воздействия на окружающую среду, временно устанавливаемые для природопользователей, которые технологически не в состоянии уложиться в норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ). Временные лимиты предполагают, что оказываемое воздействие будет выше предельно допустимого, следовательно, на границе санитарно-защитной зоны предприятия выбросы будут формировать загрязнение, не укладывающееся в нормативы качества воздуха (превышающее предельно допустимые концентрации - ПДК). На взгляд автора курса, является дискуссионным вопрос о соответствии практики установления временных лимитов статьям 2, 42 Конституции РФ, провозглашающим высшую ценность прав и свобод человека и гарантирующим права человека на благоприятную окружающую среду.
Как отмечает М.М. Бринчук [Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. - 2008. - №9], законодатель оперирует понятием "благоприятная окружающая среда" в двух значениях: применительно к субъективному праву человека и к определению целей и критериев деятельности государства и других субъектов экологического права по охране окружающей среды. Причем в большем количестве правовых норм понятие "благоприятная окружающая среда" используется применительно к праву человека.
Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Данный принцип конкретизируется в природоресурсном законодательстве. Например, в целях охраны и рациональнго использования водных ресурсов: создаются бассейновые советы (статья 29 Водного кодекса РФ - далее ВК РФ), предъявляются требования по рациональному использованию и охране при использовании водных объектов для целей производства электрической энергии (ст. 46 ВК РФ); Главой 6 ВК РФ предусмотрены меры по охране водных объектов.
Рациональное и нестощительное использование лесов провозглашено целью их освания в соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ). Целям охраны и рационального использования лесов служит предусмотренное статьей 10 ЛК РФ подразделение лесов по целевому назначению на защитные (подлежащие максимальной охране), эксплуатационные и резервные леса. Правовые меры охраны и защиты лесов предусмотрены главой 3 ЛК РФ.
Рациональное использование и охрана недр должны быть предусмотрены технико-экономическим обоснованием при предоставлении недр в пользование для добычи полезных ископаемых (абзац третий статьи 10 Закона РФ от 21 февраля 1992 №2395-1 "О недрах"). Рациональное использование и охрана недр регулируются нормами, содержащимися в разделе III указанного Закона "О недрах".
Аналогичные нормы можно найти и в других актах, регулирующие использование и охрану отдельных видов природных ресурсов (объектов).
Вопросы эффективности правовых мер, точнее причин неэффективности, по рациональному использованию и охране природных ресурсов мы оставим за скобками сегодняшнего семинара, и вернемся к их обсуждению в последующих лекциях.
Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды
Данный принцип во многом является декларативным.
Ранее реализацию рассматриваемого принципа можно было проследить в нормах, регулирующих экологическую экспертизу. До внесения изменений 18.12.2006 экологическая экспертиза представляла собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. После внесения 18.12.2006 изменений в действующая редакция Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не предполагает в качестве целей экологической экспертизы предупреждения социальных и экономических последствий реализации проекта, исключено также понятие "допустимости реализации", а соответствие экологическим требованиям понимается в новой редакции узко - только как соблюдение соответствующих требований законодательства и технических регламентов. Если прежняя редакция позволяла экспертам ссылаться не только на нормативные источники, но и на научные данные, оценивать допустимость воздействия с точки зрения социально-экономических последствий, то в настоящий момент таких возможностей закон не предоставляет, а следовательно и научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов (если они прямо не указаны в нормативных источниках) при проведении экологической экспертизы практически невозможно.
Данный принцип в определенных пределах реализуется при планировании - составлении программ социально-экономического развития. Например, утверждаемые Правительством РФ федеральные целевые программы содержат разделы "Оценка эффективности Программы, социально-экономических и экологических последствий ее реализации". Это предусмотрено пунктом 10 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвржденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №594 [Собрание законодательства РФ. - 1995. - №28. - Ст. 2669].