Крупнейшие промышленные и транспортные аварии в России за период с 1950 по 2009 гг
Год | Местоположение | Тип аварии | Масштабы аварии и ее последствия |
Район г. Кыштым, Урал | Выброс радиоактивных веществ в результате взрыва | Выброс 2,1 млн. кюри РВ, загрязнение территории размером не менее 1 5 тыс. км2, выселение 10000 чел. | |
Чернобыль | Взрыв реактора АЭС | Выброс РВ с загрязнением части территории РФ, на которой проживает около 6,5 млн. чел. | |
Череповец, европейская часть России | Аварийный выброс 5 т фенола металлургическим заводом | Загрязнение 95 тыс. га Рыбинского водохранилища, образование 100-км подводного шлейфа ядовитого вещества | |
Улу-Теляк, под Уфой, Урал | Взрыв на продуктопрово-де, железнодорожная ка-тострофа | Крупнейшая за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа. Энергия объемного взрыва газа соответствовала 300 т тротила, гибель 780 чел., ранено более 800 чел. | |
Уфа | Взрывы на химических предприятиях | Обширные зоны загрязнения воздушного бассейна и речной воды, отравление фенолами сотен тыс. чел. | |
Серов, Свердловская область | Прорыв плотины Киселевского вдхр на р. Каква, наводнение | Ущерб составил 63,3 млрд. руб. в ценах 1993 г.. Погибло 12 чел., ранено 43 чел., пострадало 6,5 тыс. чел, затопление 69 км2. | |
Усинский р-н, Республика Коми | Массовая утечка нефти | Вылив из нефтепровода 100000 т. нефти. Общая площадь загрязнения составила 69,3 га. Пострадало 63,5 тыс. чел. | |
пос. Мамоны, Иркутская обл. | Авиакатастрофа самолета ТУ-154М. | Погибло 125 чел | |
Хабаровский край | Авиакатастрофа самолета ТУ-154. | Гибель 97 чел. | |
Иркутск | Авиакатастрофа самолета АН-1 24 «Руслан» | Гибель 66 чел., разрушено несколько многоэтажных домов. | |
март 2007 | Шахта «Ульяновская» Кемеровская обл. | Взрыв газа метана | Погибло 110 шахтеров. |
май 2007 | Шахта «Юбилейная», в Кузбассе | Взрыв газа метана | Погибло 39 человек. |
август 2009 | Саяно-Шушенс-кая ГЭС | Гидродинамический удар | Погибло 75 человек. Ущерб составил около 40 млрд. рублей. |
В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 30-40 тыс. человек. Число погибших пассажиров и членов экипажей на 1 млрд. пассажире- километров составляет: на автомобильном транспорте - 30-35, на авиационном - более 1, на железнодорожном - 0,02-0,03. Необходимо отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок на всех видах транспорта около 12%.
Следует подчеркнуть, что подавляющая часть транспортных происшествий (95%) приходится на автомобильный транспорт.
По данным ООН, ежегодно в мире в результате аварий на автотранспорте погибает около 300 тыс. человек, а 8 млн. человек получают повреждения. Кроме того, автотранспорт является основным загрязнителем воздуха в городах.
Наиболее тяжелые последствия имеют аварии, связанные с автотранспортом, перевозящим большие группы людей. Автомашины сталкиваются с железнодорожным транспортом, друг с другом, падают в пропасти на горных дорогах и т.п. Например, в 1994 году в Таиланде произошло лобовое столкновение автобуса с тяжелым грузовым автомобилем. Возник пожар. Погибло 37 человек. В январе 1999 года автобус, двигавшийся ночью по Военно-Грузинской дороге, рухнул с высоты 120 м в ущелье р. Терек. Погибли все находившиеся в автобусе люди. Найдено 28 трупов.
Особенно тяжелыми бывают автотранспортные аварии с пожарами, взрывами, утечкой опасных веществ. В целом, в основной своей массе дорожно-транспортные происшествия имеют локальный масштаб, но из-за огромного их числа суммарно они являются на сегодня самым губительным техногенным бедствием во всем мире
Авиация сегодня стала массовым видом транспорта и в целом по безопасности превзошла автомобильный транспорт. Однако авиационные происшествия, аварии и катастрофы еще относительно часты, а из-за большой вместимости воздушных судов их жертвы многочисленны.
В последние годы ряд тяжелых авиационных происшествий имел место в России. В декабре 1995 года потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты самолет Ту-154, выполнявший рейс с о. Сахалин на Хабаровск. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере. В 1996 году при взлете в аэропорту г. Киншаса (Заир) потерял управление и рухнул на городской рынок российский самолет Ан-32. Погибли 300 человек, сотни людей получили ожоги. В августе того же 1996 года на архипелаге Шпицберген (Норвегия) потерпел катастрофу российский самолет Ту-154, в результате чего погибло около 150 человек. В Иркутске в сентябре 1997 года при взлете с аэродрома авиазавода упал на микрорайон города транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Было разрушено полностью или частично несколько многоэтажных жилых домов, школа, детский дом. Погибли 17 человек экипажа, 6 человек, сопровождавших груз и 44 жителя микрорайона, в том числе дети. Авиакатастрофа в июле 2002 г. в небе над Германией при столкновении авиалайнера ТУ-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузового «Боинг-757» унесла жизни всех пассажиров и членов экипажей самолетов.
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт значительно безопаснее, чем автомобильный и авиационный, аварийность на нем достаточно высока. Особенно велик риск при перевозке опасных грузов, основные объемы которых доставляются именно этим транспортом. Согласно статистике количество аварий и инцидентов в грузовых поездах с опасными грузами имеет тенденцию роста. Определяющим фактором, влияющим на безопасность железнодорожного движения, остается изношенность технических средств, а также человеческий фактор.
В качестве примеров можно привести некоторые наиболее крупные железнодорожные катастрофы.
Российская история железнодорожных катастроф началась еще в XIX веке. В 1876 году в 15 верстах от Одессы в результате крушения воинского эшелона погибло почти 70 солдат-новобранцев. Аварии на железных дорогах имели и имеют место в последующем. В 1968 году близ ст. Белые Столбы под Москвой произошло лобовое столкновение пригородного электропоезда с грузовым составом. Погибло несколько десятков человек. В 1971 году на ст. Овечко в Ставропольском крае взорвался нефтеналивной состав. Пожар охватил поезд и станцию, более 100 человек получили ожоги и ранения. В 1988 году произошла железнодорожная катастрофа близ ст. Бологое (Калининская область). У поселка Ельниково в Белгородской области в 1990 году пассажирский поезд врезался в последние цистерны товарного поезда. Упавшая цистерна со сжиженным газом перегородила встречный путь, по которому шел пассажирский поезд. Сгорело 17 пассажирских вагонов и 2 локомотива, 11 человек погибли. В Калининской области вблизи г. Нелидово в 1992 году произошло лобовое столкновение пассажирского поезда и грузового состава, в результате которого погибли 43 человека. В 1994 году в Белгородской области пригородный электропоезд столкнулся с вагонами грузового состава, что привело к гибели 21 человека. В 1996 году у Тоцкого (Оренбургская область) и у Мокрого Батая (Ростовская область) произошли наезды локомотивов на автобусы, в результате чего погибли 23 и 21 человек соответственно. Перечисленные катастрофы - лишь часть происшествий на железнодорожном транспорте, имевших место в России.
Морской и речной транспорты, обладая одним процентом в пассажирообороте страны и одиннадцатью в грузообороте, занимают скромное место в проблеме безопасности транспорта. Главную опасность для жизни людей, как показывает статистика, несет здесь маломерный флот. Вместе с тем периодически имеют место и крупные кораблекрушения. Особенно тяжелые последствия имела гибель английского лайнера «Титаник» 15 апреля 1912 гбда, жертвами которой оказались 1500 человек,. Почти столько же, более 1200 человек, погибло, когда в 1926 году на р. Янцзы взорвался китайский войсковой транспорт. Во второй половине нынешнего века произошло несколько тяжелых кораблекрушений, связанных с морскими паромами (Норвегия, Греция, Филиппины, Китай, Бангладеш, Англия, Египет, Эстония). Рекордные по числу жертв последствия имело столкновение филиппинского морского парома «Дона Паз» с танкером «Вектор» в 1987 году, когда гибель кораблей унесла жизни почт 4400 человек.
Катастрофами судов изобилует и история российских военного, грузового и пассажирского флотов. Крупнейшей российской катастрофой с большим количеством жертв стал взрыв и гибель в Севастополе в 1916 году линкора «Императрица Мария»*. Подобная катастрофа произошла в Севастополе и в 1955 году, когда (предположительно от взрыва оставшейся со времен Великой Отечественной войны мины) опрокинулся и затонул линкор «Новороссийск», что привело к гибели 608 человек. В 198$ году на р. Волге в районе г. Ульяновска столкнулся с опорой моста речной теплоход «Суворов». При этом 175 человек погибли. В 1986 году в районе Новороссийска столкнулся с сухогрузом и затонул, унеся с собой более 300 жизней, пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов».
Наиболее древним техногенным бедствием для людей являются пожары. В наше время пожары зданий и сооружений производственного, жилого, социально-бытового назначения. Погибло 20 человек. Парадоксальность ситуации с Киселевским гидроузлом проявилось в том, что в следующем году прорыв этой плотины повторился по тому же сценарию. В августе 1994 года также из-за обильных дождей прорвало плотину Тирлянского водохранилища (Башкортостан). Пострадал г. Белорецк, другие населенные пункты. Погибло и пропало без вести более 90 человек.
Острой эта проблема остается для России и сегодня. В стране эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. м3. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в аварийном состоянии. Особенно остро стоят проблемы состояния бетона первых столбов плотины Саяно-Шушенской ГЭС, ремонта плотины и берегоукрепления Боткинского водохранилища в Пермской области, реконструкции берегозащитной дамбы в г. Юрьевце Ивановской области, замены затворов шлюзов и укрепления ограждающих дамб на Волго-Донском судоходном канале, укрепления стен камер и замены ворот шлюзов на водных путях Волжского и Камского бассейнов.
Определенные угрозы населению несет нестабильная работа объектов коммунального хозяйства, что в последние годы характерно для России, где существующие мощности систем жизнеобеспечения практически по всем регионам и населенным пунктам страны недостаточны и не отвечают нормативным требованиям. Дефицит мощностей составляет в год: по водоснабжению - 9,6 млн. м3, канализации - 8,3 млн. м3, теплоснабжению — 13 тыс. Гкал/ч. Кроме того, за последние 10 лет физический износ оборудования коммунального хозяйства возрос в 1,7 раза и в большинстве городов и населенных пунктов достиг критической величины — 50-70% и более. Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения. Особую опасность в осенне-зимний отопительный период создают аварии на системах теплоснабжения городов. Это происходит из-за того, что объемы предзимних работ из-за нехватки средств систематически недовыполняются, а также вследствие нехватки топлива. Каждую зиму без центрального отопления остаются целые жилые кварталы с десятками тысяч жителей. В наиболее тяжелых случаях население приходится эвакуировать из мест постоянного проживания.
Проведенный выше краткий анализ опасностей и угроз техногенного характера позволяет сделать вывод, что основными источниками техногенной опасности, как правило, являются:
•хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие
•энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов;
•объективный рост сложности производства с применением новых технологий,
требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ;
•утраченная надежность производственного оборудования, транспортных средств,
несовершенство и устарелость технологий, снижение технологической и трудовой
дисциплины;
•опасные природные процессы и явления, способные вызвать аварии и катастрофы на промышленных и других объектах.
Для России, в силу ее особенностей, связанных со структурными изменениями в экономике, к числу источников техногенной опасности следует также отнести:
•остановку ряда производств, обусловившую нарушение хозяйственных связей и
сбои в технологических цепочках;
•высокий уровень износа основных производственных средств, достигающий по
ряду отраслей 80-100%;
• накопление отходов производства, представляющих угрозу распространения
вредных веществ;
• снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов и государственных инспекций;
• отсутствие или недостаточный уровень предупредительных мероприятий по
уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций.