Раздел 6. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЛАНДШАФТЫ
Рекреационные ландшафты – это природно-рекреационные ресурсы, природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства (такие как привлекательность, или аттрактивность; контрастность и чередование пейзажей, экзотичность, уникальность, размеры и формы объектов, возможность их обзора), используемые человеком вне рабочего времени.
Рекреационная география – это наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени.
Предметом исследования рекреационной географии является изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности и размещения рекреационных объектов.
Многосторонний процесс приспособления территории для определенных видов рекреационных занятий и их комбинаций носит название рекреационного освоения. Наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов, часто называется рекреационным потенциалом, хотя это более широкое понятие, включающее совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на рассматриваемой территории.
Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы – то есть компоненты среды и объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованными для организации различных видов и форм рекреационных занятий.
В качестве природных предпосылок рекреации выступают в первую очередь природно-территориальные и аквальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность, или, наоборот, типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.
К природным рекреационным ресурсам (в отличие от культурно-исторических и социально-экономических) относятся климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, заповедники, живописные ландшафты, природные памятники и другие уникальные природные объекты (Кусков, 2005).
Для использования природных условий в территории в рекреационных целях необходима их оценка. Процедура оценивания состоит из следующих обязательных этапов:
· выделение объектов оценки – природных комплексов, их компонентов и свойств;
· выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;
· формулирование критериев оценки, которые определяются как масштабом и целью исследования, так и свойствами субъекта;
· разработка параметров оценочных шкал; пятиступенчатая шкала оценки предпосылок для развития рекреации включает такие градации: наиболее благоприятные; благоприятные; умеренно благоприятные; малоблагоприятные; неблагоприятные.
Существует три основных типа оценивания природных ресурсов:
· медико-биологический;
· психолого-эстетический;
· технологический.
Медико-биологический тип отражает воздействие природных факторов на организм человека, их комфортность. Ведущую роль при этом играет оценка рекреационных климатических ресурсов. Например, зона комфортных температур для большинства людей лежит в пределах 17-23° С. Желательно учитывать и такие показатели, как влажность (оптимальная 60%), скорость ветра (не более 6 м/сек), температура воды для купания (не менее 17°, рекомендуемая 25-27°С) и волнение (не более 3 баллов) величины солнечной радиации и пр.
При психолого-эстетической оценке исследуется эмоциональное воздействие отличительных черт ландшафта или его компонентов на человека. Эстетическая ценность ландшафта, «пейзажное разнообразие» зависит от его морфологической структуры, разнообразия элементов (рельеф, гидрография, растительность и др.). Существуют такие показатели внутреннего пейзажного разнообразия, как степень мозаичности ландшафта (отношение количества контуров урочищ к площади изучаемых ландшафтов), степень разнообразия ландшафтов (отношение видов урочищ к площади ландшафта), частота встречаемости фоновых доминант и структурных детерминант по маршруту и др. Внутренние эстетические свойства природных комплексов характеризуются такими показателями, как степень залесенности, полнота древостоя, ярусность леса, обилие подроста и подлеска. В зависимости от степени залесенности выделяют пространства открытые, полуоткрытые и закрытые. При оценке наибольший балл получают ландшафты с полуоткрытыми пространствами (чередование залесенных и незалесенных участков). Важен также характер сочетания растительности и рельефа. Внешнее пейзажное разнообразие природного комплекс характеризуется разнообразием пейзажей, раскрывающихся на множестве соседних природных комплексов. Среди других методов психолого-эстетической оценки ландшафтов отмечаются такие, как экзотичность (степень контрастности места отдыха по отношению к постоянному месту жительства рекреанта) и уникальность (степень встречаемости и неповторимости объектов и явлений).
Технологическая оценка включает вопросы техники и технологии использования природных и других ресурсов для рекреационной деятельности в целом, того или иного вида рекреационных занятий, оценку возможностей инженерно-строительного освоения ландшафтов для создания рекреационных учреждений.
Ландшафт, или природный комплекс, является центральной подсистемой функциональной модели рекреационного природопользования. Состояние природного комплекса измеряется такими параметрами, как площадь, емкость, нагрузка (чел./га), и характеризуется специфическими свойствами – устойчивостью, аттрактивностью, надежностью.
В зависимости от уровня рекреационной специализации можно выделить три основных типа рекреационного землепользования:
1) территории с высокой интенсивностью рекреации, где другие землепользователи отсутствуют или имеют второстепенное значение (парки, пляжи и другие зоны массового отдыха);
2) территории со средней интенсивностью рекреации, выполняющие одновременно некоторые экологические и производственные функции (пригородные зеленые насаждения, противоэрозионные леса);
3) территории с незначительным удельным весом рекреации.
Главным обоснование типизации рекреационной деятельности выступает ее функциональная ориентация, связанная с особенностями территории. Выделяют следующие рекреационные функции ландшафтов:
· лечебная – направленная на восстановление здоровья (климат, грязи, минеральные воды);
· оздоровительная (умеренно-пересеченный рельеф, климат);
· познавательная – направленная на развитие духовного потенциала личности (наличие уникальных природных объектов);
· спортивная – направленная на развитие физических сил человека (водный, горный, пешеходный, спелео-, велотуризм, категорийность маршрутов от I до VI).
Многие виды рекреации носят сезонный характер. Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности.
Развитие рекреации связано и в будущем еще больше будет сопряжено с использованием значительного пространства. Это имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С развитием международного туризма многие страны и районы стремятся более представительно показать свои ландшафтные особенности, но любые рекреационные ресурсы имеют свой запас прочности.
Ландшафты разных природных зон существенно различаются по своей потенциальной устойчивости к рекреационным нагрузкам.
Рекреационные ресурсы обладают емкостью – т.е. способностью принимать определенное количество рекреантов и выдерживать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия. Субъективной причиной деградации ландшафтов часто выступает низкая культура поведения рекреантов. Устойчивостью ПТК против нагрузок называется его способность противостоять этим нагрузкам до известного предела, за которым происходит потеря способности его к самовосстановлению. Под нагрузкой понимается посещаемость единицы площади ландшафта в единицу времени. Нагрузка, вызывающая в ландшафтах необратимые изменения, называется критической; нагрузка, близкая к критической, но не вызывающая необратимых изменений, называется предельно допустимой.
Емкость рекреационных ресурсов определяется исходя из нормативов антропогенной нагрузки, в том числе предельно допустимой. Норма антропогенной нагрузки определяется применительно к различным экосистемам в различных природных зонах для прогулочного, пешеходного туризма, экскурсионной деятельности в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды.
С емкостью природных ресурсов связано понятие рекреационного потенциала – т.е. отношение между фактической и предельно возможной численностью посетителей, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. Можно также определить рекреационный потенциал как способность территории принять определенное (предельное) количество рекреантов, при котором не происходит нарушения состояния природного и экологического равновесия.
В основе многих исследований рекреационных нагрузок лежит положение о стадиях «рекреационной дигрессии» по аналогии со стадиями пастбищной дигрессии. Для ландшафтов лесов умеренного пояса, в частности, выделяют пять стадий рекреационной дигрессии (по Н.С.Казанской):
1. Деятельность человека не внесла в лесной комплекс никаких заметных изменений.
2. Рекреационное воздействие человека выражается в установлении редкой сети тропинок, в появлении среди травянистых растений некоторых светолюбивых видов, в начальной фазе разрушения подстилки.
3. Тропиночная сеть сравнительно густа, в травянистом покрове преобладают светолюбивые виды, начинают появляться и луговые травы, мощность подстилки уменьшается; на внетропиночных участках возобновление леса все еще удовлетворительное.
4. Тропинки густой сетью опутывают лес, в составе травянистого покрова количество собственно лесных видов незначительно, жизнеспособного подроста молодого возраста (до 5-7 лет) фактически нет, подстилка встречается фрагментарно у стволов деревьев.
5. Полное отсутствие подстилки и подроста, на вытоптанной площади – отдельные экземпляры сорных и однолетних трав.
Граница устойчивости ПТК проходит между 3-й и 4-й стадиями, за предельно допустимые принимаются нагрузки, соответствующие 3-й стадии дигрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисциплина «Ландшафтная экология» знакомит с системой основных научных знаний в области ландшафтоведения и исследований природно-антропогенных ландшафтов. Требуемый уровень освоения курса подразумевает понимание механизмов функционирования различных природно-антропогенных хозяйственных систем, особенностей их внутренней структуры, специфики управления и оптимизации в разных географических условиях.
Студент, изучивший дисциплину, в соответствии с Государственным образовательным стандартом должен:
– знать основные понятия и термины дисциплины; многоаспектную ценность ландшафта; последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты; характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов; влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.
– знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;
– знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;
– знать основы биологической продуктивности биосферы, знать региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой;– уметь определять тип ландшафта; выявлять формы воздействия на него человека;
– уметь давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом); формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране ландшафта.
– уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;
– понимать суть особенностей Земли как сложной системы; взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях; иметь представление о путях выхода из глобального экологического кризиса;
– понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
– иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду в разных географических условиях; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф.